Циклы в паровом двигателе

Парова́я маши́на – тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина – любой двигатель внешнего сгорания, который преобразует энергию пара в механическую работу.

Изобретение паровых машин стало переломным моментом в истории человечества. Где-то на рубеже XVII-XVIII веков началась замена малоэффективного ручного труда, водяных колес и ветряных мельниц на совершенно новые и уникальные механизмы – паровые двигатели. Именно благодаря им стали возможны техническая и промышленная революции, да и весь последующий прогресс человечества.

Первые опыты использования пара в механике были предприняты еще на заре нашей эры Героном Александрийским. Его устройство представляло собой шар с двумя закрученными выходными трубками-соплами, выходя из которых пар приводил шар в движение. Машина получила название эолипил или «сфера Герона». Существует предположение, что сам Герон непричастен к созданию данного механизма – он лишь первый его описал в своем труде «Пневматика», а сами лавры изобретателя принадлежат Ктесибию Александрийскому, жившему на 300 лет ранее. Однако в любом случае устройство, в силу своей ненадобности, было забыто более чем на полторы тысячи лет.

Позднее, уже в XVI веке, арабский философ и изобретатель Таги-аль-Диноме усовершенствовал машину Герона, заменив шар на колесо, приводимое в движение струей пара, направленной прямо на лопасти колеса. Нечто похоже предлагал позднее и итальянский инженер Джованни Бранка. Машина, именованная паровой турбиной, имела один очень большой недостаток – огромный расход пара, а соответственно и низкий коэффициент полезного действия. И снова дальнейшего развития работа над паровой машиной не получила – все еще не была ясна сфера применения данных исследований.

В 17 века были созданы ещё две модели: в Испании двигатель сконструировал Аянс де Бомонт, а в Англии Эдвард Сомерсет в 1663 году установил паровую установку для закачки воды в Большую башню замка Реглан. Но все проекты быстро сворачивались и забывались. Тогда, как впрочем, и сейчас все новое не воспринималось большинством, и деньги на разработку никто давать не решался.

И вот, наконец, к концу века французский врач Дени Папен изобрел первый паровой котел. В 1674 году медик-изобретатель создал пороховой двигатель. Его работа заключалась в том, что при возгорании пороха в цилиндре перемещался поршень. В цилиндре образовывался слабый вакуум, и атмосферное давление возвращало поршень на место. Образующиеся при этом газообразные элементы выходили через клапан, а оставшиеся охлаждались. К 1698 году Папену удалось создать по такому же принципу агрегат, работающий не на порохе, а на воде. Таким образом, первая паровая машина была создана. Несмотря на существенный прогресс, к которому могла привести идея, существенной выгоды она своему изобретателю не принесла. Связано это было с тем, что ранее другой механик, Сейвери, уже запатентовал паровой насос, а другого применения для подобных агрегатов к этому времени еще не придумали.

Устройство Папена

Конечно, Папена это не остановило. На свои последние сбережения потратил на приобретение небольшого судна, на котором занялся установкой водоподъемной пароатмосферной машины собственного производства. Механизм действия заключался в том, чтобы, падая с высоты, вода начинала вращать колеса.

Свои испытания изобретатель проводил в 1707 году на реке Фульде. Много народу собралось, чтобы посмотреть на чудо: двигающееся по реке судно без парусов и весел. Однако во время испытаний произошла катастрофа: взорвался двигатель и погибли несколько человек. Власти разозлились на неудачливого изобретателя и запретили ему какие-либо работы и проекты. Судно конфисковали и разрушили, а через несколько лет скончался и сам Папен.

Более удачливым в плане дивидендов оказался англичанин Ньюкомен. Когда Папен создал свою машину, Томасу было 35 лет. Он внимательно изучил работы Сэйвери и Папена и смог понять недостатки обеих конструкций. Из них он взял все лучшие идеи. Уже к 1712 году он создал свою первую модель.

