Цикл песен на стихи бродского

Цикл песен на стихи бродского thumbnail

8 песен на стихи Иосифа Бродского.

Иосиф Бродский.
Фотография: peoples.ru

Сам Бродский к песням на свои стихи относился более чем прохладно. «Поэт — это последний человек, кто радуется тому, что его стихи перекладываются на музыку», — заявил он в диалогах с Соломоном Волковым. Меж тем именно музыкантам опальный Бродский обязан тем, что сейчас называется «продвижением контента».

Надо понимать контекст того времени. Бродский в Советском Союзе — непечатный автор. Со стихами его можно познакомиться только в самодельно изготавливаемых брошюрах, за каждую из которых можно попасть в поле зрения КГБ. Самиздат был делом запрещенным. Так что вдоволь не начитаешься. А вот у песен аудитория традиционно шире. Из московских и ленинградских интеллигентских квартир они разлетались действительно по всей стране. Иосиф Бродский шел к своей аудитории на исцарапанных пленках самодельного «магнитофониздата» или под гитару в хорошей компании.

1. Евгений Клячкин был классическим бардом-шестидесятником. Ленинградский инженер-проектировщик взял в руки семиструнную гитару, чтобы петь чужие стихи на собственную музыку. Потом он стал писать и свои стихи, потом дорос до артиста Росконцерта и легенды авторской песни. Но песни на стихи Бродского всегда были коронным номером в его репертуаре.

2. Инженера-физика Александра Мирзаяна к гитаре потянуло в конце шестидесятых. Однако путь его на этом поприще не был легким. Звезду московского клуба самодеятельной песни за пристрастие к Бродскому и Хармсу не раз вычеркивали из списков сборных бардовских концертов.

Александр Мирзаян. «Письма римскому другу»

3. Русская певица Елена Фролова, которую несколько раз выгоняли из школьного хора, сейчас считается одной из лучших исполнительниц и романсов, и духовных стихов. В репертуаре у нее есть песни на стихи поэтов Серебряного века, так что здесь Бродский оказался в очень приличной компании.

Елена Фролова. «Песни счастливой зимы»

4. Любимая певица российской интеллигенции Елена Камбурова тоже не обошла вниманием творческое наследие Иосифа Бродского. В ее отчасти театральную подачу и сложное отыгрывание образов каждой песни непростые тексты поэта отлично вписываются.

Елена Камбурова. «Мотылек»

5. Стихи Бродского цепляют и рок-музыкантов. Александр Васильев из группы «Сплин», исследующий в своих песнях все оттенки одиночества и меланхолии, конечно, не смог пройти мимо творчества Иосифа Александровича. Нельзя не заметить, что в этом случае поэт оказал очень сильное влияние на музыканта.

6. Певице Диане Арбениной оказался ближе надрыв, который есть в стихах Бродского. Тексты, где над каждым знаком препинания можно срываться в крик, отлично подходят для ее нервной, энергичной манеры исполнения.

«Ночные снайперы». «Я сижу у окна»

7. Бывшая коллега Арбениной Cветлана Сурганова, напротив, выбирает для исполнения в основном очень лиричные стихи Бродского, исполнять которые можно практически шепотом.

8. Вася Обломов, известный своими сатирическими песнями о современной России, Бродского не то чтобы спел — скорее прочитал под музыку. И в этом речитативе неожиданно открылась настоящая лирическая глубина.

«С одной стороны, если ты фраер, — сказал как-то Иосиф Бродский, — то тебе лестно, что на твои стихи композитор музыку написал. Но если ты действительно озабочен реакцией публики на твой текст, а это то, с чего твое творчество начинается и к чему оно в конце концов сводится, — то праздновать тут совершенно нечего. Даже если имеешь дело с самым лучшим композитором на свете. Музыка выводит стихи в совершенно иное измерение».

9. Бонус-трек: Бродский поет сам.

