Дарвин русский лирический цикл проблемы истории и теории

Каталог / Д / Дарвин Михаил Николаевич

Дарвин Михаил Николаевич

Учёная степень: доктор филологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Филологические науки

Регион: Москва

Рейтинг: 71 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии “Известные Ученые”

Доктор филологических наук (1996), профессор (1997) кафедры теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета РГГУ, директор Государственного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов РГГУ. Член Ученого совета РГГУ, член Совета Института филологии и истории, член диссертационного совета РГГУ – Д.212.198.04. Область научных интересов и сфера научной деятельности: специалист в области теории и истории литературы, стиховедения, поэтики циклизации. Направления научной деятельности – художественная циклизация литературных произведений, история русской лирики, анализ художественного текста, книга в контексте художественного развития литературы. Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях: Член редколлегии журнала «Филологический журнал» (РГГУ), Член редколлегии журнала «Новый филологический вестник», Член редколлегии журнала «Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение, фольклористика». Научно-педагогическая деятельность: в РГГУ с 2001 г. Читает курсы лекций «Введение в теорию и историю русского стиха», «Анализ художественного текста», «Анализ лирического текста».

Научные публикации:

Автор более 100 работ. Основные публикации:

Проблема цикла в изучении лирики: учеб. пособие/М.Н. Дарвин; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 1983. – 104 с.

Русский лирический цикл:проблемы истории и теории: на материале поэзии первой половины ХIХ в./М.Н. Дарвин. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. – 137 с.

Циклизация в творчестве Пушкина : опыт изучения поэтики конвергент. сознания/М.Н. Дарвин, В.И. Тюпа; Рос. акад. наук, Сиб.отд-ние, Ин-т филологии. – Новосибирск: Наука, 2001. – 292 с.

Художественная циклизация лирики/М.Н. Дарвин//Теория литературы: в 4 т./Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; гл. ред. Ю.Б. Борев. – М.: ИМЛИ, 2003. – Т. 3: Роды и жанры: (основные проблемы в историческом освещении). – С. 467-515.

Продается ли вдохновенье? Еще раз о «Разговоре книгопродавца с поэтом» / М.Н. Дарвин // Пушкинский сборник/[сост.: И. Лощилов, И. Сурат]. – М.: Три Квадрата, 2005. – С. 133-138.

Анакреонтическая лирика / М. Н. Дарвин// Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий . – М. : Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. – С. 19-20.

Книга стихов / М. Н. Дарвин// Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий . – М. : Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. – С. 96-97.

Роман в стихах / М. Н. Дарвин// Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий . – М. : Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. – С. 219.

Цикл (в литературе) / М. Н. Дарвин// Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий . – М. : Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. – С. 292-293.

Последняя редакция анкеты: 17 мая 2010, 19:03

Получить код для установки баннера на сайте, в блоге

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания”

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Современные проблемы науки и образования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.953

«Фундаментальные исследования» список ВАК, ИФ РИНЦ = 1.094

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.725

«Успехи современного естествознания» список ВАК, ИФ РИНЦ = 0.869

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», ИФ РИНЦ = 0.800

«Международный журнал экспериментального образования», ИФ РИНЦ = 0.469

«European journal of natural history», ИФ РИНЦ = 0.864

«Международный студенческий научный вестник», ИФ РИНЦ = 0.445

«Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы»

Издание научной и учебно-методической литературы, ISBN, РИНЦ, DOI

Источник

Циклы и всевозможные циклические формы можно обнаружить в творчестве поэтов и писателей, принадлежащих к различным эпохам и культурам, школам и направлениям. Особой разновидностью цикла как такового является лирический цикл, который строится на сложных фабульных, тематических и ассоциативных связях. Именно в лирике циклические образования, характерные для всех родов литературы, достигли максимального многообразия. Проблема лирического цикла, в частности вопросы определения лирического цикла как литературной формы, его основных характеристик, генезиса, эволюции, классификации, внутренней структуры, соотношения с другими литературными формами являются доминирующими в теории изучения поэтической циклизации.

