Цикл времена года ноябрь
По сети гуляет несмешной анекдот, где еврейский мальчик при собеседовании в школе не смог назвать точное количество времён года. Попробуем ему помочь. Итак, в хронологическом порядке «Времена года» сочинили:
1725 год – Антонио Вивальди. Цикл из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром.
1801 год – Йозеф Гайдн. Оратория в четырёх частях.
1876 год – Пётр Ильич Чайковский. Фортепианный цикл из двенадцати характеристических картин.
1900 год – Александр Константинович Глазунов. Аллегорический балет.
Исаак Левитан. Весна. Большая вода
1947 года – Джон Кейдж. Одноактный балет.
1961 год – Феликс Маркович Янов-Яновский. Четыре миниатюры для голоса и фортепиано на стихи Мацуо Басё.
1965 – 1970 – Астор Пьяццолла. Цикл из четырёх танго.
1969 год – Валерий Александрович Гаврилин. Вокальный цикл для голоса и фортепиано.
1991 год – Мустафо Бафоев. Симфонический цикл.
2009 год – Хабибулла Рахимов. Четырёхчастный цикл для большого оркестра народных инструментов.
2013 год – Владимир Иванович Мартынов. Балет.
Вячеслав Александрович Овчинников. Оратория для хора, симфонического оркестра и солистов. К сожалению, год создания оратории найти не удалось.
Абрам Маневич. Зима
Сознательно исключил из списка сочинения Леонида Десятникова и Жака Лусье. Это транскрипции, а потому вторичны априори, несмотря на несомненный талант интерпретаторов. В качестве оффтопа: единственная транскрипция, стоящая на уровне оригинала – это «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Но вернёмся к нашим сезонам.
Тематически подходят под обозначенную тему ещё минимум три произведения для фортепиано соло. Это, во-первых, двенадцать характеристических пьес Les Mois («Месяцы») французского композитора Шарля Алькана, написанные им в 1838 году, Между прочим, довольно симпатичные!
Во-вторых, цикл из опять таки двенадцати характеристических пьес «Календарь природы» советского композитора Люциана Абрамовича Пригожина. Сочинение датируется 1962 годом.
В-третьих, цикл из четырнадцати пьес «Домик в Клину» современного уральского композитора Игоря Алексеевича Парфёнова. Двенадцать пьес посвящены временам года, а две «протягивают музыкальную нить из прошлого в будущее». Привет Чайковскому.
И, в-четвёртых, смотрите комментарии … Там читатели канала привели ещё несколько примеров.
Камиль Писсаро. Лето, тропинка в лесу
А не пора ли остановиться? Подвести итог. Больше десятка произведений так или иначе связанных с временами года мы насчитали путём нехитрого поиска в русскоязычном интернете. Уверен, что композиторы из других стран не обошли вниманием этот неиссякаемый источник вдохновения. Ну а если перестать гоняться за количеством и обратиться к качеству?
Будем честны перед Музыкой. «Времён года» как и времён года пока только ЧЕТЫРЕ.
Это проверено временем. Только сочинения Вивальди, Гайдна, Чайковского и Глазунова на сегодняшний день могут полноправно считаться классикой жанра. Остальным надо ещё «постараться», чтобы выйти за рамки анекдота.
Слушаем транскрипцию Леонида Аркадьевича Десятникова на осенние темы Антонио Вивальди и Астора Пьяццоллы. Осень она и в Южной Америке – осень.
Это кружится октябрь,
Это жуть
Подобралась на когтях
К этажу.
И только маримбе почему-то весело.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот – сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!
Источник