Цикл стихотворений блок ночь улица фонарь аптека

Цикл стихотворений блок ночь улица фонарь аптека thumbnail

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу. Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий. Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.

С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.

Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели. Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна. От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».

Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.

Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира. Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил. Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.

Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.

В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.

  • Следующий стих → Александр Блок — Незнакомка
  • Предыдущий стих → Александр Блок — О, я хочу безумно жить

Читать стих поэта Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

article374244.jpg

«Ночь, улица, фонарь, аптека»

Александр Блок

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

10 октября 1912

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет.

Блок А. А. » Из школьной программы
Короткие стихи
Короткие стихи о жизни

 Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет.

 Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное. Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии. И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли. Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная». Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж. Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен. Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты. Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.

Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель. Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Александр Блок ~ Ночь, улица, фонарь, аптека…

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.

История создания

История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.

Читайте также:  Сертификационные циклы по реабилитации

В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус. Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.

Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир».  Над этим циклом поэт работал с 1905 года.

Тема

Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стих «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий. Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Композиция

Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл. Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр

Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Александр Блок ~ Ночь, улица, фонарь, аптека…

 Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет.

Александр Блок ~ Ночь, улица, фонарь, аптека…

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Особенность человеческого существования – безысходность, невозможность что-либо изменить. По крайней мере, так полагают пессимисты и те, кто переживают непростой период в жизни. Такая философская мысль лежит в основе стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ этого поэтического произведения – тема статьи.

ночь улица фонарь аптека анализ

Новые мотивы в творчестве

В 1912 году Александром Блоком были написаны мрачные строки: «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения позволит увидеть существенную разницу между этим стихом и более ранними. Один из сборников поэта называется «Страшный мир». Именно в этот цикл включил Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стиха стоит начать с предыстории. В чем отличие этого произведения от прочих, созданных русским поэтом? Какие события повлияли на взгляды Блока?

блок ночь улица фонарь аптека анализ

Смена эстетических взглядов

В 1912 году автор этого стихотворения был уже знаменит на всю страну. В начале двадцатого столетия в русском литературном мире царил символизм. Это направление зародилось во Франции, а в России получило особое развитие. Стихи, которые Блок создавал в ранний период своего творчества, были рассчитаны на эстетов, читателей, обладающих утонченным вкусом. В них было нечто эфемерное, неосязаемое, нереалистичное.

Душевный кризис

Блок пережил страшную трагедию: смерть сына. Произошло это за три года до создания весьма мрачного произведения, начинающегося со слов «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ обнаруживает почти полное отсутствие в строках аллегорий, метафор. В них почти нет символичности.

В совсем нетипичном для раннего творчества духе написал Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения говорит о том, что автор в момент его создания пребывал в состоянии отрезвления. Страшного, тяжелого. В такие моменты человек вдруг понимает, что в жизни нет места иллюзиям, надеждам и мечтам. Мрачность и безысходность – составляющие картины, которую ему придется наблюдать до последних дней своего земного существования.

анализ стиха блока ночь улица фонарь аптека

Исхода нет

Для чего все-таки человек является в этот страшный мир? Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ которого сделать лишь на первый взгляд просто, стал, возможно, одной из первых тщетных попыток поэта ответить на этот вопрос. В стихотворении присутствует рефрен. Лирический герой наблюдает одну и ту же картину на протяжении всей своей непростой жизни. Он так и не получает ответа на свой вопрос. Единственный вывод, к которому приходит автор, «…исхода нет».

Мрачный пейзаж

Какую картину видел Блок перед собой, создавая это стихотворение? Весь мир окрашен в безрадостные мрачные тона. Для усиления этого впечатления поэт использует такие эпитеты, как «бессмысленный», «тусклый», «ледяной». Все, на что может рассчитывать человек, по мнению Блока, это увидеть лишь часть мрачного мира. Изменить в нем что-либо, придать ему более жизнерадостные оттенки никому не под силу.

Мир поэт изображает на примере скупого городского пейзажа, который открывается перед его глазами. Из окна он видит улицу, одинокий тусклый фонарь и здание, в котором и расположена та самая аптека. Хотя поэт и оставил к моменту написания этих строк традиции символизма, он внес в произведение иррациональные мотивы. Он говорит о том, что даже в случае возвращения в этот мир уже после смерти, человеку не суждено увидеть более светлый, жизнеутверждающий пейзаж. Автор вряд ли верит в реинкарнацию. Скорее, слова «начнешь сначала» – образное сравнение, прием, от которого поэт не смог отказаться, даже избавившись от влияния символизма.

