Циклы подготовки в спорте

В зависимости от времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают моно-, микро-, мезо-, макро – и более масштабные циклы тренировочного процесса спортсменов (олимпийские циклы).
Моноциклы – это структурные составляющие тренировочного процесса спортсменов в рамках отдельного тренировочного либо восстановительного дня. Моноциклы могут быть разных видов: учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные, объемные, интенсивные и т.д.
Микроциклы (малые циклы) – это совокупность нескольких тренировочных и восстановительных моноциклов, которые составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, как правило, в рамках одной календарной недели. Микроциклы разного типа служат своего рода “строительными блоками” тренировочного процесса, из которых складываются средние циклы тренировки. Микроциклы могут быть: втягивающие, ударные, подводящие, восстановительные, соревновательные, объемные и т.д.
Мезоциклы (средние циклы) – это структура этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов суммарной длительностью в среднем от 4 до 8 календарных недель. Структура мезоцикла определяется “набором” микроциклов, определенным порядком их сочетания с учетом логики построения тренировочного процесса и конкретными особенностями этапа подготовки. Мезоциклы бывают: втягивающими, базовыми, соревновательными, интенсивными, восстановительными, подводящими, контрольные, “шлифовочными”, предсоревновательные и т.д.
Макроциклы (большие циклы) – охватывают крупные периоды процесса подготовки спортсменов. Макроцикл включает в себя несколько мезоциклов, направленных на решение конкретной задачи. Длительность макроцикла может составлять от 6 месяцев до 1 года. Хотя длительность этих циклов может быть и другой.
Олимпийские циклы – самые крупные структурные составляющие тренировочного процесса спортсменов. Длительность олимпийских циклов составляет четыре года (между олимпийскими играми).
Каждый цикл подготовки спортсменов имеет три периода (фазы): подготовительный (предсоревновательный)”объемный, количественный” период – набор спортивной формы; соревновательный (основной)”интенсивный, качественный” период – сохранение спортивной формы; и переходный (восстановительный) период – временная утрата спортивной формы. Представленные циклы образуют в определенных сочетаниях более крупные составляющие тренировочного процесса, можно сказать служат “строительными блоками” процесса подготовки спортсмена.
Основное содержание принципа цикличности тренировочного процесса спортсменов можно выразить в следующих основных методических положениях:
1. При построении тренировочного процесса в спорте, необходимо периодически повторять его структурные составляющие. Необходимо так же периодически изменять содержание циклов тренировки в соответствии с логикой подготовки к основным соревнованиям и закономерностями развития спортивной формы, для того чтобы гарантировать оптимальную готовность спортсмена к выступлению в главных (основных, целевых) соревнованиях.
2. Необходимо рассматривать любой элемент процесса подготовки в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса. Нужно учитывать, что структура микроциклов во многом определяется их местом в структуре мезоциклов, а структура мезоциклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих ее микроциклов, а с другой – местом в структуре макроцикла и т.д.
3. Следует нормировать тренировочные нагрузки, а так же регулировать их динамику в зависимости от структурных составляющих тренировочных циклов. Доза нагрузки, ее динамика, а так же любые упражнения и методы их использования в тренировке, как бы они ни были хороши, теряют свою эффективность, если применены не вовремя инек месту.
4. Выбор тренировочных средств (упражнений), т.е. содержание тренировки, характер и величину нагрузок необходимо осуществлять в соответствии с периодом тренировочного процесса спортсмена.
5. При построении тренировочного процесса спортсменов следует учитывать биоритмы организма.
Циклы тренировки привлекают все более пристальное внимание ученых и тренеров. Этому способствует, в настоящее время, несколько обстоятельств: рост объемов и интенсивности нагрузок приближаются к границам биологической нормы. Более эффективное управление процессом спортивного совершенствования может осуществляться за счет оптимизации структуры тренировочного процесса. Невозможно на уровне “мировых стандартов” мобильно, отказоустойчиво и эффективно управлять тренировочным процессом высокоперспективных спортсменов без использования в их подготовке современных компьютерных, информационных, цифровых и беспроводных технологий. Построение оптимальных тренировочных циклов приобретает в данных условиях первостепенное значение.
Источник
Спортивные тренировки по своим функциям делятся на микро-, мезо- и макроциклы.
