Цикл занятий на развитие коммуникативных навыков подростков

Тренинговое занятие:
«Развитие коммуникативных навыков
у подростков»
Педагог – психолог:
Бондаренко Ю.П.
Содержание:
Вступительная часть
Понятие тренинга;
правила группы.
Основная часть
Практические упражнения
Заключительная часть Заключительная часть
Ресурсное упражнение «Убежище»
Рефлексия
Прощание
_______________________________________________________
Цель – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Задачи:
Формирование активной социальной позиции участников.
Развитие способности и наиболее полного познания себя и других людей.
Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Вступительная часть
Тренинг – это одна из форм групповой работы, направленной на личностный рост, оптимизацию самооценки, а так же развитие коммуникативных способностей людей.
Принятие правил тренинговой группы:
1. Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Это срабатывает “механизм психологической защиты”. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.
2. Высказывания от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: “Большинство людей считает, что…” на такое: “Я считаю, что…”, “Некоторые из нас думают… ” на “Я думал… “и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.
3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.
4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы Оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, а говорим: “Мне не нравится твоя манера общения”. Мы никогда не скажем: “Ты плохой человек”, а просто подчеркнем: “Ты совершил плохой поступок”.
Основная часть
Упражнение “Чувства”
На картинках изображены различные чувства и эмоции, постарайтесь найти то чувство, которое свойственно вам в данный момент. Если вы не можете найти его на изображении, назовите сами.
Упражнение «Баранья голова»
Цель: разогрев в начале занятия; получение дополнительной информации друг о друге; тренировка памяти.
В тренинге вам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг девушку зовут «Ирка», а ей хочется, чтобы к ней обращались «Ирочка» или Иришка, или как-то еще. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Теперь давайте представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» – конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне?»
Цель: помочь учащимся осознать свое реальное “Я”.
Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки один из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…» Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.
При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.
Упражнение «Паутина»
Цель: сплочение группы.
Сейчас я даю группе клубок с нитками. Необходимо передавать его из рук в руки и называть то чувство, которое вы испытываете сегодня – «здесь и сейчас».
Клубок нужно передавать дальше в любом порядке, при этом оставлять у себя в руках нить от него (получается «паутина»). По окончании высказываний можно заметить, насколько мы все разные и насколько связаны друг с другом. Каждая нить тянется от одного к другому. Давайте соберем в клубок получившуюся паутину. Это все мы с нашими чувствами, мыслями, эмоциями, особенностями. Мы пересекаемся в какой-то одной точке, т.е. мы все чем-то связаны всегда и везде.
Данный клубок – «паутина» будет символом нашей группы. На каждом из тренингов он будет с нами.
В дальнейшем можно будет взять общение с клубком за ритуал: «отдавать» ему плохое самочувствие и делиться хорошим настроением и т.д. Полученный запутанный комок отрезается от основного клубка и остается для групповой реликвии.
Упражнение «Это здорово!»
Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении и таланте (например, «я умею прыгать через лужи»; «я обожаю танцевать» и т. д.). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!». И одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
Упражнение “Чувства”
Снова вернемся к изображениям с чувствами, найдите, то, которое свойственно вам. Теперь давайте сравним ваши чувства в начале занятия и после.
Заключительная часть
Упражнение «Ангел» (медитация-визуализация)
Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человечка есть своя звезда. На ней живет маленький Ангел. Это твой Ангел. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки. Белая головка, а за спиной крылья. На голове колпачок белого цвета, а может синего, розового или желтого…
Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка – крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах – башмачки с золотыми бантами.
Ты ложишься спать, головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой Ангелочек.
Слышишь? Топ – топ – топ… Это Ангел спешит к тебе по звездной лесенке. И башмачки его несут тебе сон, превращая подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды.
Маленькие ручки Ангела нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя и всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо – тихо. Только тебе. Ведь это – твой Ангел. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго Солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья – птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи… И говорить, говорить с тобой.
А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: «Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя».
Рефлексия.
– Что узнали нового о себе, произошли ли какие-то открытия для себя?
– Что открыли для себя?
– Какие ожидания были перед работой и оправдались ли они в результате?
– Чувства «здесь и сейчас».
Прощание.
Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. Почувствуйте групповую энергетику через ладони. Отдайте столько энергии, сколько хочется отдать, поделитесь ею с группой. Возьмите столько, сколько вам нужно. (Левая сверху – дает, правая снизу – берет).
Литература:
Бодалев А.А. «Психология общения».
Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники».
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения».
Овчарова Р.В. «Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников».
Панфилова М.А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры».
Петрушин С.В. «Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении)».
Прутченков А.С. «Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарий занятий социально-психологических тренингов».
Источник
Обоснование программы
Общение – основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.
Задачи программы:
1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Методика и технология реализации:
Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)
Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;
Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.
Состав исполнителей: социальный педагог.
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.
Мониторинг результативности занятий программы:
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.
Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.
Календарно-тематический план
проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности
«Азбука общения»
на 2018 год
№ п/п | Дата прове-дения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
I | Мир добра | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Разрешите представиться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Я – доброжелательный» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Мы такие разные» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Я среди людей» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Сказочная шкатулка» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Всегда держи свое слово» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Фантазия и ложь» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Конкурс хвастунов» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Подарок в ладошке» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Остров дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Я – фантазер» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Будем общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Как хорошо быть вместе» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Ссоры и споры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Пойми меня правильно» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Азбука добра» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Я, ты, он, она…» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Расскажи мне о себе» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Дружба» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Мимика и жесты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Найти друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ярмарка достижений» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Сделай как Я» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Прелести человеческого общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Собираем добрые слова» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Встреча с другом» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Я очень хороший» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Конструктивная критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Пойми меня!» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Красота души» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Правила дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Волшебные превращения» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Расскажи, что чувствовал» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «Сиамский близнец» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Посмотри на хорошего человека» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Этикет» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Достойный ответ» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Слушать и слышать» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Про меня любимого» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Кодекс общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
II | Искусство общения | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Здравствуйте, это я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Мальчики и девочки» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Каждый человек уникален» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Круг общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Настоящий друг» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Мир эмоций» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Стиль моего поведения» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Держи дистанцию» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Культура общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Комплименты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Азбука перемен» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Любимец публики» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Ромео и Джульетта» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Доброта – это солнце» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Необычное в обычном» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Учимся общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Уверенность в отношениях» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Креативное решение проблем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Общение без слов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Мои друзья» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Решение конфликтов» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Мои чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Творчество в быту» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Быстро и ловко» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Преодоление стрессов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Неопределенность» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Вместе мы – сила» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Цветок чувств» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Общение в жизни человека» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | «Ищу друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Барьеры общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мой гнев» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Письмо в будущее» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Необитаемый остров» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Разожми кулак» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Если бы я был…» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Это Я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Мое настроение» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Поведение и культура» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «А без друзей на свете трудно жить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Комплимент – дело серьезное» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Давайте дружить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Повесть о настоящем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Приемы общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Точка опоры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 100 | 50 | 50 |
Список используемой литературы
Основная литература
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003
3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Дополнительная литература
1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010
2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010
3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.
Интернет-ресурсы
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy
2.https://urok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-ikov-u-shkolnikov-1596108
3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_
kompietientnosti_podrostkov
Источник