Цикл олди об ойкумене
Росинка, 7 декабря 2009 г.
На форуме была темо о деградации фантаститки.
Те, кто доказывал это, аргуметировали это так:
а) Нет героев, которые бы стали эпическими, знаковыми, как например широко известен Гарик Поттер.
б) Нет изобретений после бластеров и звездолетов
с) Нет новых авторов, таких как….(разные авторы приводились)
На счастье на даный момент я читала цикл Ойкумена.
Итак:
а) Лучано Борготта по прозвищу Тарталья, являющийся главным героем, гораздо интереснее чем Поттер.
Это не трясущийся комплексованный подросток, а зрелый мужчина, обладающий привлекательностью, жесткостью и великодушием. Являющийся невропастом, что само уже по себе требует объяснения: это человек умеющий помогать людям управлять собой.
б) Мало изобретений? Ха! Их есть у Олди. Их фантазия неистощима!
Пенетраторы, нервопасты,флуктуации,колланты – за каждым словом продуманное, необычное явление.
Способ ставить клеймо на рабов у помпилианцев, ритуалы поддержания внутреннего Огня – чувствуется что у Олдей до чертиков своего внутреннего Огня, дабы мой читательский интерес не угас.
с) А что там еще третье? Ага! Ну мне пока хватает тех авторов что уже есть у нас. Я их слишком безумно люблю чтобы успевать читать книги зарубежных авторов:)
А, еще.
Вы когда-нибудь проживали секунды. Нет, не так – тик-так, а именно проживали?
Я вот один раз беременная в бане упала. Нет, падала. Я видела как медленно-медленно подскользнулась моя нога, как скамейка упала ребром, которое медленно двигалось к моей спине, как в глазах все вспыхнуло красным видимо от впрыска адреналина.
Кончилось все хорошо – но это та секунда, когда мое время растянулось и это ВСЕ описание которое я способна выдать. На троечку. Из 10.
В матрице так от пуль Нео уворачивался.
У Олди в Ойкумене время иногда взрывается и тянется тоже видимо очень долго – иногда описание секунды длится несколько страниц, и ты понимаешь – что вместе с авторами ты попадаешь в иное измерение, ты становишься иным существом! И ведь они эту секунду распишут так, что кроме 10 у меня вариантов не остается:)
Как отдельные произведения не читать ни в коем случае.
Только к концу произведения я поняла, что этот цикл меня купил с потрохами и я его не читала – я его жила.
yelisdm, 14 ноября 2017 г.
Редчайшая скукотища.
Обычно, моменты скуки вызывают перенасыщенные описания природы, одежды, техники… Здесь скуку вызывает то, вокруг чего крутится всё повествование – талант главного героя.
Начал читать цикл именно из-за отзывов типа «Сюжет интересен, захватывает, великолепное чувство юмора» и заоблачного рейтинга… Даже сделав массу допущений, не могу понять откуда такой восторг. И флэшбэки из юности ГГ, и его реальность – это фактически восхищённые детальные описания его искусства, которые, как я понимаю, должны были бы быть захватывающими благодяря своей необычности. В реальности же, больший интерес вызывает мотивация ГГ. Фактически, единственный вопрос из-за которого не бросал книгу: «Зачем!? Зачем, чёрт побери, он всё это делает и на чём базируется его восстребованность?! Кто все эти персонажи, что ими движет и как они между собой связаны!?»
Но т.к. толковых и ясных ответов не нашлось – вот результат: этот отзыв, сожаления о бестолку убитом времени и т.д. и т.п.
Пара отзывов выше содержат намёки на затянутость, бесконечные, никуда не ведущие размышления и таки да, вынужден признать что разделяю мнение о том, что всё это напоминает экономически-стимулируемую графоманию.
Просто фантастические рейтинги на этом сайте меня удержали от того чтоб выбросить книгу – возможно, когда я повозрослею и мне будет не 40, а 60, я попробую снова… Завидую тем, кого сюжет таки зацепил и доставил удовольствие.
eollin6, 8 сентября 2012 г.
Как же всё-таки непросто с этими Олди. Только отнесешь их мысленно к какой-то нише, а они рррраз – и вывернутся, и покажут тебе что-то такое, от чего голова кругом, настолько оно свежее и самобытное.
Это в полной мере относится и к циклу Ойкумена. Уже самим названием цикла авторы потрунивают над читателем: да, ребята, это космическая опера, сто пудов, она самая… Но они же всё-таки Олди. Это вам не Зорич и не Звягинцев. У них всё без дураков. Так что сражений на пукалках будет немного, только для соблюдения приличий. Но вообще – будьте любезны получить нашу фирменную фишку: книжку о людях. А ещё о будущем прошлого. Вы только не начинайте напрягаться, а расслабьтесь и тогда точно получите удовольствие. (Если вы, конечно, не из старшей группы детского сада, где машут лазерными мечами и пуляют во все шевелящееся из бластера-шмастера – тогда вы, пардон, ошиблись дверью). Но вернемся к первоисточнику. Что же такое цикл Ойкумена?