Читайте также:  Нарушение цикла поликистоз яичников

Попытки составить классификацию или типологию лирических циклов предпринимаются многими исследователями. Несомненно, изучая конкретные произведения циклической формы, литературоведы стремятся классифицировать и типологизировать проявления циклизации. Подобные классификации и типологии цикловых форм достаточно разнообразны. В предлагаемом анализе попробуем учесть различные цикловедческие классификации и типологии в современном литературоведении и выделить разновидности и типы цикловых форм.

Основное различие между классификацией и типологией заключается в следующем: цель классификации – различение явлений одного уровня по ряду выделяемых признаков, а цель типологии – нахождение общих признаков ряда явлений, которые объединяются в некий тип. Относительно к циклу это означает, что основу типологии составляют структурные модели, которые являются абстрактными образами ряда подобных циклов и характеризуются общим набором признаков. В отличие от классификации типология не должна покрывать всё многообразие циклов.

Исследователь лирических циклов М.Н. Дарвин предлагает классификацию литературного цикла, в которой разделяет лирические циклы в зависимости от создателя (или автора в широком смысле слова) на два основных типа: авторские и читательские [1].

К авторским относятся такие циклы, в которых автор-создатель отдельно взятых произведений и автор-создатель всего цикла полностью совпадают. Создателем цикла этого типа будет сам автор, творец поэтических произведений.

Таблица 1

Классификация литературного цикла М. Дарвина

Литературный цикл

Лирический (стихотворный) цикл

Эпический

(прозаический) цикл

Авторский

Читательский

(«несобранный»)

Первичный

Вторичный

Редакторский

В неавторских циклах автор-создатель отдельных произведений и автор-создатель всей циклической композиции могут не совпадать друг с другом. Неавторские циклические формы можно было бы назвать также читательскими. Создателем читательских циклов является сам читатель, который глубоко воспринял возможные контекстные связи стихов того или иного поэта, выделил их в своем сознании как художественное целое и дал циклу определенное название. Как разновидность читательских циклов можно выделить особую группу редакторских циклов. Создателем редакторских циклов является редактор, который циклизирует произведения какого-либо автора с тем, чтобы представить творческую индивидуальность писателя с определенных идейно-эстетических позиций.

Циклы, которые создаются поэтами с самого начала как художественные единства, Дарвин называет первичными. Вторичные циклы возникают на основе объединения различных произведений, написанных поэтом в разное время и по разному поводу.

Е. Хаев выделяет две основные разновидности циклов, существующих в лирике: свободный («не выстроенный автором, а сложившийся в силу взаимопритяжения внутренне близких произведений») и связанный («цикл, имеющий авторское заглавие, иногда эпиграф и обладающий заданной последовательностью компонентов») [2, с. 27].

Л. Ляпина предлагает «свод цикловедческих типологий» (основные принципы дифференциации), которые располагаются согласно степени их универсальности, т.е. от общего к частному: 1) по степени авторского участия (авторские, не авторские, редакторские, читательские); 2) по истории создания (задуманные как циклы, сложившиеся после создания составляющих цикл произведений); 3) по особенностям речевой структуры (стихотворные, прозаические); 4) по текстовой специфике (цикл, раздел, книга); 5) по жанру (элегические, очерковые); 6) по родовой принадлежности (лирические, эпические, драматические) [3].

В. Яковлева разрабатывает типологию циклов стихотворений канонической и свободной формы. Жанровой основой циклов стихотворений канонизированной формы является установленная автором стиховая и ритмикоинтонационная организация, а циклов свободной формы – смысловая нагрузка, влияющая непосредственно на содержание и раскрываемую автором идею произведения. Подтипами лирических циклов канонической формы выступают поэтические миниатюры традиционной формы и жанровые циклы. К подтипам лирических циклов свободной формы относятся поэтические миниатюры свободной формы, циклы лирических стихотворений, основанные на идейно-тематическом и образном единстве, авторские (эксклюзивные) циклы.