Источник

Цикл песен на стихи бродского

Песни на стихи Иосифа Бродского

В музыкальном творчестве Евгения Клячкина цикл песен на стихи Иосифа Бродского занимает особое место. Поэзия Бродского, крупнейшего русского поэта нашего времени, как будто совсем не нуждается в гитарном сопровождении. Давид Самойлов сказал как-то: “Настоящим стихам гитарная подпорка не нужна”. Да и сам Нобелевский лауреат неоднократно высказывал свое равнодушное отношение к жанру авторской песни.

Что же побудило Евгения Клячкина, автора многих популярных песен на собственные слова, обратиться к сложной и, на первый взгляд, далекой от песенного мира поэзии Бродского? В чем причина того, что, именно благодаря музыке Клячкина, написанной к поэме “Шествие” и некоторым другим стихам Бродского в начале шестидесятых и в семидесятые годы, стихи эти, ни разу не опубликованные в печати в те “застойные” времена и бывшие достоянием сравнительно узкого круга московских и ленинградских интеллигентов, сразу стали популярны и известны по всей стране? Хорошо помню, как в сибирской тайге и ленинградских электричках геологи, туристы, студенты распевали в ту пору чеканные строки: “И значит, не будет толка от веры в себя да в бога, и значит, остались только Иллюзии и Дорога”. Появившиеся в то глухое безвременье песни Клячкина на стихи Бродского, вместе с песнями Галича, Окуджавы, Кима и раннего Высоцкого, заложили основы “Магнитофониздата”, вызвали множество подражаний и послужили великому делу приобщения к истинной поэзии людей от нее далеких.

Дело, видимо, прежде всего в чутком поэтическом слухе Евгения Клячкина, его редкой музыкальной одаренности, давшей возможность извлечь для слухового восприятия внутреннюю сложную, но гармоничную мелодию стихов Бродского во всей их многоплановой полифонии. Ему, как никому другому, удалось уловить не только музыку самих стихов, но и авторскую манеру их чтения. Мне неоднократно приходилось слышать, как Бродский читает свои стихи, и мне кажется, что при всей внешней непохожести пения Клячкина на глуховатый, чуть завывающий голос читающего поэта звук гитарной струны, щемящий, иногда кажущийся резким до диссонанса, внезапная смена лирической плавной мелодии (“Ах, улыбнись, ах, улыбнись, вослед взмахни рукой”) драматичным и напряженным мотивом (“Жил-был король…”) создают близкое по знаку к авторскому чтению силовое поле. Услышав хотя бы раз в музыкальном прочтении Клячкина эти стихи, или такие, например, как “Ни страны, ни погоста” или упомянутых уже “Пилигримов”, в мелодии которых слышатся вагнеровские отголоски уже не хочется слушать их иначе. Так поэзия Бродского, взятая “с листа”, получила как бы отдельное звуковое существование.

Читайте также:  Папка учителей гуманитарного цикла

В песнях на стихи Бродского полностью реализовался безусловный талант Клячкина-композитора, автора удивительных мелодий (“Баллада короля”, “Ах, улыбнись”, “Романс Скрипача” и многие другие). Талант этот сочетается с высоким вкусом в музыкальной интерпретации сложных поэтических монологов, где голос автора неуловимо переплетается с голосами его театральных героев – Арлекина, Коломбины, Честняги, князя Мышкина – и вновь возвращается к их создателю, человеку, как и они, обреченному на одиночество и непонимание во враждебном ему мире, сам воздух которого для него губителен.