Микроциклы (малые циклы) объединяют отдельные занятия в серии. В хоккее, плавании, гимнастике, в других видах спорта недельный микроцикл состоит из 6—18 учебно-тренировочных занятий, проводятся одна-три тренировки в день. В нем имеются две фазы — кумуляционная и восстановительная, в которых нагрузка распределяется в соответствии с физиологическими нормами. Микроциклы могут быть подводящими, собственно-тренировочными, соревновательными и восстановительными.
При проведении нескольких тренировок в день рекомендуются различные варианты неодинаковой по характеру работы: утром — занятия по общей физической подготовке и специальной физической подготовке — развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости); вечером — спортивная подготовка по виду спорта; утром — работа по виду спорта на развитие общей выносливости; днем — силовой, вечером — скоростной выносливости. Большое количество вариантов требует постоянного контроля над функциональным состоянием спортсменов и внесения корректив в занятия.
Основа микроцикла — тренировочные занятия, которые состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Задачи занятия и отдельных его частей меняются в зависимости от видов спорта и периодов тренировки. Следует выделить обязательные требования, которые должны выполняться на занятиях: воспитание у спортсменов высоких моральных качеств, образование новых двигательных способностей, совершенствование физических и психических качеств.
Подготовительная часть (разминка) — это подготовка организма к напряженной и интенсивной работе, что не исключает применения в ней больших нагрузок. С помощью упражнений достигается «разогревание» организма, улучшаются гибкость и подвижность в суставах, точность и координация движений. Эта часть проводится в составе группы или индивидуально, выполняются ходьба, бег в различном темпе с движениями руками, ногами и туловищем, вольные упражнения для всех мышечных групп — рук, плечевого пояса, туловища, ног и тела. Гибкость совершенствуется повторными пружинистыми движениями на полу и около гимнастической стенки. Допускается проведение спортивных и подвижных игр.
Перед соревнованиями разминка должна создавать оптимистическое настроение, повышать эмоциональное состояние, для чего применяется круговой метод с имитацией предстоящих упражнений. В зависимости от вида спорта и периодов тренировки подготовительная часть длится 15—30 мин.
Основная часть направлена на решение следующих задач: развитие физических и психических качеств, многократное качественное выполнение соревновательных упражнений, приемов и действий. Формы организации этой части полностью зависят от задач и факторов (вида спорта, периода тренировки, возраста спортсмена). В различных вариантах выполняются общеподготовительные, специальные и соревновательные упражнения избранного вида спорта. Продолжительность этой части — до 120 мин.
На практике сложились следующие варианты проведения основной части занятия:
- ? учебно-тренировочный — осваиваются новые упражнения, приемы и действия, выполняются соревновательные действия в оптимальном режиме;
- ? тренировочный — выполняются соревновательные действия избранного вида спорта;
- ? контрольный — проверяется подготовка спортсменов с определением четких требований;
- ? модельный — проектируются условия предстоящих соревнований (копирование графика, время суток, часовой пояс, количество подходов, очередность выступления);
- ? восстановительный — планируется активный отдых и полное восстановление сил.
Основная часть проводится для повышения работоспособности организма спортсменов с применением упражнений из различных видов спорта и для совершенствования ведущих физических качеств, которые оказывают непосредственное влияние на спортивную деятельность в виде спорта.
Заключительная часть занятия завершает его и способствует восстановлению организма.
Мезоциклы (средние циклы) состоят из микроциклов, продолжительность которых зависит от календаря соревнований и величины интервала между ними.
Мезоциклы могут быть: втягивающими — организм подготавливается к перенесению больших нагрузок; основными — происходит подготовка к соревнованиям, реализуются потенциальные возможности, повышается функциональная и физическая готовность; предсоревнова- тельными и соревновательными — осуществляется подготовка к предстоящим соревнованиям, моделируются их условия, проверяется график, определяются особенности технических и тактических действий, нагрузка. Восстановительные (промежуточные) мезоциклы направлены на организацию активного отдыха, снижение нагрузок.
Макроциклы (большие циклы) продолжаются полгода, год и несколько лет. Макроцикл можно разделить на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Это деление условно, так как периодизация зависит от вида спорта, подготовленности спортсменов, их индивидуальных возможностей. Спортсмены участвуют в соревнованиях многократно в течение года и демонстрируют при этом высокие результаты. Например, мастера-бегуны на средние и длинные дистанции стартуют в течение года 20—40 раз, пловцы — 15—20 раз, велосипедисты-шоссейники — 10—15 раз, борцы — 10—12 раз, футболисты — до 40, хоккеисты — до 60, а в НХЛ — более 80 раз.
