Циклы технологического процесса социальной деятельности
Сущность и структура технологического процесса
Так как социальная работа как деятельность представляет собой технологический процесс, который повторяется при решении новой задачи, нужно остановиться на этом понятии. Процесс – это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. Внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей
Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом – сущностная характеристика технологического процесса.
Основа технологического процесса – это алгоритм действий. Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В социальной работе – это последовательность действий, направленных на преобразование объекта социальной работы, и перевод его в искомое состояние.
Вторым существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция – это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Третьим важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий – это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
На первом этапе осуществляется сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач. На втором этапе выявляется и анализируется проблемная ситуация, изучение обоснования, вариантов и способов действий, оценку, выбор оптимального варианта решения проблемы.
Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта. Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.
Содержание технологического процесса
Что же представляет собой содержание технологического процесса. Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.
3. На этапе обработки информации изыскиваются дополнительные источники информации, происходит её сбор и систематизация, ее анализ и обобщение. Выводы составляют базу для уточнения цели и задач.
4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем
Источник
Общая характеристика методов и технологий социальной работы
Социальные технологии – это совокупность знаний об наилучших способах регулирования и преобразования социальных процессов и отношений.
Технологии социальной работы включены в отрасль социальных технологий, направленных на социальное обслуживание, поддержку и помощь гражданам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Признаки технологии: тиражируемость, прогнозируемость, диагностируемость и процессуальность результата.
Определение 1
Социальные технологии – это система, включающая различные приемы воздействия, методы для решения конкретной социальной проблемы, факторы, влияющие на социальные системы и процессы с целью их оптимизации и преобразования. Цель социальных технологий – возвращение человеку способности к социальной деятельности.
Методы – это способы взаимодействия социального работника и клиента для разрешения конкретной социальной проблемы.
Методика социальной работы – отрасль социальных знаний, совокупность методов, приемов, форм социальной деятельности.
Определение 2
Форма социальной работы – способ организации процесса, отображающий внутреннюю связь его элементов и определяющий взаимоотношения социального работника и клиента.
Позитивные социальные изменения возможны при использовании новых технологий, воздействующих на преобразование и развитие основных сфер жизнедеятельности индивида – производство, управление, социальную структуру, науку и т.д.
Сущность социальных технологий лежит в двух плоскостях: способ использования теоретических знаний в решении практических задач; совокупность методов, приемов, воздействий для решения социальных проблем и для достижения цели в процессе социального развития.
Определение 3
Технологическая задача социальной работы – выявление с помощью имеющегося у социальных служб инструментария социальной проблемы, своевременная коррекция действий клиента и социального работника, оказание необходимой социальной помощи. От характера социальной проблемы зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы.
Для решения социальной проблемы необходима информация об объекте социального воздействия, об обстоятельствах, условиях и других факторах, оказывающих влияние на его состояние, жизнедеятельность, поведение.
Технология социальной работы тесно взаимосвязана со смежными теоретическими областями знаний, с практическим опытом, обычаями, ритуалами, традициями, социально-психологическими фактами и явлениями.
Функции технологий социальной работы:
- диагностическая,
- аналитическая,
- системно-модулирующая,
- активационная,
- проектно-организаторская,
- инструментально-практическая,
- эвристическая,
- распорядительно-управленческая,
- комплексная.
Этапы технологического процесса в социальной работе
В социальной работе замкнуты цикл технологического процесса включает следующие этапы:
- Предварительный этап. Выявляется, оценивается и ранжируется социальная проблема, выясняются причины, приведшие к ее возникновению. Социальный работник мобилизует свой морально-психологический, интеллектуальный, профессиональный потенциал для решения проблемы.
- Этап целеполагания. Формулируется первичная целевая установка деятельности социального работника, на основании которой выбираются средства и способы ее достижения, определяются пути поиска дополнительных информационных источников о социальной среде и условиях жизнедеятельности клиента.
- Этап обработки информации. Сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Вытекающие из аналитической работы выводы составляют основу для конкретизации целей и задач, определения содержания, методов, организационных форм социальной работы.
- Этап процедурно-организационной работы. Осуществляется реализация мер социального воздействия в обозначенные сроки и время конкретными исполнителями, результаты сопоставляются и соизмеряются с критериями эффективности социальной работы.
- Контрольно-аналитический этап работы. Включает: анализ итогов деятельности социальных работников; выявление факторов, способствовавших разрешению социальной проблемы; выяснение причин, препятствующих успешному решению проблемы и обозначение путей их решения в будущем.
Технологический процесс социальной работы необходимо постоянно совершенствовать. Направления его совершенствования: лежат в сфере разработки новых методов и методик осуществления операций; касаются совершенствования способов применения инструментария социальной работы; состоят в предоставлении оптимального сочетания общих методов социальной работы и специфики условий жизнедеятельности клиентов социальных учреждений; заключаются в способности учитывать при выборе методов воздействия социально-психологические факторы, в умении использовать для выработки новых социальных технологий достижения социальных наук.
Классификация социальных технологий
Все разнообразие социальных технологий требует их типизации и классификации.
Типология в социальной работе: выполняет прогностическую функцию, основанную на переработке применяемого на практике инструментария; выступает формой научного обоснования социальных технологий; осуществляет ориентировочную функцию.