Вечность

Человек смертен. Его пребывание на земле ничтожно по сравнению с вечностью. Такова философская мысль поэта. В ранние годы Блок жил лишь поэзией. Он наивно полагал, что искусство и литература способны изменить человеческую жизнь к лучшему. Эта точка зрения оказалась несостоятельной. Анализ стиха Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» позволяет прочувствовать переживания разочаровавшегося в своих идеях художника.

анализ стиха ночь улица фонарь аптека

Какую идею раскрыл анализ стиха? «Ночь, улица, фонарь, аптека…» пронизано тоской и ощущением обреченности. Всего восемь лаконичных строк, которые написаны четырехстопным ямбом, передают внутренний мир человека, который едва ли находит силы во что-то верить, на что-то надеяться. Вечность или забвение, материальность или духовность – выбор, который стоит перед лирическим героем. Блок впоследствии все же нашел ответ на свой вопрос. Он сделал выбор. Поэт отказался покидать Россию, даже при том, что остаться для него означало обречь себя на гибель.

Читайте также:  Как у женщины цикл как лунный

Источник

Меню статьи:

  • Текст стихотворения
  • Историческая атмосфера
  • История написания стихотворения
  • Место, описанное в произведении
  • Тема стиха
  • Композиция
  • Главный герой
  • Жанр
  • Средства выразительности
  • Особенности стиха
  • Отзывы критиков

Текст стихотворения

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Историческая атмосфера

Начало 20-го века ознаменовалось растерянностью, озлобленностью и безверием народа. Революционные настроения, гнев, бунт против существующего строя – все это влияло на творчество поэта.

В начале XX столетия существовали два крайних лагеря – грубые материалисты, отказывающиеся от всего духовного и возвышенного, и те, кто полностью оторвался от реальности, предпочитая жить в иллюзиях, мечтах и воздыханиях о высоких мирах.

В юности Александр Блок верил, что возвышенная поэзия спасет мир. В это время поэты писали стихи, в которых все выражалось символически, не было никакой связи с реальным миром, и подобное творчество было востребовано среди высшего общества.

Поэт принадлежал к символистам и пользовался большой популярностью среди барышень и молодых людей из общества. Для Блока, как и для некоторых его современников, это была попытка убежать от жестокой реальности времени, в котором они жили.

В начале XX века многие считали, что город – это скопление всего отрицательного, разрушительного и унылого. Маяковский пишет «Адище города», в котором употребляет эпитеты «у раненного солнца вытекал глаз» а «Ночь излюбилась, похабна и пьяна». В описании Маяковского «дряблая луна» далека от романтического описания. Но и лунный образ Блока в его «Незнакомке» тоже не прекрасен, луна в его стихе «бессмысленно кривится».

История написания стихотворения

Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году встряхнула поэта, заставила пересмотреть жизненные ценности и все, во что он верил прежде, и поэт остался ни с чем. Его иллюзии разлетелись, а твердой веры и основания под ними не оказалось.

Как важно проверять свое духовное основание в благоденствии, чтобы не потерпеть крах во время беды!

Став старше и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления. В стихе явно то, что поэт не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством. Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды.

Стих, который стал одним из наиболее известных произведений Блока, пугал его друзей и современников своей безнадежностью и безысходностью. Символизм, не имеющий связи с реальностью, больше не привлекал поэта.

Место, описанное в произведении

Блок написал это стихотворение, вошедшее в поэму «Пляски смерти», в Петербурге 10 октября 1912 года, в своей квартире. Блок всегда был очень впечатлительным и конкретным, поэтому предполагают, что данное произведение связано с конкретным местом в Петербурге.

Мост, ведущий на Крестовский остров, обычно по ночам был пустынным и не освещался фонарями и охранялся только одним полицейским. Поэтому он нередко притягивал к себе самоубийц. На углу Большой Зелениной улицы и набережной Малой Невки находилась аптека, в которой нередко оказывали помощь несостоявшимся суицидникам.

Эта аптека навевала мрачные мысли у того, кто знал об этом.
Единственный газовый фонарь, освещавший вход в аптеку, возможно и был тем самым, который упоминается в стихотворении Блока. Темный канал с бликами фонаря, горевшего на берегу, аптека, видевшая немало несостоявшихся самоубийц и набережная, куда попадали те, кому удалось спрыгнуть с моста – все эти места наводили на тягостные думы. И «ледяная рябь» помнила тех, кто ушел из жизни.

Блок любил Петроградскую сторону, и предполагают, что именно эту аптеку поэт увековечил своим произведением.

Тема стиха

Тема стихотворения – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации.

Судя по стихотворению, поэт отверг позицию христианства, в которой смысл жизни человека в том, чтобы познавать Творца, наслаждаться тем, что Он любит человека и учиться любить Его в ответ. Смысл, который и после смерти продолжается.