Агрегат Ньюкомена

Агрегат Ньюкомена поднимал воду из копей с помощью воздействия атмосферного давления. Машина отличалась солидными размерами и требовала для работы большого количества угля. Несмотря на эти недостатки, модель Ньюкомена использовали в шахтах полвека. Она даже позволила вновь открыть шахты, которые были заброшены из-за подтопления грунтовыми водами. В 1722 году детище Ньюкомена доказало свою эффективность, откачав воду из корабля в Кронштадте всего за две недели. Система с ветряной мельницей смогла бы сделать это за год. Из-за того, что машина была создана на основе ранних вариантов, английский механик не смог получить на нее патент. Конструкторы пытались применить изобретение для движения транспортного средства, но неудачно. На этом история изобретения паровых машин не прекратилась.

Годы шли. И промышленная революция накрывала все больше и больше стран. Первенство и лидерство среди других держав доставалось неизменно Англии. К концу восемнадцатого века именно Великобритания стала создательницей крупной промышленности, благодаря чему завоевала титул всемирной монополистки в данной отрасли. Вопрос о механическом двигателе с каждым днем становился все более актуальным. И такой двигатель был создан.

Читайте также:  Цикл нарезания резьбы на токарном станке

1784 год стал для Англии и для всего мира переломным моментом в промышленной революции. И человеком, ответственным за это, стал английский механик Джеймс Уатт. Паровая машина, которую он создал, стала самым громким открытием века.

На основании предыдущих опытов работ по созданию пароатмосферных машин он сделал вывод, что для эффективности работы двигателя необходимо сравнять температуры воды в цилиндре и пара, который попадает в механизм. Новая паровая машина была сконструирована так, что цилиндр, заключенный в специальную рубашку из пара, постоянно находился в нагретом состоянии. Кроме того, Уатт так же создал специальный сосуд, погруженный в холодную воду – конденсатор. Когда пар отрабатывался в цилиндре, то через трубу попадал в конденсатор и там превращался обратно в воду.

Таким образом, весь пар, попадавший из цилиндра, конденсировался в нем. Благодаря этому нововведению очень сильно увеличивался процесс расширения пара, что в свою очередь позволяло извлекать из того же количества пара намного больше энергии.

Это был венец успеха. Создатель паровой машины также изменил и принцип подачи воздуха. Теперь пар попадал сначала под поршень, тем самым поднимая его, а затем собирался над поршнем, опуская. Таким образом, оба хода поршня в механизме стали рабочими, что ранее даже не представлялось возможным. А расход угля на одну лошадиную силу был в четыре раза меньше, чем, соответственно, у пароатмосферных машин, чего и добивался Джеймс Уатт. Паровая машина очень быстро завоевала сначала Великобританию, ну а затем и целый мир.

Конец первой части

BrsInCraft.ru

Источник

ИДЕАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ПАРОВЫХ МАШИН  [c.148]

При изучении и исследовании идеальных циклов паровых машин, так же как и ранее, при изучении идеальных циклов двигателей внутреннего сгорания, рассматриваются только основные, определяющие цикл, процессы, совершаемые рабочим телом.  [c.148]

Общетеоретическая часть учебника Мерцалова имеет следующее содержание введение механический эквивалент тепла уравнение лживых сил в применении его к термодинамике характеристическое уравнение система координат р-изображение различных процессов в системе координат р-и процессы изотермический и адиабатический обратимые и необратимые процессы коэффициент полезного действия постулат Клаузиуса принцип Томсона цикл Карно зависимость к. п. д. цикла Карно от температур источника теорема Клаузиуса энтропия система координат Т-5 политропные кривые характеристическое уравнение насыщенного пара применение первого принципа термодинамики к насыщенным парам уравнение Клапейрона выражение энтропии насыщенного пара изображение процесса парообразования в системе координат Т-5 построение тепловой диаграммы для насыщенного пара некоторые частные процессы для насыщенного пара процесс паровой машины свойства перегретого пара основные уравнения термодинамики для перегретого водяного пара цикл паровой машины для перегретого пара.  [c.113]

