Цикл занятий на развитие коммуникативных навыков подростков

Цикл занятий на развитие коммуникативных навыков подростков thumbnail

Тренинговое занятие:

«Развитие коммуникативных навыков

у подростков»

Педагог – психолог:

Бондаренко Ю.П.

Содержание:

  1. Вступительная часть

    • Понятие тренинга;

    • правила группы.

  1. Основная часть

    • Практические упражнения

  1. Заключительная часть Заключительная часть

    • Ресурсное упражнение «Убежище»

    • Рефлексия

    • Прощание

_______________________________________________________

Цель – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Задачи:

  1. Формирование активной социальной позиции участников.

  2. Развитие способности и наиболее полного познания себя и других людей.

  3. Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Вступительная часть

Тренинг – это одна из форм групповой работы, направленной на личностный рост, оптимизацию самооценки, а так же развитие коммуникативных способностей людей.

Принятие правил тренинговой группы:

1. Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Это срабатывает “механизм психологической защиты”. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

2. Высказывания от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: “Большинство людей считает, что…” на такое: “Я считаю, что…”, “Некоторые из нас думают… ” на “Я думал… “и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: “Мно­гие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскры­тию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

5. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы Оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: “Ты мне не нравишься”, а говорим: “Мне не нравится твоя манера общения”. Мы никогда не скажем: “Ты плохой человек”, а просто подчеркнем: “Ты совершил плохой поступок”.

Основная часть

Упражнение “Чувства”

На картинках изображены различные чувства и эмоции, постарайтесь найти то чувство, которое свойственно вам в данный момент. Если вы не можете найти его на изображении, назовите сами.

Упражнение «Баранья голова»

Цель: разогрев в начале занятия; получение дополнительной информации друг о друге; тренировка памяти.

В тренинге вам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг девушку зовут «Ирка», а ей хочется, чтобы к ней обращались «Ирочка» или Иришка, или как-то еще. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Теперь давайте представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» – конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Упражнение «Что моя вещь знает обо мне?»

Цель: помочь учащимся осознать свое реальное “Я”.

Читайте также:  Цикл развития аскариды животных

Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки один из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…» Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.

При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.

Упражнение «Паутина»

Цель: сплочение группы.

Сейчас я даю группе клубок с нитками. Необходимо передавать его из рук в руки и называть то чувство, которое вы испытываете сегодня – «здесь и сейчас».

Клубок нужно передавать дальше в любом порядке, при этом оставлять у себя в руках нить от него (получается «паутина»). По окончании высказываний можно заметить, насколько мы все разные и насколько связаны друг с другом. Каждая нить тянется от одного к другому. Давайте соберем в клубок получившуюся паутину. Это все мы с нашими чувствами, мыслями, эмоциями, особенностями. Мы пересекаемся в какой-то одной точке, т.е. мы все чем-то связаны всегда и везде.

Данный клубок – «паутина» будет символом нашей группы. На каждом из тренингов он будет с нами.

В дальнейшем можно будет взять общение с клубком за ритуал: «отдавать» ему плохое самочувствие и делиться хорошим настроением и т.д. Полученный запутанный комок отрезается от основного клубка и остается для групповой реликвии.

Упражнение «Это здорово!»

Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении и таланте (например, «я умею прыгать через лужи»; «я обожаю танцевать» и т. д.). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!». И одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

Упражнение “Чувства”

Снова вернемся к изображениям с чувствами, найдите, то, которое свойственно вам. Теперь давайте сравним ваши чувства в начале занятия и после.

Заключительная часть

Упражнение «Ангел» (медитация-визуализация)

Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человечка есть своя звезда. На ней живет маленький Ангел. Это твой Ангел. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки. Белая головка, а за спиной крылья. На голове колпачок белого цвета, а может синего, розового или желтого…

Сколько звезд на небе, столько и цветов. На конце колпачка – крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком и пряжка переливается таинственным лунным светом. А на ногах – башмачки с золотыми бантами.

Ты ложишься спать, головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой Ангелочек.

Слышишь? Топ – топ – топ… Это Ангел спешит к тебе по звездной лесенке. И башмачки его несут тебе сон, превращая подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя на лучах твоей звезды.

Маленькие ручки Ангела нежно гладят твою головку, глазки, веки. Он любит тебя и всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо – тихо. Только тебе. Ведь это – твой Ангел. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго Солнца. Какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегают по их лепесткам. Какие сказочные песни поют его друзья – птицы. С какой любовью и заботой он смотрит за тобой весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе со звезды, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи… И говорить, говорить с тобой.

А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет тебе говорить: «Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя».

Рефлексия.

– Что узнали нового о себе, произошли ли какие-то открытия для себя?

– Что открыли для себя?

– Какие ожидания были перед работой и оправдались ли они в результате?

– Чувства «здесь и сейчас».

Прощание.

Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. Почувствуйте групповую энергетику через ладони. Отдайте столько энергии, сколько хочется отдать, поделитесь ею с группой. Возьмите столько, сколько вам нужно. (Левая сверху – дает, правая снизу – берет).