Спортсмен тренируется много лет. В начале его спортивной деятельности подготовительный период тренировки более продолжительный, так как в это время у него формируются базовые качества и двигательные навыки — физические и технические. С каждым годом длительность подготовительного периода уменьшается, а функциональная подготовленность спортсмена улучшается. Для поддержания спортивной формы, повышения стабильности результатов, совершенствования качеств и функций организма, достижения высокого спортивного мастерства, а также спортивного долголетия необходимо постоянно выполнять соревновательные действия и выступать в соревнованиях.
В годичном цикле подготовительный и соревновательный периоды могут повторяться по два или три раза, переходный — один раз в конце тренировочного года. Это зависит от видов спорта и задач, стоящих перед спортсменами. Признано, что регулярную тренировку необходимо проводить 10—11 месяцев в году, отдыхать, т.е. восстанавливать свои силы — четыре-шесть недель.
В течение олимпийского цикла уровень тренированности спортсменов и их достижения должны ежегодно возрастать.
Для правильного построения круглогодичной тренировки оценивается функциональное состояние организма спортсменов в начале года и в конце его, в том числе и после переходного периода, направленного на активное восстановление. Важно, чтобы уровень комплексных показателей состояния спортсмена был в конце года выше исходного (перед занятиями в самом начале тренировочного года), тогда можно быть уверенным, что спортсмен на следующий год начнет тренироваться, имея хорошую базу.
Источник
Годичный цикл подготовки[править | править код]
Планирование годичного цикла в рамках традиционной и блоковой периодизации может быть описано в соответствии с общими правилами и апробированными на практике положениями. Особое внимание необходимо уделить технологии и руководящим принципам планирования.
Цели, задачи и основные направления годичного плана[править | править код]
Постановка цели и конкретизация задач годичной подготовки часто кажется излишней, если речь идёт об опытных спортсменах. Однако даже поверхностный анализ покажет, что они важны. Выбор цели для годичной подготовки демонстрирует ответственность тренера и поощряет спортсменов к принятию серьёзных обязательств. Реальные задачи тренировочного процесса показывают, к какому уровню технической, двигательной и психологической подготовленности нужно стремиться, чтобы достигнуть главной цели. Мотивация и уверенность спортсменов будут выше и стабильнее, если они смогут чётко представлять себе возможности сделать годичную подготовку эффективной (использовать новые методы тренировки, расширить спектр контрольных мероприятий, привлекать новое оборудование и т.д.). И наконец, тренер и спортсмен должны выявить скрытые резервы спортсмена, которые, будучи актуализированными, смогут способствовать достижению лучшего спортивного результата (табл. 1).
К сожалению, не каждый сезон заканчивается успешно. В таких случаях тренер начинает планирование тренировочного процесса на следующий год с анализа случившихся неудач. Самый простой способ проведения такого анализа – поиск внешних факторов, отрицательно влияющих на выступления спортсменов. Таких факторов может быть много: неудачная жеребьёвка, несправедливое судейство, внезапный ветер или дождь, землетрясение и т.д. Один замечательный тренер использовал следующую тактику: он объяснял спортсмену-неудачнику, что их тренировочная программа была превосходна и что это они (спортсмены) были полностью ответственны за неудачу. Правильный подход к такого рода анализу предполагает взаимную ответственность и тренера, и спортсмена в проведении как успешных, так и неуспешных сезонов. Это является важным условием развития у спортсменов уверенности при постановке цели на следующий сезон.
Таблица 1. Содержание и последовательность действий по постановке цели годичного тренировочного плана
Фактор | Содержание | Примечания |
Цель | Должен быть запланирован главный желаемый и ожидаемый результат годичной подготовки | Цель должна быть реалистичной и чётко сформулированной (уровень достижений, результат, положение в команде и т.д.) |
Задачи | Задачи касаются существенных компонентов спортивной подготовленности и способов достижения преимуществ в развитии способностей спортсменов | Задачи могут быть сформулированы как возможные достижения в технической, физической, тактической и психологической подготовленности |
Основные направления | Основные направления совершенствования процесса подготовки можно определить специально | Намеченные направления могут касаться методов тренировки, организации, оборудования и т.д. |
Доступные резервы | Скрытые резервы обычно можно выявить, анализируя процесс подготовки и выступлений на соревнованиях | Необходимо убедить спортсменов в том, что эти резервы должны быть актуализированы |
Составление годичного плана[править | править код]
Тренеры планируют годичные программы, основываясь на своем собственном опыте, знаниях и здравом смысле. Как традиционная, так и блоковая периодизации подразумевают наличие соответствующих требований к планированию, которые можно описать последовательностью определённых действий (табл. 2).