Стихотворение Александра Блока “Незнакомка” – портрет начала нового века, нового вита русской литературы. Это произведение – одно из любимых текстов самого автора. Предлагаем читателям ознакомиться с его сюжетом

Подобное отвержение неизбежно приводит человека к пониманию бессмысленности жизни, ведь вечную душу ничто временное не может успокоить по-настоящему. Физический мир стабилен, и это благо для тех, кто живет на земле. Но поэта мысль о том, что, даже вернувшись на землю в другом обличии, он вновь увидит то же самое, приводит в уныние и отчаяние. И даже то, что слова меняются, скорее, добавляет трагичности за счет «мужской рифмы» слова «фонарь» вместо женской рифмы слова «аптека». «Аптека, улица, фонарь»

Символичность стиха позволяет каждому читателю увидеть свои оттенки. Кто-то видит надежду в упоминании фонаря в конце стихотворения, но свое отношение к фонарю поэт высказал раньше:

«Бессмысленный и тусклый свет»

Как бы читатель не старался найти надежду, вчитываясь в строчки – поэт вряд ли видит ее.

Тема смерти в стихе выводится на более глубокий уровень – духовной смерти. Ведь жизнь без надежды даже в смерти найти избавление – это умирание души. Вера или допущение существования реинкарнации не дает успокоения, ведь поэт уверен, что в этой самое новой жизни не увидит более радостной картины.

Также стихотворение начинает тему страха и отчаяния в творчестве Блока.
«Ночь», «умрешь», «исхода нет», «ледяная рябь».

В дальнейшем Блок все чаще будет писать о страшной российской действительности, ломающей жизни и души с присущей поэту точностью и яркостью. Он не смог принять принципы большевизма, уверенный в мраке того будущего, которое они провозглашали.

Композиция

Композиция стихотворения зеркальная. В конце повторяется первая строка, хотя в ней меняется порядок слов. Именно изменение порядка слов усугубляет безнадежность. Также как реинкарнация ничего не изменит, так и перестановка того, что видит герой не меняет сути – все однообразно, холодно и бессмысленно.

«Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все как встарь»

Слова «начнешь сначала» могут означать и как веру поэта в реинкарнацию, так и образное выражение – влияние символизма в котором он писал прежде.
В начале века город ассоциировался с духовной деградацией на фоне технического прогресса. Достоевский делает город соучастником совершенного героем убийства в романе «Преступление и наказание».

Блок употребляет описание городского пейзажа именно для того, чтобы подчеркнуть свои темные и тяжелые мысли. В его произведении город имеет разрушительное начало.

Поэт утверждает, что все в мире циклично и однообразно:

“Все будет так. Исхода нет”

Стихотворение является развернутой метафорой. Бессмысленность жизненного пути, бесконечная безнадежность существования человека.

Читайте также:  Что такое цикл в русском языке

В стихотворении две части: в первой поэт говорит о жизни, во второй о смерти. Но в подавленном душевном состоянии он не видит разницы между жизнью и смертью, ведь в этом произведении смерть – это лишь реинкарнация, при которой он вернется опять на то же место в то же время и не важно, в каком обличии.

Главный герой

В этом стихотворении главный герой остается «за кадром». Но именно поэт остается главным героем повествования, которое превращено им в метафору.
В юности Блок жил поэзией и был убежден, что именно красота и поэзия спасут мир. Но его убеждения рассыпались, столкнувшись с трагической действительностью. Смерть близких изменила всю жизнь и веру поэта.

Произведение А. Блока «Россия» написано как следствие мрачных событий смутного времени – первой русской революции. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Употребление глаголов во 2-м лице «начнешь, умрешь» словно обобщает всех людей, ставя их на место поэта. Он уверен, что каждый человек может и должен чувствовать то же, что чувствует он.

По убеждению Блока, мир именно таков, каким он его видит. В данный момент поэт не может предполагать, что его картина мира исказилась тем, во что он верит, и для других людей мир может выглядеть совершенно иначе. Не предполагает, что есть люди, у которых в тот же момент времени есть цель в жизни «…ради которой жить и умереть очень даже стоит…».

Употреблением глаголов во 2-м лице, поэт ставит всех людей на свою ступень, вовлекая в свою философию смерти и бессмысленности жизни.

«Живи еще хоть четверть века
Все будет так. Исхода нет
Умрешь – начнешь опять сначала…»

Несмотря на тяжелые мысли, поэт любил Россию и после революции не уехал за границу. Было это от того, что Блок сделал свой выбор, который состоял в ценности родины или от безразличия и отчаяния – никто не сможет сказать. Но это решение было для поэта губительным. Оно привело его к преждевременной гибели.

