Цикл посвященный любимой жизни

Цикл посвященный любимой жизни thumbnail

Федор Тютчев

Она проникновенна и многогранна, как и сама любовь в жизни поэта — буйство чувств, противоречивых и окрыляющих, выливались то в трагедию, то в драму. Пять историй любви, пять женщин великого поэта оставили след в его жизни, в его сердце и в его стихах.

1. Катюша Кругликова

Первой любовью знаменитого поэта стала… дворовая девушка при усадьбе, Катюша Кругликова. Казалось бы, малозначимая, простая и наивная история, но… Отношения между влюбленными зашли так далеко, что пришлось вмешаться влиятельным родителям Тютчева, которые, разумеется, были против подобного увлечения сына. Задействовав свои связи, они выхлопотали для Федора разрешение на досрочное окончание университета и отправили подальше от дома — в Петербург, а затем в Мюнхен, где Тютчев проведет двадцать два года. Катюше же, спустя некоторое время, дали вольную, а затем обеспечили приданным и выдали замуж… Она была единственной возлюбленной Тютчева, которой он не посвятил своих стихов — быть может, из-за краткости и юности их романа.

2. Амалия фон Лерхенфельд

В Мюнхене сердцем Тютчева завладела юная и знатная Амалия фон Лерхенфельд — внебрачная дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис. Красавица Амалия отвечала горячо влюбленному поэту взаимностью и была согласна на его предложение, но против были ее родственники. Тютчеву отказали, а когда он на время покинул Мюнхен, Амалия вышла замуж за его сослуживца, барона Крюндера. Говорят, это стало причиной дуэли между ними. Позже, вспоминаю прогулки с Амалией по берегам Дуная, Тютчев напишет стихотворение «Я помню время золотое».

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Произведение посвящено Амалии, которая на всю жизнь сохранила дружеские отношения с некогда влюбленным в нее поэтом.

Амалия фон Лерхенфельд

3. Элеонора Петерсон

Урожденная графиня Ботмер, по первому мужу — Петерсон, становится первой женой Тютчева. Поэт знакомится с ней в Мюнхене, прибыв туда в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Их брак был счастливым: Элеонора влюбилась в Тютчева мгновенно и любила самозабвенно, окружив трогательной заботой. Нежная и хрупкая, словно прекрасное виденье, она оказалась надежной опорой для своего супруга. Взяв всю хозяйственную часть супружеского быта на себя, Элеонора при весьма скромном достатке смогла обустроить уютный и гостеприимный дом, обеспечить безоблачное счастье для свой семьи. А когда, переехав в Турин, Тютчевы оказались в затруднительном финансовом положении, Элеонора сама ходила по торгам и заботилась о домашнем благоустройстве, ограждая от этих забот захандрившего мужа. Однако слабое здоровье Элеоноры было подточено переутомлением и нервным потрясением: его причиной стало кораблекрушение парохода «Николай I», на котором Элеонора плыла к мужу вместе с детьми. От длительного лечения женщина отказалась и от болезни так и не оправилась: вскоре простуда подкосила Элеонору, и она умерла в возрасте 37 лет. Горе Тютчева было так велико, что, сидя у гроба супруги, он поседел за несколько часов. В 1858 году в годовщину смерти Элеоноры поэт напишет стихи, посвященные ее памяти:

В часы, когда бывает

Так тяжко на груди,

И сердце изнывает,

И тьма лишь впереди;

Без сил и без движенья,

Мы так удручены,

Что даже утешенья

Друзей нам не смешны,

Вдруг солнца луч приветны!

Войдет украдкой к нам

И брызнет огнецветной

Струею, по стенам;

И с тверди благосклонной,

С лазуревых высот

Вдруг воздух благовонный

В окно на нас пахнет…

Уроков и советов

Они нам не несут,

И от судьбы наветов

Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,

Их слышим благодать,

И меньше мы тоскуем,

И легче нам дышать…

Так мило-благодатна,

Воздушна и светла

Душе моей стократно

Любовь твоя была.

Элеонора Петерсон

4. Эрнестина Дёрнберг

Баронессой Дёрнберг Тютчев увлекся, еще будучи женатым на Элеоноре: с Эрнестиной его роднила духовная близость, и поэт не смог устоять. О ней писал он:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподымешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Его частые встречи с баронессой довели законную супругу Тютчева до попытки самоубийства (правда, неудачной), после чего Федор Иванович обещал прекратить отношения с Эрнестиной — однако не смог этого сделать. Эрнестина отправилась за Тютчевым в Турин, и спустя два года после смерти Элеоноры поэт сделал предложение баронессе. Эрнестина была богата, красива, умна — и великодушна. Она простит супругу измену, и однажды, после длительного разрыва семья воссоединится вновь.

