Цикл стихи о прекрасной даме девушка пела в церковном хоре

Цикл стихи о прекрасной даме девушка пела в церковном хоре thumbnail

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока

В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота. Молодому поэту казалось, что, только полностью уничтожив старый мир, можно построить новое счастливое общество, в котором не будет страданий и боли. События 1905 г. открыли Блоку ужасную картину, которая сопровождает все революции. Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Фраза «Революцию не делают в белых перчатках» предстала перед Блоком во всей своей откровенной наготе. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.

В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.

Православная церковь стремилась успокоить народное волнение и примирить враждующие группировки. По всей стране проходили церковные службы с горячими молитвами. Лирический герой присутствует на таком событии. Он обращает внимание на одну девушку в хоре, которая выделяется своей невинностью и чистотой. В образе девушки можно представить многострадальную душу России, которая молится за всех своих сыновей, независимо от их политических убеждений. «Усталые», «ушедшие корабли», «забывшие радость» – так охарактеризовал автор многочисленных участников революции. Для девушки не существует разницы между рабочими и жандармами. И те, и другие одинаково обмануты и увлечены ложными идеями. Гражданская война, независимо от ее исхода, в любом случае закончится массовыми убийствами и разрушениями. Девушке жалко весь народ в целом.

Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности. В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» – свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.

  • Следующий стих → Александр Пушкин – Няне
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин – Зимний вечер (Буря мглою небо кроет)

Читать стих поэта Александр Блок – Девушка пела в церковном хоре на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Какие символы выбирал Блок, чтобы описывать газетные новости

В августе 1905 года Блок пишет стихотворение «Девушка пела в церков­ном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

О каких кораблях идет речь в этом стихотворении? В комментарии к нему легко прочитать, что речь идет о гибели русской эскадры в Цусимском сра­жении. Сражение это произошло 14-15 мая того же 1905 года, и это было незадолго до окончательного поражения России в Русско-японской войне.

Что поет хор – и девушка в этом хоре? Это ектения, это молитва – за плава­ющих и путешествующих. Царские врата – это вход в алтарь в православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, – это, по-видимому, изображение Спасителя. И стихотворение заканчивается строчкой «Никто не придет назад».

Не надо забывать, что для Блока сражение при Цусиме, ход Русско-японской войны были вполне злободневными фактами, настолько же злободневными, насколько для нас злободневны сюжеты телевизионных новостей, или первые полосы газет, или интернет-новости.

Но как об этом пишет Блок? Стихотворение написано дольником, стихотвор­ным размером, который стал популярен в XX веке, в XIX веке мало кто рисковал к нему прибегать (можно его найти у Фета, например). Дольник – это стихо­творный размер, в котором на один слог нарушено правильное чередование ударных и безударных слогов  В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» между двумя ударными слогами иногда стоят два безударных, а иногда – только один. Например, схема ударений в первой строке выглядит так: / _ _ / _ _ / _ / _. И он создает совершенно особый, индивиду­аль­ный ритм.

Блок очень много писал дольником, но здесь не только стихотворный размер любопытно работает, а еще и звук этого стихотворения. Блок однажды при­знал­ся: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Ключевые слова здесь – это и есть слова-символы. Нетрудно понять, что в этом стихотворении такими ключевыми словами являются слова «пел» или «пела», слово «белый» (это цвет святости, чистоты, молитвы), слово «луч», «свет». Причем очень важно направление света – сверху, и это стремление вверх, к небу, к младенцу над Царскими вратами – это и есть молитвенное состояние, которое в этом стихотворении, безусловно, передается.

Читайте также:  Протокол мо филологического цикла

Расстояние между этими ключевыми словами Блок заполняет звуком, му­зыкой. Ведь платье не поет – но строчка «Белое платье пело в луче» не очень царапает даже очень внимательных и чутких читателей. Потому что Блоку важно сохранить это сочетание губного «б» или «п» и звука «ль» на протя­же­нии всего стихотворения: «пело», «белое», «платье». И этот звуковой поток и создает музыку стихотворения. Это очень существенно, это очень важно.