Следующий параграф посвящен паровой машине. В нем прежде всего очень подробно и обстоятельно говорится о работе паровой машины и показывается, что в термодинамике рассматривается так называемая идеальная паросиловая установка, представляющая собой котел, машину и конденсатор. Потом рассматриваются циклы Карно и Ренкина при этом используется диаграмма Т- . Здесь записано условие сжатия всей массы пара и составляет отличие цикла Карно от действительного процесса . Дальше доказывается, что термический к. п. д. цикла Карно будет больше термического к. п. д. цикла Ренкина. После этого записано Таким образом, цикл Карно совершенно ке соответствует тому, что происходит в действительности, а потому цикл паровой машины с ним и не сравнивают, принимая идеальным циклом – цикл Ренкина . Затем обычным методом выводится формула термического к. п. д. цикла Ренкина (для насыщенного пара). Заметим, что все эти исследования были сопровождены следующим высказыванием … их выяснение важно для нас потому, что резуль-  [c.124]

Дальше следует заключительный параграф второй части учебника, посвященный паровым машинам, работающим перегретым паром. Здесь прежде всего кратко говорится о большом значении перегретого пара, а затем описывается процесс его получения. После этого дается в системе координат Т-5 цикл паровой машины для перегретого пара. При этом без вывода формулы термического к. п. д. цикла, а лишь общими рассуждениями показывается, что применение перегретого пара повышает к. п. д.  [c.126]

Действительный цикл паровой машины в отличие от теоретического имеет  [c.85]

Превращение одного вида энергии в другой сопровождается теми или иными потерями из термодинамики мы знаем о значительных величинах тепловых потерь, неизбежных в рабочем цикле паровой машины, работающей на выхлоп. Но кроме этих потерь тепла, органически связанных с рабочим циклом машины, которые имеют место даже при отличном состоянии ее, работа машины сопровождается и другими потерями, а именно на начальную и внутреннюю конденсацию, на утечки пара (и стало быть тепла) через неплотности поршневых и золотниковых колец и на мятие.  [c.297]

Читайте также:  Желтые выделения в середине цикла без боли и запаха
Рис. 96. Цикл паровой машины в 1,5-дпа-грамме.
Рис. 113. Цикл паровой машины с промежуточным перегревом.

Цикл паровой машины можно обратить так же, как и цикл Карно. Для этого нужно испарять воду при низкой температуре, полученный пар сжимать в поршневом или турбокомпрессоре до некоторого давления и при этом давлении и соответствующей температуре насыщения  [c.178] В соответствии со схемой и циклом паровой холодильной машины (см. рис. 23.8) определяются параметры узловых точек по Г,5-диаграмме и таблицам насыщенных паров фреона-12 [4]  [c.219]

Найти термический к. п. д. и мощность паровой машины, работающей по циклу Ренкина, при следующих условиях при впуске пар имеет давление Р1 – 1,5 МПа и температуру П = 300° С давление пара при выпуске Ра = 0,01 МПа часовой расход пара составляет 940 кг/ч.  [c.244]

Теоретический цикл паровой холодильной машины (рис. 14.4) протекает в области влажного насыщенного пара между пограничными кривыми и представляет собой обратный цикл Карно  [c.127]

Термодинамика – наука, изучающая самые разнообразные явления природы, сопровождающиеся передачей или превращениями энергии в различных физических, химических, механических и других процессах. Термодинамика как наука сложилась в середине XIX в., когда в связи с широким развитием и использованием тепловых машин возникла острая необходимость в изучении закономерностей превращения теплоты в работу, создании теории тепловых машин, используемой для проектирования двигателей внутреннего сгорания, паровых турбин, холодильных установок и т. д. Поэтому основное содержание термодинамики прошлого столетия – изучение свойств газов и паров, исследование циклов тепловых машин с точки зрения повышения их к. п. д. В силу этого основным методом термодинамики XIX в. был метод круговых процессов. С этим этапом развития термодинамики связаны прежде всего имена ее основателей С. Карно, Б. Клапейрона, Р. Майера, Д. Джоуля, В. Томсона (Кельвина), Р. Клаузиуса, Г. И. Гесса и др.  [c.4]