Эрнестина Дёрнберг

5. Елена Денисьева

Еще одна драматичная история любви Тютчева — юная любовница Елена Денисьева, воспитанница института, где обучались дочери Тютчева. Для встреч с ней поэт снял отдельную квартиру и , когда тайная связь стала явной, практически создал вторую семью. 14 лет Тютчев, как уже было однажды, разрывался между двумя любимыми женщинами — законной и «гражданской» супругой — безуспешно пытался помириться с первой и никак не мог расстаться со второй. Но Елена пострадала от этой губительной страсти гораздо больше: от нее отказался отец, друзья, о карьере фрейлины можно было забыть — все двери для нее отныне были закрыты. Денисьева была готова на такие жертвы, была готова оставаться незаконной женой и чувствовала себя абсолютно счастливой, записывая своих детей на фамилию Тютчева — не понимая, что подчеркивает их «незаконное» происхождение. Она боготворила его, считая «что более ему жена, чем бывшие его жены» и, действительно, вся жила его жизнью. Все, кто мог возразить против того, что она – «настоящая Тютчева», могли стать жертвой нервного припадка Денисьевой, что уже сигнализировало о ее нездоровье. Постоянные переживания, забота о детях, и рождение третьего ребенка окончательно истощили ее — обострилась чахотка, и Денисьева умерла на руках своего возлюбленного, не дожив и до сорока лет… Этой трагической любви к Елене посвящено множество самых пронзительных стихотворений Тютчева, объединенных в «Денисьевский цикл». Одно из самых известных среди них – «Последняя любовь»:

Читайте также:  Мусоргский фортепианный цикл картинки с выставки баба яга

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.

Елена Денисьева

Источник

Великие поэты оставляют после себя наследие, что живет в веках. Таким был и Н. А. Некрасов. “Панаевский цикл”, стихи которого многие слышали и читали, один из лучших образцов интимной лирики. Он всецело посвящен любви поэта к его музе – Авдотье Панаевой.

некрасов цикл панаевский

Н. А. Некрасов: знакомство с поэтом

Этот великий поэт писал особенным языком. Рожденный в дворянской семье, он душою был с простым народом. Писал про него и для него.

Николай Алексеевич родился в ранее богатой дворянской семье в Подольской губернии. Темной тучей над родом висела зависимость его глав от карточных игр. Дед Николая почти все свое имение проиграл в карты. Отец же воинской службой восстановил часть имущества, однако его развратная неправедная жизнь гуляки-помещика привела к тому, что большая семья с четырнадцатью детьми оказалась практически без средств к существованию.

Отдельно стоит сказать и о матери поэта. Именно благодаря ей он смог понять суть истинной, жертвенной любви и добра.

Второй женщиной, которая изменила жизнь свободного юного поэта, стала Авдотья Панаева. Ей посвятил Некрасов цикл «Панаевский». Строки о любви наполнены искренностью и откровенностью, в них легкими напевными рифмами раскрываются истины и вопросы, которые тысячелетиями тревожат умы людей.

некрасов панаевский цикл стихи

«Панаевский цикл». История возникновения и посвящения

Поэты всегда были людьми с особым складом ума. Их творчество рождалось на свет, благодаря дивным музам. Не стала исключением и любовная лирика Некрасова. Стихи «Панаевского цикла» представляют собой некое признание в любви музе поэта – Авдотье Яковлевне. Фамилия этой единственной возлюбленной автора – Панаева. Отсюда, как вы понимаете, и берет свое название цикл.

Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.

Кроме литературной ценности стихотворения Некрасова из «Панаевского цикла» имеют и историческую значимость. Все потому, что кроме них практически не сохранилось сведений об этом страстном романе поэта и его вдохновительницы.

Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.

панаевский цикл некрасова список стихов

Кратко о «Панаевском цикле»

Есть поэты, способные тонко передать малейшие оттенки настроения и чувства. К таким относился и Некрасов. Цикл «Панаевский» – это настоящая картина, изображающая любовь. Читатель, погружаясь в мир образов поэта, словно видит все его же глазами.

Цикл стихов, посвященных любимой поэта, рассказывает о чувствах и переживаниях лирического героя, о его страданиях от ссор и радостях примирения, огорчений от мелких размолвок. Здесь есть место для мучительных философских раздумий о жизни и смерти, любви и ненависти, страданиях и радости.

Практически не сохранились исторические данные об отношениях поэта с Авдотьей Панаевой. Однако именно цикл показывает нам чувства и переживания поэта. Он – отражение пережитого и прочувствованного.

В поэтических строках сборника, лирический герой то воспевает свои чувства к любимой, то совершенно простым языком, почти прозаически говорит о ссорах и непонимании, грустит о том, как же не совершенен характер его возлюбленной.