И здесь мы переходим к самому главному. Когда я вспоминаю ранние стихи Бродского, написанные еще в родном Ленинграде, в бесславные для нас, его современников, годы судебной расправы над ним как над “тунеядцем” и последующего изгнания, то невольно сам собой возникает вопрос, почему его прекрасные стихи тех лет – “Большая элегия Джону Донну”, “Письма римскому другу” и другие, воспринимающиеся сейчас как классика и далекие от обличительной политизированной поэзии, такой, например, как песни Галича, вызвали тем не менее откровенную неприкрытую враждебность у партийных и литературных чиновников брежневской поры, да и сейчас служат красной тряпкой для подкармливаемых этими чиновниками охранных отрядов, состоящих из полуграмотных ревнителей “истинно русской” поэзии? Не по тому ли, что в самой интонации этих стихов, как прежде великих стихов Мандельштама, органично содержится чуждый им дух одинокого, непокорного, мучимого мировой скорбью неприкаянного мыслящего интеллигента, само существование которого чревато угрозой их сытому благополучию? Именно это ощущение обреченности в бездуховном мире, где утрачены действительные ценности, трагическая щемящая интонация стихов, подчеркнутая и усиленная музыкой, является основной особенностью этих песен, дает тот гармоничный синтез, который обеспечивает им долгую жизнь.

А.Городницкий

————————————

Аранжировки Евгения Клячкина (11-13) и Валерия Бровко (1, 7, 9)

 Евгений Клячкин, пение, гитара

Александр Гольдфедер, электроорган (1, 7, 9, 11-13)

Содержание:

01 Пилигримы
02 Романс «Ах, улыбнись»
03 Рождественский романс
04 Стансы Васильевскому острову
05 Романс князя Мышкина и комментарий
06 В одном городке
07 Письма римскому другу
08 Романс для Честняги и Хора и комментарий
09 Романс Скрипача
10 Комментарий к романсу Счастливца
11 Романс Арлекина
12 Романс Коломбины
13 Баллада Короля

Источник

Стихи Бродского стали как-то очень популярны с года эдак 2007. Не поймите превратно: Бродского знали и любили и много раньше.

Все таки, можно сказать, современный классик. Но в музыке его популяризация началась относительно недавно. Может, конечно же, это я стал слушать таких исполнителей в этот период, кто знает.

Ну да и ладно, мода – не мода, а Бродский вечен. Как и его стихи. Не знаю, как будет с песнями, но список ширится чуть ли не каждый день.

И обращаются к нему как бардовые исполнители, так и рокеры. Кстати, любителям речитативов тут вообще раздолье. Как мне кажется, ритмика стихов Бродского идеальна для перевода его на рельсы хип-хопа и рэпа.

Ну что же. Начнем, пожалуй с Бродского 1968 года – « Конец прекрасной эпохи». И тут же перепрыгнем в 2004 года, когда у Васильева из группы «Сплин» выходит альбом «Черновики» с песней на это стихотворение. Да, обычный бард-рок, обычная акустика. Но отличное исполнение. Про текст я ничего писать не буду. Бродский либо нравится, либо нет.

Вторым пунктом пусть пойдет Татьяна Зыкина с треком «Шесть лет спустя». Это довольно сложно назвать песней – идет инструментал, на который наложено чтение данного стихотворения самим Бродским с вкраплениями чтения-пения этого же стиха Зыкиной. Своеобразно, интересно.

К сожалению, на ютубе качество трека оставляет желать лучшего, но вот ссылка.

Группа Мегаполис явно очень любит Бродского. Поэтому, в их дискографии есть Рождественский романс, записанный в 1989 году.

А вот в 1993 году они же завлекли в свои сети Льва Лещенко и выпустили клип «Там».

Как говорил Лещенко в интервью meduza.io: “Я развиваюсь вместе с современной музыкой, очень много ее слушаю. Я один из немногих, кто работает с молодыми. Что-то появляется на свет, что-то нет — это нормальный процесс. Вот, ко мне обратился Олег Нестеров из «Мегаполиса», давайте, говорит, запишем, Лев Валерьянович, с вами песню на стихи Бродского. Давай, отвечаю, почему же нет. Это моя жизнь, мне хочется быть молодым, мне хочется хулиганить, экспериментировать.”

Можно вспомнить и интересную версию одного из самых популярных стихотворений Бродского от группы Встреча Рыбы.

Естественно, речь идет о «Не выходи из комнаты.»