По виду хладагентов и их агрегатному состоянию в цикле холодильные машины подразделяют на две группы газовые холодильные машины, в которых хладагент, например воздух, находится в состоянии, далеком от линии насыщения паровые холодильные машины, в которых хладагентом являются пары различных веществ, а хладагент в цикле холодильной машины может быть в жидкой фазе, в виде влажного насыщенного пара, сухого или перегретого пара.  [c.176]

ЦИКЛЫ ПАРОВЫХ КОМПРЕССИОННЫХ ХОЛОДИЛЬНЫХ МАШИН  [c.177]

Рассмотрим принципиальную схему одноступенчатой паровой компрессионной машины (рис. 12.1) и цикл данной машины в Т – 5-диаграмме (рис. 12.2).  [c.177]

Особенностью цикла компрессионной паровой машины по сравнению с циклом воздушной холодильной машины является использование рабочего вещества в обеих фазах (жидкой и газообразной), что делает принципиально возможным осуществление обратного цикла Карно.  [c.558] На рис. 8.45 представлен теоретический цикл паровой компрессионной холодильной машины. Процесс 4-/ представляет собой испарение жидкого холодильного агента при температуре и давлении за счет теплоты охлаждаемого тела. Состояние влажного пара, засасываемого компрессором, характеризуется точкой 1. Компрессор сжимает пар адиабатически по линии 1-2. Состояние в точке 2 соответствует сухому насыщенному пару, а в некоторых циклах – влажному или перегретому пару. Сжатый холодильный агент поступает затем в конденсатор, где осуществляется процесс отдачи теплоты (линия 2-3) при постоянном давлении и соответствующей ему температуре Тд. Адиабатическое расширение жидкости по линии 3-4 обусловливает необходимость использования расширительного цилиндра.  [c.559]

Реальный цикл паровой компрессорной холодильной установки несколько отличается от обратного цикла Карно следующим 1) дорогостоящая расширительная машина заменена дешевым небольшого размера дросселем, причем дополнительные потери вследствие дросселирования хладагента оказываются практически ничтожными  [c.153]

Цикл паросиловой установки с паровой машиной изображен на рис. 14-29 и. 14-30.  [c.443]

Как говорилось, автор продуманно и очень последовательно излагает в рассматриваемом разделе общие сведения и теорию паровой машины. Сначала рассматриваются схема паровой машины и принцип ее действия, зате.м говорится об идеальном цикле паровой машины и отличии его от цикла Карно. После этого излагается термодинамическая теория пдсального цикла паровой машины и выводится формула тер.мпческого к. п. д. цикла для насыщенного и перегретого пара. Расс.мотрев идеальный цикл паровой машины и установив основные аналитические соотношения для него автор переходит к индикаторной диаграмме и говорит об обстоятельствах, отклоняющих ее ст идеального цикла. После этого вводятся типичные для паровой машины к. п. д.  [c.86]

Дальше в этой статье Молье показывал, каким образом могут определяться по диаграмме /-5 работа 1 кг пара в цикле паровой машины или турбины, а также скорость истечения пара при заданных начальном состоянии н противодавлении его. Для облегчения выч1 сле П1я скорости истечения проф. Молье ввел особый масштаб скоростей.  [c.91]

Читайте также:  Длительность сердечного цикла в покое

В главе Двигатели внутреннего сгорания тоже очень элементарно, но при этом весьма многословно говорится о работе двигателей (быстрого и постепенного сгорания) и обычным для того времени методом выводятся фор.мулы термического к. п. д. их циклов. На таком же уровне изложена следующая глава – Двигатели паровые . Кроме подробного описания процессов работы паровых машин, выводится формула термического к. п. д. Автор не проводит анализа выведенной формулы и не высказывает тех положений, которые ею устанавливаются. При рассмотрени цикла паросиловой установки автор ни слова не говорит о цикле Карно и его особенностях при при.менении к водяному пару ни слова здесь также не сказано и о паротурбинных установках. После рассмотрения цикла паровой машины дается ее калори.метрическое исследование. Понятие о явлении начальной конденсации пара освещается очень поверхностно, без выявления ее физической сущности. Также неполно отмечаются и значения отдельных мероприятий, уменьшающих начальную конденсацию пара. Вообще можно сказать, что прикладная часть в учебнике Саткевича изложена слабее, чем основная – общая теория термодинамики.  [c.148]