Основой типологии социальных технологий являются такие признаки, как:
- степень ассоциированности объекта социального воздействия (личность, трудовой коллектив, социальные группы, общество);
- иерархия и масштабы воздействия (местные, региональные, континентальные, глобальные и др.);
- сфера социализации и жизнедеятельности человека (социальная, политическая, производственная, духовная);
- степень зрелости социальных объектов;
- область общественной жизни (образование, экономика, здравоохранение, научная деятельность);
- способы и средства воздействия, инструментарий, используемые для решения социальных проблем;
- цель, реализуемая в процессе применения социальной технологии; уровень разработки социальных технологий (конкретно-прикладной, теоретический).
Классификация социальных технологий по сфере использования включает социально-политические, социально-экономические, социальные и духовные технологии.
Классификация, основанная на уровне социального пространства, в котором используются технологии подразделяется на: демографические, экономические, глобальные, военные технологии, технологии продовольственных кризисов, катастроф, конфликтов.
Источник
Так как социальная работа как деятельность представляет собой технологический процесс, который повторяется при решении новой задачи, нужно остановиться на этом понятии. Процесс – это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. Внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей
Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом – сущностная характеристика технологического процесса.
Основа технологического процесса – это алгоритм действий. Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В социальной работе – это последовательность действий, направленных на преобразование объекта социальной работы, и перевод его в искомое состояние.
Вторым существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция – это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Третьим важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий – это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
На первом этапе осуществляется сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач. На втором этапе выявляется и анализируется проблемная ситуация, изучение обоснования, вариантов и способов действий, оценку, выбор оптимального варианта решения проблемы.
Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта. Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.
Содержание технологического процесса
Что же представляет собой содержание технологического процесса. Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.
3. На этапе обработки информации изыскиваются дополнительные источники информации, происходит её сбор и систематизация, ее анализ и обобщение. Выводы составляют базу для уточнения цели и задач.
4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейш
Источник
1.1 Технологический процесс в социальной работе
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательной применений на практике на наш взгляд является важнейшим требованием к профессионалу. Что же вкладывается в понятия «социальная технология» и «технология социальной работы»?
Технология социальной работы — это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. В совокупности содержание такого цикла от возникновения задачи до ее полного решения составляет технологический процесс.
Процесс — это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей.
Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента — основная функция технологии социальной работы. Социальный работник принимает непосредственное участие в анализе информации, в подготовке вариантов решения той или иной личностной (или групповой) проблемы и в практическом осуществлении намеченного плана действий, т.е. является активным участником и творцом технологии воздействия на жизнедеятельность клиента[37].
Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения, что составляет завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом — сущностная характеристика технологического процесса.
· Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).
Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В применении к социальной работе этот термин понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние.
· Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции.
Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели (или подцели). На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды (экономическое положение, господствующие социально-психологические явления). Результат каждой операции зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб.
· В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий.
Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
По нашему мнению, человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента социальной работы в различные виды деятельности — преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную — значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера[26].
Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение.
Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
· Формулирование цели воздействия.
· Выработка и выбор способов воздействия.
· Организация воздействия.
· Оценка и анализ результатов воздействия.
Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном скорректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом[4].
Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение[1].
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.
Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.
Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.
Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий.
Социальное противоречие — это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является, прежде всего, результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности.
При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий:
· Стадия тождества – характеризуется возможностью возникновения противоречия из-за наличия пусть даже несущественных различий.
· Стадия существенных различий – характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.
· Стадия противоположностей – характеризуется поляризацией антагонизма в отношениях, перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.
· Стадия конфликта – когда взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и достигают степени открытого противоборства.
Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:
· Предварительный этап – когда осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение.
· На этапе целеполагания осуществляется, первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы.
· Этап обработки информации – характеризуется поиском дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение.
· Этап процедурно-организационной работы – когда осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
· Контрольно-аналитический этап работы – завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем[32].
Таковы основные этапы технологического процесса социальной работы.
Таким образом, технологический процесс социальной работы, как и любой другой вид деятельности, требует постоянного совершенствования. Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе:
· во-первых, лежат в плоскости разработки новых методик выполнения операций на всех этапах технологического процесса;
· во-вторых, касаются совершенствования способов использования всех компонентов инструментария социальной работы;
· в-третьих, состоят в обеспечении правильного сочетания общих методов социальной работы со спецификой конкретных условий жизнедеятельности клиентуры социальных служб;
· в-четвертых, заключаются в умении постоянно учитывать социально-психологические факторы при выборе методов воздействия на объекты социального воздействия и умении органично использовать достижения социальных наук для выработки новых технологий.
Сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить их множества. Главное назначение социальных технологий — регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.
Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 118548
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… важной первичной инф-ции, без чего в практике С.р. невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности данной проф. д-сти. 46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что …
… представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение к старости, к заслугам и возрасту пожилого человека – это показатель культуры общества. 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми Множество пожилых людей добровольно оказывают …
… некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация, знание отдельных видов реабилитации и отрицание других. 2.2 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать …
… выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника. Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и …
Источник