«Радость будет» – это тоже цитата. Может быть, не сразу заметная сего­дняш­нему читателю, но современнику Блока – совершенно, конечно, ясная. Потому что это цитата из Евангелия от Иоанна: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» – слова Христа. Но посмотрите, как у Блока обрамлено это выражение, эта цитата: «И всем каза­лось». А младенец (Спаситель, ребенок у Царских врат) знает, что никто не придет назад.

Надо сказать, что в поэзии Блока 1905-1907 годов это очень устойчивый мо­тив – мотив ушедших и невернувшихся кораблей. Это есть в стихотворении «Взморье», это есть в стихотворении «Старость мертвая бродит вокруг», это есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря».

Вообще, 1905-1907 годы для Блока очень трудные. Это годы, когда еще не про­шло, не улеглось, не преодолено отчаяние второго тома его лирики – то, что, собственно, сделало его второй том совершенно безнадежным, декадентским, упадочным. Но он сам говорил о том, что для него этот путь от первого тома к третьему, от стихов «О Прекрасной Даме» через падение, через отчаяние, через страшный мир – к циклу «Родина», к земному и обретенному им иде­алу, – это путь неотменимый. Этот путь нельзя переиграть, его нельзя пройти еще раз, и на этом пути важны абсолютно все станции, все вехи.

Очень любопытно, как перекликаются в этом стихотворении строчки из раз­ных строф. Первая строфа перекликается с третьей: усталые люди, корабли в тихой заводи, радость будет. Скажем, в первой строфе: «о всех усталых в чу­жом краю», а в третьей – «на чужбине усталые люди». В первой – «о всех кораблях, ушедших в море», а в третьей – «в тихой заводи все корабли». В первой – «о всех, забывших радость свою», в третьей – «и всем казалось, что радость будет».

А в четных уже своя перекличка. И если в нечетных главное пространство – это даль и горизонт, то в четных это вертикаль и устремленность к небу. И это важно.

Таким образом, мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт осмыслен у Блока в его поэзии – поэзии, которую совершенно основательно называют симво­листской. И дело не в том, что Блок как-то подписывал договор о своем участии в литературном направлении или литературном течении. Конечно, нет. Для Блока символ – это всегда земной знак иного, неземного мира. И это всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем только угадать – а можем и не угадать, не заметить. Таким образом, для Блока сим­волом может, в принципе, стать многое из того, что встречается нашему взору. Это может быть корабль как знак путешествия в незнакомую, в дальнюю страну. У него есть совершенно потрясающее стихотворение:

Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Спала зеленая вода,

Когда кильватерной колонной

Вошли военные суда.

Символом может стать луч. Это понятно, это общий поэтический символ: свет и высота – так же, как символом может стать звезда. Символом может стать буря. Символом может стать снежная метель. Все может стать символом – и все таким образом приобретает уже не только конкретный, а обобщенный, глубокий, историософский смысл (историософия – это философия истории).

Не случайно во второй главе поэмы «Возмездие» Блок скажет:

Раскинулась необозримо

Уже кровавая заря,

Грозя Артуром и Цусимой,

Грозя Девятым января…

То есть 1905 год как предчувствие катастрофы – это кровавая заря, обеща­ющая 9 января, расстрел мирной демонстрации  9 января 1905 года – дата Кровавого вос­кресенья, когда солдаты открыли огонь по мирной демонстрации рабочих, направ­лявшихся с петицией к Николаю II. Крова­вое воскресенье послужило началом рево­люции 1905 года., обещающая Порт-Артур и Цусиму – крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне. И именно художник, поэт прозревает эту связь между кон­кретным фактом и его символическим значением.