С подобными мыслями и настроением поэт создал не одно произведение. Его размышления продолжаются в стихах

«Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая улица. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят…».

Жанр

Стих относится к философской лирике. Лирический герой рассуждает о жизни и смерти.

Написано четырехстопным ямбом.

В последнем слове первой строчки ударение на втором слоге – это женская рифма. Она звучит мягче, последующий монолог звучит легче.

В последней строчке те же слова, но в другом порядке, и заканчивается строчка и весь стих словом «фонарь», имеющим мужскую рифму (ударение на последнем слоге), отчего слово звучит жёстче, резче. После него (по интонации) невозможно продолжение, словно подведен итог. Это почти нивелирует общепринятое упоминание о свете как о выходе, радости и надежде. Поэт и прежде говорит о фонаре «бессмысленный и тусклый свет» и употребление этого слова в конце также сводит на «нет» символ надежды.

Средства выразительности

В стихотворении использованы символы, подчеркивающие тяжелые чувства автора.

“Ночь, улица, фонарь, аптека”.
Жизненный путь, проходящий во мгле, в которой даже фонарь не дает выхода и достаточного света, чтобы разглядеть самое важное.

Эпитет “Ледяная мгла канала» символизирует смерть, холод, страх перед жизнью и смертью.

Также в стихотворении употреблена аллитерация: «бессмысленный и тусклый свет»

Сравнение: «И повторится все, как встарь»
Также мы видим в стихе рефрен – перед глазами героя одна и та же картина на протяжении всей жизни, и даже после смерти.

Внимательный читатель заметит, что поэт отходит от принятого противопоставления тьмы как символа всего отрицательного и света, как символа добра и надежды. Свет в его стихе не сильно отличается от тьмы, он едва рассеивает мрак, потому что «бессмысленный и тусклый».

Поэт попал в замкнутый пространственный круг, в котором предполагает находиться не только через «четверть века», но даже в следующей жизни. По его мнению, пейзаж не изменится никогда, а значит, и ощущения останутся …

Слова «ночь, улица…» являются скорее символами, повторяющегося бесконечного однообразия и безысходности, чем описанием конкретной местности. Хотя Блок всегда придерживался конкретики, даже в символизме.

В стихотворении Александра Блока все существование людей окрашено в темные тона, не имеет радости, смысла и утомительно однообразно. Все мироздание сводится к одной картине – темной улице, тусклому фонарю у аптеки и ледяному каналу.

Особенности стиха

В этом стихотворении Блок отходит от привычного символизма, описывает реальность, хотя и не избегает употребления нескольких символов.

Стих наполнен темными красками, отсутствием смысла и надежды. Он является скорее песнью смерти, чем жизни. Но даже смерть в нем не является чем-то определенным. В «посмертии» опять приходится вернуться в тот же безрадостный и тягостный пейзаж, в ту же бесконечную бессмысленность.

Автор меняет привычные символы. Свет в его стихе уже не является символом надежды и радости, а смерть не избавляет от необходимости смотреть на опостылевшую картину окружающего мира.

Также время не меняет в произведении автора унылый пейзаж, вопреки обычной уверенности людей, что в мире меняется все и «в одну воду родника не войти дважды». Но у Блока картина мире однообразна как зацикленный короткий видеоролик.

В живой природе неизменность картины нереальна, но в городе, среди мостовых и каменных стен это становится возможным. Даже вода в его произведении словно застыла. Она не течет. Поэт видит только рябь и это дополняет иллюзию однообразия картины.

Здесь все кружится на месте: время и вода. Свет изменил свою сущность, смерть перестала быть концом или даже привычным для христианина порогом в вечность и надеждой на встречу с Творцом. Смерть тоже словно свернулась кольцом, возвращая ушедшего к началу.

Автор кружится в этом замкнутом круге и уверен, что все человечество вынуждено совершать эти бессмысленные обороты.

Отзывы критиков

В. Гиппиус, которому Блок прочитал его, был поражен мрачностью стиха.
И все же «Ночь, улица, фонарь…» – одно из самых известных стихотворений Александра Блока. Его современники приняли стих с удивлением, но он получил много откликов и довольно быстро стал популярным.

“Он делал все — «по-настоящему». Но все же чувствовал — ни на минуту не переставал чувствовать, что это — не то, не настоящее”.

Евгений Замятин

«…каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ».

Зинаида Гриппиус

«…встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, очаровательного хозяина и человека с острым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжелое, бережно несомое бремя. Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нес, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья».

Константин Бальмонт

Источник