Казахстанская исследовательница художественной эстетики лирических циклов С. Абишева с учетом поступательности развития цикла предлагает три разновидности лирического цикла: авторский цикл, рецептивный цикл и рецептивный метацикл [4]. С. Абишева выделяет признаки, по которым лирический цикл осознается как авторский: 1) общая идея и тема; 2) название и его семантика; 3) сюжетнокомпозиционное единство; 4) единство образа лирического героя; 5) унифицированность хронотопа; 6) участие стиховых формантов в создании комплекса композиционно-содержательного тождества. Рецептивный (воспроизведенный читателем) цикл автором в действительности не реализован, но читателем воспринимается как некая целостность в силу идейно-тематической общности. Рецептивные метациклы определяются С. Абишевой как сверхциклические образования, которые можно выделить как в пределах творчества одного поэта, так и во всей поэзии определенного периода. Эти циклы представляют собой целостный идейно-тематический комплекс с единой сюжетно-композиционной линией и эстетической содержательностью.

Читайте также:  1 производственный цикл организации

Профессор Фрибургского университета Рольф Фигут (Швейцария) выстраивает многоуровневую классификацию, взяв за основу целый ряд параметров, в соответствии с которыми подразделяет лирические циклы на следующие разновидности: 1) по объёму: короткие, средние и большие циклы; 2) по жанру: циклы сонетов, элегий, идиллий, баллад, эпиграмм и др., а также циклы, построенные по принципу жанровой неоднородности; 3) по типу говорящего субъекта: «аукториальный» тип лирического цикла (в условиях «прозрачности всех говорящих субъектов для циклического субъекта», т.е. когда субъект цикла приблизительно равен субъекту каждого стихотворения); «персональный» тип, или ролевой цикл («усиленная автономность говорящих субъектов по отношению к циклическому субъекту»); 4) по тематике: любовный цикл, цикл путешествий, поэтологический цикл, философский цикл и др.

Р. Фигут, предлагая типологию лирического цикла, выделяет формальные и тематические типы лирического цикла [5]. Среди формальных типов представлены короткий (от трех до пяти коротких стихотворений), средний (не менее трех очень длинных текстов, не более 60 коротких и средних) и большой (использует формы короткого и среднего типов цикла в качестве субциклов или разделов) типы. Особым видом интегрирования короткого и среднего цикла в книгу стихотворений является тип «цикла циклов», который относится к разряду больших циклов. Большой цикл развивается из предшествующих больших циклов, например, как «Диван» Гёте. В коротких и средних циклах также возможно, но не обязательно единство жанра сгруппированных стихотворений, т.е. можно выделить циклы сонетов, элегий, идиллий, баллад, эпиграмм и т.д.

По мнению Р. Фигута, возможности типологизации открываются также в опоре на различные литературные и даже нелитературные «близкие жанры»: поэмы, новеллы, легенды, сказки, романы, эпос; драмы, кантаты, оперы; музыкальные форма композиции и циклизации; различные типы сборников анонимных стихотворений и народных песен; литургии и всякого рода обряды.

Большую роль в типологизации лирических циклов по темам играют тематически установленные типы циклов, среди которых наибольшее распространение получили любовный цикл и цикл путешествия.

Таблица 2

Тематическая типология лирических циклов

Тематический тип лирических циклов

Тематические разновидности типов лирических циклов

Тип цикла путешествия

  • географические путешествия: в Италию, Грецию, Испанию, Европу, Африку, Америку и т. д.
  • путешествие в деревню
  • вынужденное путешествие в ссылку
  • путешествие в ад или по аду

Тип любовного цикла

связан с формальным циклом сонетов или элегий

Тип циклов, тематически близких циклическому субъекту – «субъективные» темы

  • темы дружбы, смерти, радости, энтузиазма и пр. автобиографических эмоций
  • молитвы, духовные размышления (медитации)
  • фантастические видения
  • темы переживания природы, протекающего времени, ссылки, тюрьмы, лагеря
  • тема поэтического творчества и связанных с ним ощущений вдохновения и пустоты

Тип циклов, тематически далеких от циклического субъекта –

  • темы природы: пейзаж, растения, деревья и звери, камни и минералы
  • темы предметов культуры
  • сады и парки
  • предметы искусства
  • типы людей: портреты святых, царей, художников, простых людей и т. д.

«объективные»

темы

  • календарные: календарное время, дни, сезоны, время года, церковный год, календарный праздник
  • темы, связанные со временем: фазы человеческой жизни, история

мифологическая, библейская, народная или всего человечества

  • философские темы
  • политические темы
  • сатирические темы

Каждая из этих тем лирических циклов может стать ведущей в цикле и тем самым подтвердить введение соответствующего типа лирического цикла.