  • Расшифровка предыдущего эпизода

    Самойлов. «Мне выпало счастье быть русским поэтом…»

  • Расшифровка следующего эпизода

    Мандельштам. «На розвальнях, уложенных соломой…»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Курс № 87 История русской еды

Курс № 86 Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Курс № 85 Что такое романтизм и как он изменил мир

Курс № 84 Финляндия: визитные карточки

Курс № 83 Как атом изменил нашу жизнь

Курс № 82 Шведская литература: кого надо знать

Курс № 81 Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Курс № 80 Народные песни русского города

Курс № 79 Метро в истории, культуре и жизни людей

Читайте также:  Теория заговора цикл передач

Курс № 78 Идиш: язык и литература

Курс № 77 Как читать любимые книги по-новому

Курс № 76 Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Курс № 75 Экономика пиратства

Курс № 73 Как русские авангардисты строили музей

Курс № 72 Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Курс № 71 Открывая Россию: Ямал

Курс № 70 Криминология:

как изучают преступность и преступников

Курс № 69 Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Курс № 68 Введение в гендерные исследования

Курс № 67 Документальное кино между вымыслом и реальностью

Курс № 66 Мир Владимира Набокова

Курс № 65 Краткая история татар

Курс № 64 Американская литература XX века. Сезон 1

Курс № 63 Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

Курс № 62 У Христа за пазухой: сироты в культуре

Курс № 61 Антропология чувств

Курс № 60 Первый русский авангардист

Курс № 59 Как увидеть искусство глазами его современников

Курс № 58 История исламской культуры

Курс № 57 Как работает литература

Курс № 56 Открывая Россию: Иваново

Курс № 55 Русская литература XX века. Сезон 6

Курс № 54 Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

Курс № 53 История завоевания Кавказа

Курс № 52 Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России

Курс № 51 Блокада Ленинграда

Курс № 50 Что такое современный танец

Курс № 49 Как железные дороги изменили русскую жизнь

Курс № 48 Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Курс № 47 Лев Толстой против всех

Курс № 46 Россия и Америка: история отношений

Курс № 45 Как придумать свою историю

Курс № 44 Россия глазами иностранцев

Курс № 43 История православной культуры

Курс № 42 Революция 1917 года

Курс № 41 Русская литература XX века. Сезон 5

Курс № 40 Человек против СССР

Курс № 38 Как читать русскую литературу

Курс № 36 Что такое

Древняя Греция

Курс № 35 Блеск и нищета Российской империи

Курс № 34 Мир Анны Ахматовой

Курс № 33 Жанна д’Арк: история мифа

Курс № 32 Любовь при Екатерине Великой

Курс № 31 Русская литература XX века. Сезон 4

Курс № 30 Социология как наука о здравом смысле

Курс № 29 Кто такие декабристы

Курс № 28 Русское военное искусство

Курс № 27 Византия для начинающих

Курс № 26 Закон и порядок

в России XVIII века

Курс № 25 Как слушать

классическую музыку

Курс № 24 Русская литература XX века. Сезон 3

Курс № 23 Повседневная жизнь Парижа

Курс № 22 Русская литература XX века. Сезон 2

Курс № 21 Как понять Японию

Курс № 20 Рождение, любовь и смерть русских князей

Курс № 19 Что скрывают архивы

Курс № 18 Русский авангард

Курс № 17 Петербург

накануне революции

Курс № 16 «Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Курс № 15 Антропология

коммуналки

Курс № 13 Русская литература XX века. Сезон 1

Курс № 12 Архитектура как средство коммуникации

Курс № 11 История дендизма

Курс № 10 Генеалогия русского патриотизма

Курс № 9 Несоветская философия в СССР

Курс № 8 Преступление и наказание в Средние века

Курс № 7 Как понимать живопись XIX века

Курс № 6 Мифы Южной Америки

Курс № 5 Неизвестный Лермонтов

Курс № 4 Греческий проект

Екатерины Великой

Курс № 3 Правда и вымыслы о цыганах

Курс № 2 Исторические подделки и подлинники

Курс № 1 Театр английского Возрождения

Курс № 87 История русской еды

Курс № 86 Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Курс № 85 Что такое романтизм и как он изменил мир