Таблица 2. Последовательность действий при планировании годичной тренировочной программы
№ п/п | Действие | Примечания |
1 | Определение главных и обязательных соревнований | Обычно информацию о таких соревнованиях можно найти в международных, национальных и/или региональных календарях |
2 | Определение сроков и длительности тренировочных этапов и периодов | Этапы определяются в зависимости от сроков целевых соревнований и методической концепции |
3 | Деление этапов тренировки на несколько мезо- и микроциклов | Необходимо определить направленность и продолжительность мезоциклов |
4 | Планирование дополнительных соревнований и контрольных выполнений соревновательного упражнения | Соревнования и контрольные прохождения необходимы для завершения тренировочных этапов и внесения разнообразия в программу подготовки |
5 | Планирование тренировочных сборов | Должны быть определены задачи, сроки и места проведения тренировочных сборов |
6 | Планирование медицинских и специфических по виду спорта обследований | Первичное медицинское обследование планируется на начало сезона |
7 | Расчет интегральных характеристик рабочей нагрузки на месяц | Этими характеристиками могут быть общий километраж, количество подъёмов, бросков и т.д. |
8 | Расчет интегральных характеристик рабочей нагрузки на годичный цикл | Сравнение с предыдущими годами помогает выявить «слабые» пункты плана |
9 | Корректировка плана после обнаружения «слабых» пунктов | Как правило, первая версия нуждается в корректировке, то есть это действие является обязательным |
Как можно видеть из таблицы 2, выполнение первого действия требует выбора самых важных соревнований (Рис. 1). Эти события делят сезон на этапы и периоды. Оптимальное планирование предполагает достижение пикового результата во время последней фазы тренировочного этапа (см. пример на Рис. 2). Подразделение годичного цикла на периоды исходит из общей логики и менее важно, чем при традиционной периодизации.
Рис. 1. Составление годичного плана: 1-е действие – определение главного (уровень А) и обязательных соревнований (уровни Б и В);НЧ – национальный чемпионат, НК – национальный кубок,PC – региональные старты, ЗК – зимний кубок
Рис. 2. Составление годичного плана: 2-е действие – определение сроков и продолжительности этапов и периодов тренировочного процесса. В оптимальном плане важные соревнования приходятся на конец этапа
Рис. 3. Составление годичного плана: 3-е и 4-е действия – деление тренировочных этапов на несколько мезо- и микроциклов, планирование дополнительных соревнований и контрольных проходов
Рис. 4. Составление годичного плана: 5-е и 6-е действия – планирование тренировочных сборов и медицинских обследований (специфические по виду спорта контрольные проходы не показаны)
Следующие два действия – деление тренировочных этапов на несколько мезо- и микроциклов и планирование дополнительных соревнований (также на начало и середину сезона – Рис. 3).
5-е действие – планирование тренировочных сборов для лучшей реализации специфических целей некоторых мезоцикловых блоков. Это также касается использования среднегорной подготовки.
Следующее действие в годичном планировании – расчёт интегральных характеристик месячных рабочих нагрузок. Такие параметры, как общее количество тренировок, общий километраж, количество поединков и матчей, количество псевдосоревновательных действий и т.д., могут быть успешно запланированы на каждый месяц. Суммирование всех месячных характеристик дает интегральные годичные тренировочные нагрузки, которые затем можно сравнить с выполненными в предшествующие годы и с данными других спортсменов. Обычно общий процесс планирования не позволяет сразу получить окончательный вариант годичной программы. Сначала она должна быть рассмотрена администрацией, коллегами и спортсменами, а повторный анализ позволит скорректировать определённые детали плана, типа выбора времени и продолжительности тренировочных сборов, отмены некоторых соревнований и т.д. Скорректированная программа получает статус заключительного варианта, который и предлагается для реализации.
Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного плана[править | править код]
Общий подход к годичному планированию состоит в том, чтобы зарезервировать наиболее специализированные и жёсткие нагрузки на тренировочный период, предшествующий самому важному соревнованию. Блоковая периодизация с её мультипиковой подготовкой не противоречит этому положению, хотя и использует его по-своему.
Несмотря на разнообразие условий тренировки и специфику различных видов спорта, можно выделить некоторые общие тенденции в составлении программы (табл. 3).
Таблица 3. Сезонные тенденции в составлении программы годичного цикла тренировки
Характеристики | Начало сезона | Середина сезона | Конец сезона |
Доминирующие методы тренировки в накопительном мезоцикле | Непрерывные равномерные и переменные упражнения | Непрерывные и медленные интервальные упражнения | Строго запрограммированные интервальные упражнения |
Доминирующие методы тренировки в трансформирующем мезоцикле | Непрерывная переменная и интервальная тренировка | Главным образом, интервальные упражнения | Строго запрограммированные интервальные упражнения |
Разнообразие программ подготовки | Широкий диапазон упражнений | Ограниченный набор упражнений | Главным образом, специализированные отобранные упражнения |
Формы организации тренировок | Более высокий вклад индивидуальных тренировок | Более низкий вклад индивидуальных тренировок | Использование строго запрограммированных тренировок |
Использование средств восстановления | Главным образом растяжка, расслабление, аэробика низкой интенсивности и т.д. | Более высокий вклад физиотерапии, массажа, ментальной тренировки, пищевых добавок | Использование наиболее эффективных индивидуально подобранных средств восстановления |
Использование имитации соревновательных действий | Периодически, не часто | Систематически, более часто | Более высокий вклад в программу тренировки |
Общая тенденция состоит в постепенном увеличении специализации тренировочной нагрузки и мобилизации скрытых резервов организма спортсмена к началу главного соревнования. Общее правило, постулированное блоковой периодизацией, гласит, что этапы тренировки в рамках годичного цикла подготовки должны быть похожи, но неодинаковы. Этапы в середине сезона и, особенно, в его конце должны быть более жёстко запрограммированы и лучше организованы. Очень желательно, чтобы самые эффективные средства тренировки и восстановления, а также комбинации упражнений были припасены на решающие периоды годичной подготовки. Физиологически это даёт преимущество в плане получения более выраженной реакции организма спортсмена перед наиболее важными соревнованиями. В психологическом отношении это увеличивает уверенность спортсменов в себе, так как они знают, что имеют дополнительные резервы во время самой напряжённой фазы своей подготовки.
Необходимо уделить особое внимание соревновательному компоненту годичной подготовки. Блоковая периодизация придаёт большое значение соревнованиям даже в ранней фазе годичного цикла по следующим причинам:
- соревнование заканчивает каждый тренировочный этап и является обязательным компонентом тренировочной программы;
- соревнование нарушает однообразный порядок тренировочного процесса и вносит в него очень важный элемент конкуренции;
- соревнование обеспечивает исключительное воздействие на спортсменов, которое не может быть получено при применении обычных тренировочных нагрузок.
Стоит отметить, что программа соревнований меняется в течение сезона. В начале сезона хорошо её разнообразить, в середине сезона – привести её к специфическим по виду спорта стандартам, а в конце сезона точно придерживаться этих стандартов. Причины такого регулирования двойственны. Соревнования – это обязательный компонент годичной программы (в начале, середине и конце сезона), а разнообразная соревновательная программа помогает взломать тренировочную рутину и восстановить спортсменов после выполнения тренировок в обычном формате.
Читайте также[править | править код]
- Спортивная подготовка
- Цели и задачи спортивной тренировки
- Спортивная тренировка
- Методы спортивной тренировки
- Принципы спортивной тренировки
- Тренировочные циклы: микроцикл, мезоцикл, макроцикл
- Микроцикл
- Мезоцикл
- Макроцикл
- 4-летний цикл олимпийской подготовки спортсменов
- Тренировочные эффекты
- Перенос тренированности
- Тренировочные циклы (периодизация нагрузки и отдыха)
- Планирование тренировочного процесса
- Общая и специальная физическая подготовка
- Модель концентрированной однонаправленной тренировки
- Многоцелевая модель блоковой периодизации
Источник