Цикл родина блок включил в

В цикле «Родина» Блок поместил стихотворение «На железной дороге» – о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной жизнью. В своем «цветном платке, на косы брошенном» , она связывается в представлении читателя с излюбленным блоковским образом России – женщины, невесты ( строки «плат узорный до бровей» , «призывно машет твой узорный, твой цветной рукав») !

В лирическом произведении описание событий не является самоцелью.

Это лишь средство выразить определенные мысли, чувства и переживания поэта и передать их читателям. А в лирике, как известно, изображение переживаний человека является специфической формой познания действительности.

В стихотворении описан трагический случай – самоубийство молодой женщины.

Можно ли считать героиню стихотворения «На железной дороге» с ее мечтами о счастье каким-то исключением? В стихотворении есть очень емкая, многозначительная фраза: «Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая…» . Она заставляет нас подумать о юности – быстропроходящей, о мечтах – часто несбывшихся… Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер.

Если бы речь шла о женщине, которая вышла именно к этому поезду, побуждаемая необходимостью, мы не смогли бы представить себе образ молодой мечтательницы с ее стремлением к лучшей жизни, с ожиданием чего-то прекрасного.

Кроме того, неоднократные посещения станции, постоянные ожидания, всегда обманутые надежды дают возможность почувствовать безвыходное положение героини. Вследствие этого глубже, эмоциональнее воспринимается мысль о том, что причиной трагической гибели молодой женщины явилась невозможность осуществить свои надежды.

Характер изображения героини в стихотворении «На железной дороге»

обусловлен не только законами жанра лирического произведения, но и личностью поэта, его а индивидуальной творческой манерой. Этот образ – проходящий мимо поезд помогает правдиво, психологически убедительно объяснить трагедию одинокой несчастной женщины. А правдивое изображение душевного мира героя, психологическая мотивировка поступков не менее важны в художественном произведении, чем точное, достоверное описание отдельных бытовых подробностей.

Современников Блока поражало его уменье раскрыть женскую душу и вместе

с тем показать страшную судьбу, на которую обречены многие женщины в России.

Интересные мысли о стихотворении Блока высказывал М. Исаковский.

Разбирая стихотворение одного начинающего поэта, он ссылался на

четверостишие из блоковского стихотворения «На железной дороге» .

У Блока сказано так:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели,

Молчали желтые и синие,

В зеленых плакали и пели.

И когда Вы читаете эти строки Блока, то перед Вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но Вы видите и другой образ – образ более значительный и широкий. Вы видите людей, едущих в поезде (хотя сказано об этом весьма кратко, лишь одним намеком) , и через этих людей Вы как бы видите всю страну. И именно это-то последнее и производит на Вас наибольшее впечатление» ‘.

Источник

Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал «поэмой вочеловечения».

Стихотворение «На железной дороге» было написано в 1910 году. Оно входит в третий том творчества Блока и является частью цикла «Родина». Этот цикл вобрал в себя все самое лучшее. В нем воплотились раздумья Блока о прошлом, настоящем и будущем России.

Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, судеб России, особенностей национального самосознания.

Стихотворение «На железной дороге» находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Оно несет на себе «отпечаток» темы «страшного мира», также разрабатываемого Блоком в третьем томе своих стихов. Кроме того, это стихотворение перекликается с лирикой русских поэтов второй половины 19 века (произведениями Некрасова, например). Но ведущей в нем остается тема Родины.

Известно, что Блок олицетворял Россию в образе женщины. В цикле «Родина» – это, прежде всего, женщина из народа. В стихотворении «На железной дороге» именно такая простая русская женщина и является центральной героиней. Ее описание дается уже в первой строфе, имеющей трагическое звучание:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Сравнение «как живая» вносит в стихотворение настроение тревоги, даже трагизма. Героиня мертва, или поэт хотел сказать что-то другое, прибегая к такому сравнению? Дальнейшее развитие произведения помогает понять авторский замысел.

Перед нами разворачивается судьба крестьянской девушки. Она, красивая и молодая, живет мечтами о лучшей жизни, живет фантазиями и надеждами. Каждый день героиня ходит на железную дорогу смотреть на проносящиеся мимо поезда: «Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом».

Для героини все это – олицетворение другой, красивой, легкой, счастливой жизни:

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Но поезд и его пассажиры безучастно проносятся мимо, в свою жизнь, не обращая внимания на трепещущую девушку. Лишь один раз, упоминает поэт, какой-то гусар обратил внимание на деревенскую красавицу, улыбнулся ей и … пронесся мимо.