Литература:

  1. Бодалев А.А. «Психология общения».

  2. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники».

  3. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения».

  4. Овчарова Р.В. «Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников».

  5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры».

  6. Петрушин С.В. «Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении)».

  7. Прутченков А.С. «Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарий занятий социально-психологических тренингов».

Читайте также:  Опишите цикл развития малярийного плазмодия

Источник

Обоснование программы

Общение – основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Методика и технология реализации:

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)

Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;

Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Состав исполнителей: социальный педагог.

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.

Мониторинг результативности занятий программы:

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.

Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.

Календарно-тематический план

проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности

«Азбука общения»

на 2018 год

п/п

Дата прове-дения

Название разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Мир добра

50

25

25

1

«Разрешите представиться» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Я – доброжелательный» – самопрезентация

1

0,5

0,5

3

«Мы такие разные» – ролевая игра

1

0,5

0,5

4

«Я среди людей» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Сказочная шкатулка» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Всегда держи свое слово» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Фантазия и ложь» – тренинг

1

0,5

0,5

8

«Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра

1

0,5

0,5

9

«Конкурс хвастунов» – самопрезентация

1

0,5

0,5

10

«Подарок в ладошке» – тренинг

1

0,5

0,5

11

«Остров дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Я – фантазер» – ролевая игра

1

0,5

0,5

14

«Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

15

«Будем общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

16

«Как хорошо быть вместе» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Ссоры и споры» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Пойми меня правильно» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

20

«Азбука добра» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Я, ты, он, она…» – ролевая игра

1

0,5

0,5

22

«Расскажи мне о себе» – самопрезентация

1

0,5

0,5

23

«Дружба» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

25

«Мимика и жесты» – тренинг

1

0,5

0,5

26

«Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Найти друга» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Ярмарка достижений» – ролевая игра

1

0,5

0,5

29

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

30

«Сделай как Я» – ролевая игра

1

0,5

0,5

31

«Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг

1

0,5

0,5

32

В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

33

«Прелести человеческого общения» – тренинг

1

0,5

0,5

34

«Собираем добрые слова» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Встреча с другом» – ролевая игра

1

0,5

0,5

36

«Я очень хороший» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Конструктивная критика» – тренинг

1

0,5

0,5

38

«Пойми меня!» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Красота души» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Правила дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Волшебные превращения» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Расскажи, что чувствовал» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра

1

0,5

0,5

44

«Сиамский близнец» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Посмотри на хорошего человека» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Этикет» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

47

«Достойный ответ» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Слушать и слышать» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

49

«Про меня любимого» – самопрезентация

1

0,5

0,5

50

«Кодекс общения» – тренинг

1

0,5

0,5

II

Искусство общения

50

25

25

1

«Здравствуйте, это я» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Мальчики и девочки» – тренинг

1

0,5

0,5

3

«Каждый человек уникален» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

4

«Круг общения» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Настоящий друг» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Мир эмоций» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Стиль моего поведения» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

8

«Держи дистанцию» – тренинг

1

0,5

0,5

9

«Культура общения» – тренинг

1

0,5

0,5

10

«Комплименты» – тренинг

1

0,5

0,5

11

«Азбука перемен» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Любимец публики» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Ромео и Джульетта» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

14

«Доброта – это солнце» – ролевая игра

1

0,5

0,5

15

«Необычное в обычном» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

16

«Учимся общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Уверенность в отношениях» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Креативное решение проблем» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Общение без слов» – тренинг

1

0,5

0,5

20

«Мои друзья» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Решение конфликтов» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

22

«Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг

1

0,5

0,5

23

«Мои чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Творчество в быту» – ролевая игра

1

0,5

0,5

25

«Быстро и ловко» – ролевая игра

1

0,5

0,5

26

«Преодоление стрессов» – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Неопределенность» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Вместе мы – сила» – тренинг

1

0,5

0,5

29

«Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

30

«Цветок чувств» – тренинг

1

0,5

0,5

31

«Общение в жизни человека» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

32

«Ищу друга» – тренинг

1

0,5

0,5

33

«Барьеры общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

34

«Мой гнев» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Критика» – тренинг

1

0,5

0,5

36

«Письмо в будущее» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Необитаемый остров» – ролевая игра

1

0,5

0,5

38

«Разожми кулак» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Если бы я был…» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Это Я» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Мое настроение» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Поведение и культура» – тренинг

1

0,5

0,5

44

«А без друзей на свете трудно жить» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Комплимент – дело серьезное» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Давайте дружить» – тренинг

1

0,5

0,5

47

«Чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Повесть о настоящем» – тренинг

1

0,5

0,5

49

«Приемы общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

50

«Точка опоры» – тренинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

100

50

50

Читайте также:  Экономические циклы причины и фазы развития

Список используемой литературы

Основная литература

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003

3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

Дополнительная литература

1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010

2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010

3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010

4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy

2.https://urok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-ikov-u-shkolnikov-1596108

3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_

kompietientnosti_podrostkov

Источник