Несмотря на некоторые сходства этого сборника с «Денисьевским циклом» Ф. Тютчева, он остается самобытным и оригинальным, ярким и необычным. Огромную роль в этом играют биографические элементы и стиль диалога. А диалог автор ведет как с собою, своим рассудком и сердцем, так и с любимой женщиной.

некрасов стихи о любви панаевский цикл

«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов

Прежде чем перейти к стихотворениям, стоит напомнить, когда и в какую эпоху они были созданы. Тогда открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, страдания было не принято, обществом откровенность не приветствовалась. Но любовь поэта развязала ему руки и избавила от предрассудков. Он творил, будто выливал на бумаге свои чувства и мысли, радости и обиды.

Читайте также:  Оператор организации цикла по условию

«Панаевский цикл» Некрасова: список стихов:

  • «Да, наша жизнь текла мятежно…»,
  • «Давно, отвергнутый тобою…»,
  • «Тяжелый крест достался ей на долю…»,
  • «Прости! Не помни дней паденья»,
  • «Мы с тобой бестолковые люди…»,
  • «Прощанье»,
  • «Так это шутка? Милая моя»,
  • «Ты всегда хороша несравненно»,
  • «Я не люблю иронии твоей»,
  • «Страдалица! Стоишь ты предо мною…»,
  • «Тяжелый год – сломил меня недуг».

Это не полный список. По мнению критиков и литературоведов многие стихи, посвященные Панаевой, так и не были опубликованы. Еще часть безвозвратно погибла в сожженных Авдотьей письмах. Однако те, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла.

Литературный анализ

Общая тема цикла – это любовь и жизнь, взлеты и падения. Многие критики рассматривают поэзию этого цикла и с философской точки зрения. Еще бы, ведь всю жизненную философию, индивидуальный взгляд на многие истины автор заключает в свои строфы.

Подтемы цикла – это любовь и разлука, жизнь и смерть, нежность и ярость, ссора и примирение, понимание и непонимание. Это легко можно понять, посмотрев, какие стихи входят в «Панаевский цикл» Некрасова. Здесь поэзия об отношениях лирического героя и его любимой, горесть его, если в паре случалось недопонимание и разлад.

В одном из стихотворений (“Прощание”) описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью.

Стихотворения, посвященные Авдотье Панаевой, глубоко биографичны. Поэт не скрывает свои чувства, показывает их в своих стихах. Многие моменты их отношений запечатлены в сборнике, при этом, радуясь мгновеньям гармонии и мимолетного счастья, поэт не боится воспевать и горечь, как неотъемлемую часть любви и страсти.

какие стихи входят в панаевский цикл некрасова

Средства выразительности в стихотворениях цикла

Многие поэты в попытке придать своим стихам яркость и самобытность отдавали предпочтение минимуму средств выразительности, опираясь лишь на свои чувства. Таким создавал Некрасов “Панаевский цикл”, стихи которого легки и написаны очень простым понятным языком. Однако если исключить полностью эмоциональную часть, это может сделать поэзию слишком прозаической.

Литературоведы и исследователи “Панаевского цикла” выделили несколько постоянных средств выразительности, которые использовал Николай Некрасов в своих поэтических строках.

На первом месте стоит антитеза. Она применяется поэтом с заметным постоянством. Напомним, что антитезой в литературе называют прием противопоставления двух кардинально отличающихся понятий. Например, первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно»: «уныл и угрюм» – говорит поэт о себе и тут же об Авдотье – «твой веселый, насмешливый ум». Также антонимы «смех» и «слезы» очень часто встречаются в поэзиях, вошедших в сборник. В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди» чудесно обыграны поэтом такие понятия, как ссора и примирение, гнев и любовь. Прием антитезы как нельзя лучше помогает автору отобразить переменчивое настроение и чувства лирических героев.

Среди средств выразительности на втором месте после антитезы в поэзиях, посвященных Авдотье Панаевой, стоят эпитеты.

Стихотворение “Мы с тобой бестолковые люди»: краткий анализ

Роман поэта и его возлюбленной был совершенно безумным. Страсть и эмоции испепеляли их сердца. Общество обсуждало эти отношения, они были совершенно непонятны для современников.

Н. А. Некрасов «Панаевский цикл» создавал долгие годы. Почти пятнадцать лет длились его отношения, и рифмованые строки ложились на бумагу.

Стихотворение, которое мы будем анализировать, посвящено именно его отношениям с Авдотьей Панаевой. Называя себя и ее «бестолковыми людьми», поэт осуждает свой взрывной характер и неуступчивый нрав любимой. «Что минута, то вспышка готова!» – как нельзя лучше показывает их полные страсти и горечи, тепла и непонимания отношения, наполненные разнообразием и контрастами.