Читайте также:  Каждый месяц в середине цикла коричневые выделения

Вся молодость, лучшие годы героини прошли в бесполезном ожидании. Сердце девушки омертвело, надорвалось в этом бесплодном ожидании счастья. Чем больше проходило времени, тем сильнее «дорожная, железная тоска» овладевала душой героини.

В последнем четверостишии подведен итог, нарисован неутешительный финал жизни:

… а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – всё больно.

Это стихотворение представляет собой развернутую метафору, потому что судьба лирической героини – это и судьба России, на мой взгляд.

Блок олицетворяет свою Родину с жизнью народа. Это несомненно. Поэтому поэт и сделал центральным образом своего стихотворения простую русскую женщину. Блок переживает, что ее судьба, как и жизнь многих ее подруг, проходят бесплодно, несчастливо, бессмысленно.

Но так же, по мнению Блока, проносится и жизнь современной ему России. Железная дорога, на мой взгляд, – символ многозначный. С одной стороны, это цивилизация, наступающая на народную Русь, и уничтожающая ее самобытность. С другой стороны, – это равнодушные граждане, которым все равно, что будет с их страной и с их народом:

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блёклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

«На железной дороге» Блока имеет сильные переклички со стихотворением Некрасова «Тройка» и, отчасти, «Железная дорога». Оно является типичным для цикла «Родина».

Образ России в этом стихотворном цикле сложен и неоднозначен. Ее прошлое овеяно славой и победами, настоящее смутно, грустно и даже, во многом, трагично, будущее – туманно, но поэт надеется на лучшее.

Источник

Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал “поэмой вочеловечения”.

Стихотворение “На железной дороге” было написано в 1910 году. Оно входит в третий том творчества Блока и является частью цикла “Родина”. Этот цикл вобрал в себя все самое лучшее.

В нем воплотились раздумья Блока о прошлом, настоящем и будущем России.

Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, судеб России,

особенностей национального самосознания.

Стихотворение “На железной дороге” находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Оно несет на себе “отпечаток” темы “страшного мира”, также разрабатываемого Блоком в третьем томе своих стихов. Кроме того, это стихотворение перекликается с лирикой русских поэтов второй половины 19 века (произведениями Некрасова, например).

Но ведущей в нем остается тема Родины.

Известно, что Блок олицетворял Россию в образе женщины. В цикле “Родина” – это, прежде всего, женщина из народа. В стихотворении “На железной дороге” именно такая простая

русская женщина и является центральной героиней. Ее описание дается уже в первой строфе, имеющей трагическое звучание:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Сравнение “как живая” вносит в стихотворение настроение тревоги, даже трагизма. Героиня мертва, или поэт хотел сказать что-то другое, прибегая к такому сравнению? Дальнейшее развитие произведения помогает понять авторский замысел.

Перед нами разворачивается судьба крестьянской девушки. Она, красивая и молодая, живет мечтами о лучшей жизни, живет фантазиями и надеждами. Каждый день героиня ходит на железную дорогу смотреть на проносящиеся мимо поезда: “Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом”.

Для героини все это – олицетворение другой, красивой, легкой, счастливой жизни:

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Но поезд и его пассажиры безучастно проносятся мимо, в свою жизнь, не обращая внимания на трепещущую девушку. Лишь один раз, упоминает поэт, какой-то гусар обратил внимание на деревенскую красавицу, улыбнулся ей и… пронесся мимо.

Вся молодость, лучшие годы героини прошли в бесполезном ожидании. Сердце девушки омертвело, надорвалось в этом бесплодном ожидании счастья. Чем больше проходило времени, тем сильнее “дорожная, железная тоска” овладевала душой героини.

В последнем четверостишии подведен итог, нарисован неутешительный финал жизни:

… а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Это стихотворение представляет собой развернутую метафору, потому что судьба лирической героини – это и судьба России, на мой взгляд.

Блок олицетворяет свою Родину с жизнью народа. Это несомненно. Поэтому поэт и сделал центральным образом своего стихотворения простую русскую женщину.

Блок переживает, что ее судьба, как и жизнь многих ее подруг, проходят бесплодно, несчастливо, бессмысленно.

Но так же, по мнению Блока, проносится и жизнь современной ему России. Железная дорога, на мой взгляд, – символ многозначный. С одной стороны, это цивилизация, наступающая на народную Русь, и уничтожающая ее самобытность. С другой стороны, – это равнодушные граждане, которым все равно, что будет с их страной и с их народом:

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

“На железной дороге” Блока имеет сильные переклички со стихотворением Некрасова “Тройка” и, отчасти, “Железная дорога”. Оно является типичным для цикла “Родина”.