Читайте также:  В денисьевский цикл входят стих

Одним из оснований классификации циклов часто выступает такой критерий, как генезис, т.е. история создания, которая проявляется в цикловой форме. Типология циклов на этой основе впервые была предложена американской ученой Х. Мастэрд, которая разграничила циклы: 1) априорные, с самого начала «спрогнозированные» автором как целое («arranged»; в терминологии М. Дарвина – «первичные»); составленные постфактум, из уже написанных, независимо созданных произведений («composed»; у Дарвина – «вторичные»). Позже эта классификация была дополнена другим американским ученым Ф. Инграмом, который посчитал необходимым выделить третий, смешанный тип («compleeted»), соединяющий первый и второй принципы создания циклов.

В заключение попытаемся представить многоуровневую классификацию лирических циклов, взяв за основу формальные и содержательные параметры всех выше рассмотренных классификаций и типологий циклических образований, а именно – авторство, объём, способ развития ведущей лирической темы, характер лирического субъекта, жанровую однородность, композицию цикла. Данная классификация позволит описать многообразие лирических циклов.

Таблица 3

Классификация лирических циклов

Формальные или содержательные параметры

Группа циклов

Авторство цикла

  • авторский (стихотворения объединены в цикл автором и имеют общее заглавие)
  • несобранный (стихотворения объединены в цикл издателем и публикуются как цикл, либо стихотворения объединены литературоведами, но публикуются раздельно)

Способ создания

  • первичный (формируется автором сразу на этапе создания стихотворений, входящих в цикл)
  • вторичный (формируется автором, издателем или читателем спустя некоторое время после создания стихотворений)

Объём цикла

  • микроцикл (включает два-три стихотворения)
  • собственно цикл (содержит от четырех до нескольких десятков стихотворений; публикуется в составе более крупных сборников или книг стихов)
  • книга стихов (состоит из десятков отдельных стихотворений или нескольких целых циклов; публикуется отдельной книгой)

Жанр цикла

  • цикл сонетов, элегий, идиллий, баллад, эпиграмм и др. (состоят из стихотворений одного жанра)
  • жанрово неоднородный цикл (состоит из стихотворений разных и неопределенных жанров)

Способ развития лирической темы в цикле

  • линейный (лирическая тема развивается линейно, по восходящей или нисходящей)
  • кольцевой (развитие замкнуто: конец цикла смыкается с началом)
  • циклический (лирическая тема несколько раз возвращается к началу)
  • спиралевидный (возвращение осуществляется на новом уровне, с приращением смысла)
  • разветвленный (тема расходится в нескольких направлениях)

Композиция цикла

  • повествовательный (композиция цикла определяется единством события или конфликта и вызванных им переживаний)
  • музыкальный (стихотворения цикла выступают как вариации на тему, заданную заглавием, эпиграфом или первым стихотворением)
  • диалогический (отношения между стихотворениями строятся по принципу со/противопоставленности двух или более точек зрения на заданную тему)

Пространственновременные отношения

  • пространственный (в хронотопе цикла организующую роль играет пространство)
  • временной (организующую роль играет время)
  • пространственно-временной (и пространство, и время в цикле одинаково важны)

Представленные в таблице 2 тематические типы циклических образований не встречаются в чистом виде в конкретных циклах. Типологические свойства в циклах часто смешиваются, порождая промежуточные разновидности описанных типов. В классификациях подобное смешение недопустимо, так как группы циклов однозначны. Таким образом, классификация лирических циклов позволяет разносторонне описать анализируемый лирический цикл и выделить признаки лирического цикла, а типология дает возможность объяснить проявление тех или иных свойств в цикле и объединить общие признаки цикла в определенный тип.

  1. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. На материале поэзии первой половины XIX века. – Красноярск, 1988.
  2. Хаев Е. Проблема композиции лирического цикла / Проблема художественного и литературный процесс. – Кемерово, 1978.
  3. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. – СПб., 1999.
  4. Абишева С.Д. Поэтическая система «Мир природы»: структура и семантика. – Алматы, 2002.
  5. Фигут Р. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения. Проблемы теории / Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. – М., 2003.

Фамилия автора: Л. В. Флёрко

Источник