В этой песне Котихин и Ко сделали хитрый финт ушами и просто на холодную элеткронику и трип-хоп звучание наложили самого автора текста. Поверьте, это очень круто звучит. Немного наивно, но все равно очень здорово.

Если переходить к современным интерпретациям Бродского, то можно написать про Васю Обломова.

Кроме того, что он выбрал очень красивое и довольно грустное стихотворение Бродского ( Как-будто у него были другие. Нет, наверняка были, но…), Вася наложил еще и свое настроение. Настроение грусти, тоски и безысходности, какое он шибко любит.

Читайте также:  Криоперенос в естественном цикле поддержка

Очень трогательная простенькая музыка только подчеркивает общее настроение песни и органично вливается в общую идею.

Ну вот и пришел черед Noize MC спеть Бродского. Буквально на днях вышла презентация нового EP «No Comments», где он взял и объединил несколько стихотворений Бродского в один трек. Ну и добавил немного от себя.

Нойз уже долгое время выпускает крайне качественный материал. Качественный и очень мрачный.

Это очень сильный трек. Обе версии.

Были еще и Арбенина с Ночными Снайперами, Камбурова, гигантское количество исполнителей родом из 80-х и 90-х.

Иосиф Бродский цеплял и продолжает цеплять многих. И, может быть, порой мы, как читатели и слушатели, не можем до конца разобрать всю глубину его стихов, но хотя бы можно попробовать расслушать его и в интерпретации других авторов. И просто попробовать открыть его для себя вновь или же впервые.

Источник

https://ria.ru/20200524/1571847955.html

Юбилей Иосифа Бродского. Лучшие песни на его стихи

Юбилей Иосифа Бродского. Лучшие песни на его стихи

Иосиф Александрович Бродский уже давно больше чем поэт, больше чем легенда и даже больше чем символ. Среда, погрузившись в которую, совершенно не стремишься ее… РИА Новости, 24.05.2020

2020-05-24T08:00

2020-05-24T08:00

2020-05-24T08:00

россия

сша

культура

музыка

книги

александр мирзоян

светлана сурганова

ночные снайперы

диана арбенина

сплин

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/05/16/1571847159_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_e3a76d39dbe330412dce0fdfba49aaba.jpg