Различно в учебниках ставится и теория истечения газа и пара. В большиистве учебников эта теория дается перед разделом Циклы паровых машин , что является правильным, так как эта теория и отдельные понятия (например, сопла и диффузоры) используются при рассмотрении турбинных установок и реактивных двигателей и их циклов. В некоторых же учебниках эта теория дается как приложение к курсу термодинамики после рассмотрения циклов турбинных установок. Такая постановка теории истечения, являющаяся менее целесообразной, чем первая, имеется в учебниках Саткевича, Жуковского, Тареева и др.  [c.292]

Это справедливо и для циклов паросиловых установок. Пар должен, следовательно, конденсироваться при возможно более низкой температуре. Нижняя граница определяется при этом температурой охлаждающей воды. У машин с выхлопом в атмосферу пар покидает цилиндр с температурой 100 С. При этом значительная часть теплоперепада остается неиспользованной. На рис. 97 в Т, 5-диаграмме жирным контуром изображен цикл паровой машины, использующей сухой насыщенный пар при 116 ат и 200,4° С и отдающей отработавший пар в конденсатор при темпе-ратуре 30°С и давлении 0,0433 ат. Если бы машина работала с выхлопом в атмосферу, то площадь, изображающая работу, уменьшилась бы на величину заштрихованой площадки, т. е. почти наполовину. Машины с выхлопом в атмосферу используются сегодня в случаях, когда их простота отодвигает на второй план недостаток, связанный с малой экономичностью.  [c.159]

Потери в реальном цикле паровой машины представляют собой разность Площади диаграммы, полученной с помощью индикатора, и теоретической диаграммы, построенной в предположении адиабатности расширения для количества пара rrif, заполняющего цилиндр. Отноше-  [c.167]

Позднее этот детандер [9, 10] был приспособлен для работы в ожижителе гелия. В этом случае в ожижителе работает обычно несколько детандеров на различных темнературных уровнях для обеспечения большей обратимости цикла. Схематическое изображение цилиндра гелиевого детандера дано на фиг. 12. Как по принцииу действия, так и по внешнему виду этот детандер подобен паровой машине XVIII столетия, в которой балансиры управляют движением поршня и клапанов.  [c.139]

Рассмотренный выше цикл называется прямым. В таких ц 1клах теплота превращается в работу в них работа расширения больше работы сжатия. По прямым циклам работают тепловые двигатели (двигатели внутреннего сгорания, газотурбинные установки, паровые машины, ракетные двигатели).  [c.65]

В качестве примера определим термический к.п.д. двигателей, работающих по обратимому циклу Карно 1) двигателя внутреннего сгорания (дизеля), если Г1 = 2200 К и 2 = 550 К 2) пароэнергетической установки, если 7 i = 725 К и 72 = 300 К 3) паровой машины с выхлопом в атмосферу, если 7 i = 550 К Га = 375 К.  [c.109]

Рассмотренн1лй цикл абсорбционной холодильной машины можно разбить на два цикла прямой и обратный. Прямой цикл, т. е. цикл парового двигателя, осуществляется по следующей схеме кипятильник – турбина – абсорбер, выполняющий роль конденсатора,- насос. Обратный цикл, или цикл холодильной машины конденсатор – турбина – испаритель – прямой цикл, выполняющий роль термокомпрессора.  [c.265]

Исключение составляет лишь процесс расширения пара, который в паровой машине не доводится до конечного давления pi, так как для этого понадобились бы рабочие цилиндры чрезвычайно больших размеров. Поэтому расширение пара в цилиндре машины производится лишь до некоторого давления Рз>Рг, после чего открывается выпускной клапан и пар расширяется до давления рг у е вне цилиндра машины. Вследствие этого по последовательности процессов цикл паросиловой установки с паровой машиной сходен с циклом поршневого газового двигателя с подводом тепла при р = onst. Относительно условности изображения процесса 62-расширения пара вне машины на T-s или p v диаграмме справедливы те же соображения, что и относительно соответствующего процесса в газовь х поршневых двигателях.  [c.443]

Источник