Читайте также:  После отмены ярины сбился цикл

Образ России в этом стихотворном цикле сложен и неоднозначен. Ее прошлое овеяно славой и победами, настоящее смутно, грустно и даже, во многом, трагично, будущее – туманно, но поэт надеется на лучшее.

Loading…

Источник

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / В чём смысл включения стихотворения А.Блока «На железной дороге» в цикл «Родина»

Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал «поэмой вочеловечения».

Стихотворение «На железной дороге» было написано в 1910 году. Оно входит в третий том творчества Блока и является частью цикла «Родина». Этот цикл вобрал в себя все самое лучшее. В нем воплотились раздумья Блока о прошлом, настоящем и будущем России.

Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, судеб России, особенностей национального самосознания.

Стихотворение «На железной дороге» находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Оно несет на себе «отпечаток» темы «страшного мира», также разрабатываемого Блоком в третьем томе своих стихов. Кроме того, это стихотворение перекликается с лирикой русских поэтов второй половины 19 века (произведениями Некрасова, например). Но ведущей в нем остается тема Родины.

Известно, что Блок олицетворял Россию в образе женщины. В цикле «Родина» – это, прежде всего, женщина из народа. В стихотворении «На железной дороге» именно такая простая русская женщина и является центральной героиней. Ее описание дается уже в первой строфе, имеющей трагическое звучание:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Сравнение «как живая» вносит в стихотворение настроение тревоги, даже трагизма. Героиня мертва, или поэт хотел сказать что-то другое, прибегая к такому сравнению? Дальнейшее развитие произведения помогает понять авторский замысел.

Перед нами разворачивается судьба крестьянской девушки. Она, красивая и молодая, живет мечтами о лучшей жизни, живет фантазиями и надеждами. Каждый день героиня ходит на железную дорогу смотреть на проносящиеся мимо поезда: «Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом».

Для героини все это – олицетворение другой, красивой, легкой, счастливой жизни:

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Но поезд и его пассажиры безучастно проносятся мимо, в свою жизнь, не обращая внимания на трепещущую девушку. Лишь один раз, упоминает поэт, какой-то гусар обратил внимание на деревенскую красавицу, улыбнулся ей и … пронесся мимо.

Вся молодость, лучшие годы героини прошли в бесполезном ожидании. Сердце девушки омертвело, надорвалось в этом бесплодном ожидании счастья. Чем больше проходило времени, тем сильнее «дорожная, железная тоска» овладевала душой героини.

В последнем четверостишии подведен итог, нарисован неутешительный финал жизни:

… а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – всё больно.

Это стихотворение представляет собой развернутую метафору, потому что судьба лирической героини – это и судьба России, на мой взгляд.

Блок олицетворяет свою Родину с жизнью народа. Это несомненно. Поэтому поэт и сделал центральным образом своего стихотворения простую русскую женщину. Блок переживает, что ее судьба, как и жизнь многих ее подруг, проходят бесплодно, несчастливо, бессмысленно.

Но так же, по мнению Блока, проносится и жизнь современной ему России. Железная дорога, на мой взгляд, – символ многозначный. С одной стороны, это цивилизация, наступающая на народную Русь, и уничтожающая ее самобытность. С другой стороны, – это равнодушные граждане, которым все равно, что будет с их страной и с их народом:

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блёклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

«На железной дороге» Блока имеет сильные переклички со стихотворением Некрасова «Тройка» и, отчасти, «Железная дорога». Оно является типичным для цикла «Родина».

Образ России в этом стихотворном цикле сложен и неоднозначен. Ее прошлое овеяно славой и победами, настоящее смутно, грустно и даже, во многом, трагично, будущее – туманно, но поэт надеется на лучшее.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Стихотворения / В чём смысл включения стихотворения А.Блока «На железной дороге» в цикл «Родина»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

  • Полное содержание

Источник

Стихотворение «На железной дороге» (1910) позволяет нам понять то особое место, которое занимает тема родины в творчестве Блока. Очень часто в его лирике прямо и непосредственно не говорится о родине, но центральным и обобщающим образом неизменно остается именно Россия. Стихотворение «На железной дороге» было включено автором в цикл «Родина», потому что из щемящей душу истории девушки, раздавленной «любовью, грязью иль колесами» возникает яркий образ предреволюционной Российской империи, в которой одни живуз в нищете и голоде, а другие купаются в роскоши. Судьба родины в судьбах человеческих становится сквозным мотивом для лирики Блока, страна представляется как «вочеловеченный» обобщенный образ.