Курс № 84 Финляндия: визитные карточки

Курс № 83 Как атом изменил нашу жизнь

Курс № 82 Шведская литература: кого надо знать

Курс № 81 Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Курс № 80 Народные песни русского города

Курс № 79 Метро в истории, культуре и жизни людей

Курс № 78 Идиш: язык и литература

Курс № 77 Как читать любимые книги по-новому

Курс № 76 Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Курс № 75 Экономика пиратства

Курс № 73 Как русские авангардисты строили музей

Курс № 72 Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Курс № 71 Открывая Россию: Ямал

Курс № 70 Криминология:

как изучают преступность и преступников

Курс № 69 Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Курс № 68 Введение в гендерные исследования

Курс № 67 Документальное кино между вымыслом и реальностью

Курс № 66 Мир Владимира Набокова

Курс № 65 Краткая история татар

Курс № 64 Американская литература XX века. Сезон 1

Курс № 63 Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

Курс № 62 У Христа за пазухой: сироты в культуре

Курс № 61 Антропология чувств

Курс № 60 Первый русский авангардист

Курс № 59 Как увидеть искусство глазами его современников

Курс № 58 История исламской культуры

Курс № 57 Как работает литература

Курс № 56 Открывая Россию: Иваново

Курс № 55 Русская литература XX века. Сезон 6

Курс № 54 Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

Курс № 53 История завоевания Кавказа

Курс № 52 Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России

Курс № 51 Блокада Ленинграда

Курс № 50 Что такое современный танец

Курс № 49 Как железные дороги изменили русскую жизнь

Курс № 48 Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Курс № 47 Лев Толстой против всех

Курс № 46 Россия и Америка: история отношений

Курс № 45 Как придумать свою историю

Курс № 44 Россия глазами иностранцев

Курс № 43 История православной культуры

Курс № 42 Революция 1917 года

Курс № 41 Русская литература XX века. Сезон 5

Курс № 40 Человек против СССР

Курс № 38 Как читать русскую литературу

Курс № 36 Что такое

Древняя Греция

Курс № 35 Блеск и нищета Российской империи

Курс № 34 Мир Анны Ахматовой

Курс № 33 Жанна д’Арк: история мифа

Курс № 32 Любовь при Екатерине Великой

Курс № 31 Русская литература XX века. Сезон 4

Курс № 30 Социология как наука о здравом смысле

Читайте также:  Указания к производству работ нулевого цикла

Курс № 29 Кто такие декабристы

Курс № 28 Русское военное искусство

Курс № 27 Византия для начинающих

Курс № 26 Закон и порядок

в России XVIII века

Курс № 25 Как слушать

классическую музыку

Курс № 24 Русская литература XX века. Сезон 3

Курс № 23 Повседневная жизнь Парижа

Курс № 22 Русская литература XX века. Сезон 2

Курс № 21 Как понять Японию

Курс № 20 Рождение, любовь и смерть русских князей

Курс № 19 Что скрывают архивы

Курс № 18 Русский авангард

Курс № 17 Петербург

накануне революции

Курс № 16 «Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Курс № 15 Антропология

коммуналки

Курс № 13 Русская литература XX века. Сезон 1

Курс № 12 Архитектура как средство коммуникации

Курс № 11 История дендизма

Курс № 10 Генеалогия русского патриотизма

Курс № 9 Несоветская философия в СССР

Курс № 8 Преступление и наказание в Средние века

Курс № 7 Как понимать живопись XIX века

Курс № 6 Мифы Южной Америки

Курс № 5 Неизвестный Лермонтов

Курс № 4 Греческий проект

Екатерины Великой

Курс № 3 Правда и вымыслы о цыганах

Курс № 2 Исторические подделки и подлинники

Курс № 1 Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское

приложение с лекциями,

подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война

и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев – история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкасте

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

– начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь – всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года – проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского – всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в Санкт‑Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas – для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901-1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas – и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Источник