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Павел Сурков. Иосиф Александрович Бродский уже давно больше чем поэт, больше чем легенда и даже больше чем символ. Среда, погрузившись в которую, совершенно не стремишься ее покидать. И неудивительно, что певучесть строк Бродского просто обязана была прорасти в песнях. В день 80-летия поэта предлагаем вам не только вспомнить, но и спеть любимые строчки.Машина времениВ 1995 году, когда Андрей Макаревич записал совместный альбом с писателем Юзом Алешковским, в знаменитом нью-йоркском эмигрантском ресторане “Русский самовар” (или просто “Самовар”), совладельцем которого был Бродский, устроили по этому поводу вечеринку. Поэт, пришедший поздравить Алешковского, повертел в руках свежий диск и пробормотал: “Может, и мне альбом записать?”И вскоре Макаревич и Александр Кутиков уговорили Бродского сделать пластинку — но не песен, а стихов в собственном исполнении. Поэт согласился.Через несколько дней подготовили студию, автор сам сделал подборку стихов и записал все с одного дубля. Правда, результат ему не понравился — на следующий день он переписал все заново. Итогом стал выпущенный на Sintez Records (лейбл, основанный Кутиковым) аудиоальбом стихов Бродского в авторском исполнении — феноменальный и невероятно ценный артефакт эпохи. В нем нет музыки, но есть нечто большее — мелодика авторского прочтения, столь похожая на магическое заклинание.Под гитару от первого лицаК этому времени поэзию Бродского уже перекладывали на ноты: творчество и сама фигура поэта стали культовыми еще при его жизни в 60-х годах. Неудивительно, что первыми к стихам Иосифа Александровича обратились представители популярной тогда авторской песни (например, без “Пилигримов” не обходился ни один концерт Евгения Клячкина). Но по-настоящему посвятил свою жизнь изучению природы песенного стихосложения и творчества Нобелевского лауреата другой известный бард — Александр Мирзаян. Песни на стихи Бродского составляют чуть ли не основной корпус сочинений исполнителя.Иногда Александр позволял себе некоторые вольности с оригинальным текстом. Например, знаменитые “Письма римскому другу” просто отказывались ложиться на придуманную Мирзаяном музыку: последняя строка “Дрозд щебечет в шевелюре кипариса” своей звеняще-шипящей аллитерацией никак не хотела попадать в коду песни. И тогда он просто поменял две последние строчки местами — о чем благородно предупреждал слушателей на концертах. Бродский в стиле рокМирзаяновские песни на стихи Бродского вышли далеко за пределы бардовской среды. Для самого Александра было удивлением, что знаменитый рок-музыкант Анатолий Крупнов, например, записал собственную версию его “Танго” для своего альбома “Чужие Песни И Несколько Своих”. Спора по поводу дележа авторских прав не случилось: альбом для Крупнова оказался посмертным, а Мирзаян с достоинством воспринял рокерский кавер.Впрочем, чувственность лирики Бродского оказалась близка многим рок-исполнителям. Так, Светлана Сурганова и Диана Арбенина (“Ночные снайперы”), уже когда начали сольную карьеру, обратились к его творчеству. Но и тут отразилась разница характеров музыкантов: Арбенина выбрала для музыкального прочтения “Я сижу у окна”, где можно было дать волю затаенной энергии, вот-вот готовой перейти в крик, если не в истерику.Сурганова же, наоборот, исполнила “Неужели не я…” — вышла пронзительная лирическая баллада.”Мужское начало” стихов Бродского в музыке почти идеально воплотила группа “Сплин”. Для петербуржца Александра Васильева поэт был и остается одним из главных титанов, подступиться к творчеству которого музыкант хотел давно, но совершенно не желал делать это наспех. Итогом довольно долгого раздумья стал “Конец прекрасной эпохи” — стихотворение с множеством подтекстов и вариантов прочтения: песня, идеально подходящая под меланхолию и рефлексивность творчества Васильева — как сольного, так и с группой “Сплин”.Последним на данный момент рок-обращением к поэзии Бродского стал сингл Земфиры “Джозеф” — соединение “Новых стансов к Августе” и “Румянцевой победам”.Песню неоднозначно восприняли в музыкальном сообществе. Но, как и все, что выпускает Земфира, она стала важным событием в мире отечественной музыки. С днем рождения, Иосиф Александрович! Однако у нас есть и еще один удивительный артефакт: видеозапись из все того же “Самовара”, где Бродский самозабвенно под аккомпанемент ресторанных музыкантов поет “Очи черные”. Делает это нежно, трогательно, вопиюще немузыкально, но абсолютно искренне.

Читайте также:  Симфонические циклы гайдна и моцарта

https://ria.ru/20200217/1564797702.html

россия

сша

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/05/16/1571847159_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_0a03e6862ad665ecdfc4a81b148ed6b7.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, сша, музыка, книги, александр мирзоян, светлана сурганова, ночные снайперы, диана арбенина, сплин, александр васильев (музыкант), андрей макаревич, иосиф бродский

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости, Павел Сурков. Иосиф Александрович Бродский уже давно больше чем поэт, больше чем легенда и даже больше чем символ. Среда, погрузившись в которую, совершенно не стремишься ее покидать. И неудивительно, что певучесть строк Бродского просто обязана была прорасти в песнях. В день 80-летия поэта предлагаем вам не только вспомнить, но и спеть любимые строчки.

Машина времени

В 1995 году, когда Андрей Макаревич записал совместный альбом с писателем Юзом Алешковским, в знаменитом нью-йоркском эмигрантском ресторане “Русский самовар” (или просто “Самовар”), совладельцем которого был Бродский, устроили по этому поводу вечеринку. Поэт, пришедший поздравить Алешковского, повертел в руках свежий диск и пробормотал: “Может, и мне альбом записать?”