Вначале создается впечатление, что автор осуждает и себя, и любимую, но последующие строки говорят об обратном. Как оказывается, ссоры тоже нужны, в них рождается истина, и выплескивается недовольство. А еще «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья»…

Так тонко, необычно изобразил в поэтических строках свои отношения Н. А. Некрасов. Стихи о любви («Панаевский цикл» вмещает лишь часть их, многие безвозвратно погибли в сожженных письмах к Авдотье) раскрывают чувства со всех сторон. И пусть любовь не всегда прекрасна и безмятежна, но сладость ее должна чередоваться с горечью, иначе ни первый, ни второй вкус не будет ощутим.

Лирический герой цикла

Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.

Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.

Он то «уныл и угрюм», то «весел». Биографичность цикла дает нам возможность проследить развитие отношений поэта с Авдотьей, их взлеты и падения, переживания невзгод вместе и порознь. В этом – колоссальная ценность цикла, благодаря ему мы имеем возможность узнать о драматических безумных чувствах поэта к его единственной в жизни музе.

Образ любимой женщины

Центральным образом сборника выступает лирический герой. Многие критики не бояться отождествлять его с самим поэтом, слишком велика биографичность и «фотографичность» чувств и мыслей в стихотворениях. Но не менее важен и второй главный персонаж – единственная муза поэта Авдотья Панаева.

Первое стихотворение цикла «Ты всегда хороша несравненно» изображает любимую поэта светлой, нежной и остроумной («твой веселый, насмешливый ум»). Исследователи творчества Некрасова называют это стихотворение самым светлым и нежным. Но это только начало.

Читайте также:  Блок схема с двойным циклом

«Панаевский цикл» Некрасова, список стихов которого достигает двух десятков опубликованных произведений, в каждой поэзии содержит различное изображение главной героини.

«Расстаться было неизбежно, и за тебя теперь я рад» – эти строки показывают отношения уже в другом свете. Таких расставаний и ссор будет много, но поэт и его муза переживут вместе много бед и горестей, их любовь будет давать им силы побеждать быт и мелочность.

Образ лирической героини цикла все время меняется. Эта женщина добра и нежна, но пережитые невзгоды делают ее все жестче и сильнее. До Некрасова отобразить в поэзии такие глубокие перемены в характерах героев мало кому удавалось.

Одно из стихотворений цикла называет некогда юную и нежную Панаеву страдалицей. «Страдалица! Стоишь ты предо мною прекрасным призраком» – эти поэтические строки показывают ранимую женщину с истерзанным сердцем. Из легкой, жизнерадостной девушки героиня превратилась в «призрак». Почему так случилось, сейчас уже трудно сказать. Любовь умеет не только воскрешать, но и ранить.

Особенности цикла

Особенности “Панаевского цикла” Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Чем выше взлет, тем сильнее падение. “Панаевский цикл” стал своеобразным откровением поэта.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием – полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

любовная лирика некрасова стихи панаевского цикла

“Панаевский цикл” Некрасова и “Денисьевский цикл” Тютчева

Несмотря на яркую самобытность сборника, в анналах русской поэзии есть подобный ему сборник другого великого поэта. Речь о «Денисьевском цикле» Федора Тютчева.

Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.

Как и “Панаевский цикл” Некрасова, “Денисьевский цикл” посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.

В июле 1850 года, когда Тютчев впервые встретил свою Елену, появилось стихотворение “Пошли господь, свою отраду…”. Здесь лирический герой молит о любви и сравнивает себя с опаленным солнцем нищим, который видит богатый свежий сад и мечтает попасть туда. В этом иносказании лежит глубокий скрытый смысл. Поэт ассоциирует себя с нищим, которому недоступны услады богатых. Он понимает, что сад чужой, но молит об «отраде».

О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.

н а некрасов панаевский цикл

Сравнительный анализ циклов Н. Некрасова и Ф. Тютчева

В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.

Как и “Панаевский цикл” Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) “Денисьевский цикл” раскрывает самые неожиданные стороны жизни. “О, как убийственно мы любим” у Тютчева и “Мы с тобой бестолковые люди” у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.

В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах (“Пошли, господь, свою отраду” Ф. Тютчева и “Давно – отвергнутый тобою” Н. Некрасова).

Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл “Панаевский” писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.

Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл “Панаевский” создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа – Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой – были непонятны их современникам.

Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.

В заключение

Почти полтора десятилетия создавал Некрасов стихи о любви. “Панаевский цикл” носит необычно яркий, биографический характер и легкая авторская речь сделали этот сборник настоящей жемчужиной русской поэзии. Это поэтический сборник отдельных стихотворений, но если прочесть его в хронологическом порядке, создается впечатление, что перед нами настоящий роман. Здесь есть любовь и разлука, счастье и горечь, тепло и холод, страсть и безмятежность. Лирические герои цикла со временем меняются, они взрослеют и становятся терпимее, мудрее. В этом сборнике отражена сама любовь длиною не в десятилетие, а в жизнь.

Источник