Читайте также:  Коричневые выделения между менструальными циклами

Читая строки стихотворения, мы видим не просто железнодорожную платформу с подходящим к ней поездом, а людей, заполняющих этот поезд и, через них, всю страну. Метафоры «синие» и «желтые», олицетворяющие высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны, антонимичны слову «зеленые», и глагол «молчали» приобретает значение, противоположное глаголам «плакали и пели». В вагонах первого и второго класса («желтых» и «синих») пассажиры самодовольно молчаливы, а в «зеленых плакали и пели» (вспоминается некрасовское «стон этот песней зовется»). Однако сведение проблематики стихотворения лишь к вопросам социальной несправедливости русского общества было бы ошибочно. Знаковым в этом отношении можно рассматривать само название – «На железной дороге». Образ дороги, пути в поэтике Блока выступает символом движения, развития. Он метафорически связан в целом с судьбой России и не раз встречается в блоковской лирике. Примером может служить стихотворение «Осенняя воля» (1905), где образ пути является не только центром изобразительной системы, но и основой сюжетной линии («Вхожу я в путь, открытый взорам…»; «Кто взманил меня на путь знакомый, / Усмехнулся мне в окно тюрьмы / Или – каменным путем влекомый / Нищий, распевающий псалмы?»).

Тема гибели на пути возникает с первых строк стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит как живая…

Смерть не упоминается, но по фразе «как живая» все становится понятно. Контрастом случившейся трагедии выглядит описание живой красоты уже погибшей девушки:

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая

В ранних стихах Блока звучала подобная тема – преждевременная смерть, убийство красоты и молодости. В стихотворении «Из газет» (1903) женщина также решается на самоубийство, ложась на рельсы, так как только смерть способна осветить душу сияньем, так как даже детям героиня не может обеспечить благополучную жизнь, несмотря на все свои старания:

Мамочке не больно, розовые детки.

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не могла.

Так тема пути приобретает символическое значение исхода.

Легко восстанавливаются параллели и со стихотворением Некрасова «Железная дорога» (1864), где железная дорога становится символом тяжелейшего гнета, испытываемого русским народом. Одной из центральных и здесь, и там является идея неравенства представителей разных сословий, из-за которого одни пользуются результатами труда других, не замечая боли и страданий вокруг. Позже Есенин в своих произведениях будет использовать образ паровоза как олицетворение нового железного века бездушной цивилизации, тоже несущего собой страдания. Эпитет «железная» контекстуально обозначает жестокость, беспощадность. Он получает экспрессивную окраску неотвратимости, поезд в представлении героини – «три ярких глаза набегающих», «шум и свист за ближним лесом». Эти образы раскрывают сущность жизни в Страшном мире как безжалостного пути, неслучайно появлению поезда сопутствуют сумерки.

Вместе с тем дорога выступает как знак надежды, возможных радости и счастья:

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Но, увы:

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Образы жизненного пути и железной дороги максимально сближены: юность героини «мчалась», а «тоска дорожная, железная свистела». Буквально каждое слово может быть отнесено не только к описанию судьбы девушки, но и к описанию поезда. Образ железной дороги перерастает в символ железного пути, неизвестного, но неотвратимого. С целью усилить это впечатление автор использует композиционный прием обратного повествования, когда трагическая развязка предваряет повествование. Конечно, такой финал сразу обусловливает эмоциональную тональность ретроспективного описания действия. Важно и то, что категория настоящего времени присутствует только в первой и последней строфах, как бы обрамляющих историю случившегося.

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Точка поставлена. Жизнь молодой девушки трагически оборвалась. Автор последней строфой словно хочет подчеркнуть, что нельзя назвать единственную причину гибели. В нашей жизни безысходность наступает от ощущения своей ненужности, юность оказывается «бесполезной», так как ее некому подарить:

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною…

Скользнул – и поезд вдаль умчало.

Люди, «сонные за стеклами», тоже способны убить своим равнодушием, обводя «ровным взглядом / Платформу, сад с кустами блеклыми…» (эпитеты «ровный», «блеклые» ассоциируются с бесцветной душой людей, так смотрящих на мир).

В стихотворении «На железной дороге», таким образом, прослеживается стержневая тема жизненного пути, смысла жизни. Судьба родины рассматривается через призму судьбы юной девушки, чья жизнь обрывается, раздавленная «любовыо, грязью иль колесами». Еще раз подтверждается признание Блока в том, что в имени Россия для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель».

Источник