И вскоре Макаревич и Александр Кутиков уговорили Бродского сделать пластинку — но не песен, а стихов в собственном исполнении. Поэт согласился.

Через несколько дней подготовили студию, автор сам сделал подборку стихов и записал все с одного дубля. Правда, результат ему не понравился — на следующий день он переписал все заново.

Итогом стал выпущенный на Sintez Records (лейбл, основанный Кутиковым) аудиоальбом стихов Бродского в авторском исполнении — феноменальный и невероятно ценный артефакт эпохи. В нем нет музыки, но есть нечто большее — мелодика авторского прочтения, столь похожая на магическое заклинание.

Под гитару от первого лица

К этому времени поэзию Бродского уже перекладывали на ноты: творчество и сама фигура поэта стали культовыми еще при его жизни в 60-х годах. Неудивительно, что первыми к стихам Иосифа Александровича обратились представители популярной тогда авторской песни (например, без “Пилигримов” не обходился ни один концерт Евгения Клячкина).

Но по-настоящему посвятил свою жизнь изучению природы песенного стихосложения и творчества Нобелевского лауреата другой известный бард — Александр Мирзаян. Песни на стихи Бродского составляют чуть ли не основной корпус сочинений исполнителя.

Иногда Александр позволял себе некоторые вольности с оригинальным текстом. Например, знаменитые “Письма римскому другу” просто отказывались ложиться на придуманную Мирзаяном музыку: последняя строка “Дрозд щебечет в шевелюре кипариса” своей звеняще-шипящей аллитерацией никак не хотела попадать в коду песни. И тогда он просто поменял две последние строчки местами — о чем благородно предупреждал слушателей на концертах.

Бродский в стиле рок

Мирзаяновские песни на стихи Бродского вышли далеко за пределы бардовской среды. Для самого Александра было удивлением, что знаменитый рок-музыкант Анатолий Крупнов, например, записал собственную версию его “Танго” для своего альбома “Чужие Песни И Несколько Своих”. Спора по поводу дележа авторских прав не случилось: альбом для Крупнова оказался посмертным, а Мирзаян с достоинством воспринял рокерский кавер.

Впрочем, чувственность лирики Бродского оказалась близка многим рок-исполнителям. Так, Светлана Сурганова и Диана Арбенина (“Ночные снайперы”), уже когда начали сольную карьеру, обратились к его творчеству. Но и тут отразилась разница характеров музыкантов: Арбенина выбрала для музыкального прочтения “Я сижу у окна”, где можно было дать волю затаенной энергии, вот-вот готовой перейти в крик, если не в истерику.

Сурганова же, наоборот, исполнила “Неужели не я…” — вышла пронзительная лирическая баллада.

“Мужское начало” стихов Бродского в музыке почти идеально воплотила группа “Сплин”. Для петербуржца Александра Васильева поэт был и остается одним из главных титанов, подступиться к творчеству которого музыкант хотел давно, но совершенно не желал делать это наспех. Итогом довольно долгого раздумья стал “Конец прекрасной эпохи” — стихотворение с множеством подтекстов и вариантов прочтения: песня, идеально подходящая под меланхолию и рефлексивность творчества Васильева — как сольного, так и с группой “Сплин”.

Последним на данный момент рок-обращением к поэзии Бродского стал сингл Земфиры “Джозеф” — соединение “Новых стансов к Августе” и “Румянцевой победам”.

Песню неоднозначно восприняли в музыкальном сообществе. Но, как и все, что выпускает Земфира, она стала важным событием в мире отечественной музыки.

С днем рождения, Иосиф Александрович!

Однако у нас есть и еще один удивительный артефакт: видеозапись из все того же “Самовара”, где Бродский самозабвенно под аккомпанемент ресторанных музыкантов поет “Очи черные”. Делает это нежно, трогательно, вопиюще немузыкально, но абсолютно искренне.

Источник