В первую очередь – литературная игра. Упражнение для мысли и пера авторов, поставивших перед собой экстравагантную задачу: создать совершенно оригинальный мир эпохи космической экспансии, невозможный и достоверный одновременно, новый, но при этом стилистически не выбивающийся из классического направления Олди – исторического фэнтези. Получилось? Да, конечно. Попробовало бы оно у них не получиться. Мир занимателен, масштабен. И герои достаточно живые, ходят, бегают, живут, страдают даже… Но вот что интересно. Читая Ойкумену, я вижу большой, красочный… кукольный театр. Ведь не зря первая трилогия этой серии и повествует о людях и куклах… Но на этот раз куклами у Олди оказались все. Поэтому читая Ойкумену все время не оставляет чувство какой-то картонности этого мира. Кажется, ткни пальцем посильнее и затрещит реальность Ойкумены, разойдется по швам, обнажив подложку холодного замысла. Может, в этом всё дело? Ойкумена – прекрасное, техничное, филигранно выверенное произведение. Но оно – не живописное полотно. Это, скорее, точный чертеж. И поэтому чего-то в нем не хватает. Чувства? Сопереживания авторов герою? Наверное да. Но не стоит за это ругать авторов. Мне думается, что эта болезнь многих плодовитых и талантливых писателей сродни защитной реакции врачей. Хирург отстраняется от своего пациента, чтобы не чувствовать его боль, не пропускать её через своё сердце, иначе оно не выдержит, разорвется от чужого страдания. Олди слишком многих героев пропустили через сердце. И объять своей душой, согреть своим теплом ещё один гигантский мир оказалось просто выше человеческих сил. В конце концов, это только у Снегова Люди – как боги.
Тимолеонт, 22 мая 2014 г.
Уверен, что не ошибусь, если назову «Ойкумену» самым зрелым и серьёзным творением Олди. Начиная с «Мессия очищает диск», книги Олди постепенно движутся в сторону более реалистичных сюжетов, зрелой философии и оригинальных идей. Плюс, из их историй пропадает бессмысленно-беспощадная философия, ради которой Олди готовы были на любое извращение и нелогичность сюжета.
На данный момент венцом подобной эволюции является цикл «Ойкумена» – яркое опровержение нытья многих «поклонников» о том, что Олди якобы исписались. Это первая космоопера дуэта, и она сходу «вырывается вперёд», выделяется из всей гигантской массы «книг о космосе» своей оригинальностью и великолепной проработкой.
Интересно построение цикла. Каждая трилогия по сути своей – биография. Борготта, Регина, Марк – рассказывается о ключевых, радикальных изменениях в их жизни, «взрослении». И я искренне убеждён, что «Ойкумена» не ограничится только тремя биографиями. Олди не исчерпали потенциал «Ойкумены» и на одну десятую – чувствуется огромная масса уникальных историй и идей, которые они могут ещё рассказать в будущем.
ИМХО, со временем, через много-много лет, «Ойкумена» станет ключевым творением Олди. Слышим «Олди», вспоминаем об «Ойкумене». Толкиен – «Властелин колец», Кинг – «Тёмная башня», Азимов – «Академия», Мартин – «ПЛиО», Дойл – «Шерлок Холмс», Роберт Говард – «Конан». Дуэт явно не будет концентрироваться только на космоопере, но не сомневаюсь, что время от времени он будет вспоминать о ней и вписывать новые истории в это масштабное полотно.
Serg50, 4 июля 2011 г.
Прочитал по индивидуальной рекомендации сайта – работает, спасибо сайту! Спасибо авторам!
Давно не получал такого удовольствия как от прочтения этого цикла. До этого у меня было впечатление, что наша «космическая» фантастика изрядно выродилась до сплошного мордобоя в соотвествующем антураже, а здесь такой продуманный и необычный мир, без навязшего деления – «плохие»/«хорошие». Я прочитал такую массу книг, что практически всегда по ходу повествования мне очевидно, что будет через 10-20 страниц, а в данном цикле этого нет. Меня это так поразило, что я побежал порадовать дочь – «Я нашел книгу, где я не знаю что будет дальше!». Да, фантазия у авторов на наивысшем уровне.
Хотелось бы отметить, что к середине прочтения у меня появились стойкие ассоциации с «Дюной», не в сюжете, нет. В чем то трудноуловимом. Может, в неком сплаве «легкой ненаучности» с проработанностью реалий фантастического мира и эпичностью произведения.
Manowar76, 25 апреля 2019 г.
Ни один другой авторский или межавторский цикл космической фантастики не имеет столько преимуществ – безупречный литературный язык, неудержимая фантазия, невероятный масштаб и более, чем нестандартная Вселенная.
Вот, допустим, «Культура» Бэнкса. Уж насколько хороша – но всё равно это разрозненные романы про разные времена и события.
Цикл «Гиперион» Симмонса? Кто-нибудь вообще дочитал его до конца? Удачный(гениальный) только первый роман. Дальше – хуже.
«Барраярский» цикл Буджолд? Тоже вряд ли.
Мир «Эндера» Карда? Опять паразитирование на первом романе-шедевре.
«Пространство» Джеймса Кори. Тоже творческий дуэт писал. Слишком приземлённо и, опять-таки, интерес идёт по нисходящей, а не наоборот, к сожалению.
Про Питера Гамильтона и Вебера сказать не могу – не читал, но что-то я сильно сомневаюсь, что композиционно и художественно их циклы смогут потягаться с «Ойкуменой» Олди.
Вровень с циклом про «Ойкумену», наверное, можно поставить «Дюну» Герберта.
Mishel5014, 27 марта 2019 г.
Трудно высказать связное мнение про огромный цикл романов, но попробую.
По моему скромному мнению, это не просто одна из лучших эпопей в фантастике – это одно из важных событий в русскоязычной литературе последних десятилетий.
Как это часто бывает у Олди, это – не просто фантастика. Это созданный авторами причудливый, разноцветный и очень непростой мир, в котором как минимум хочется побывать самому.
Мир, в котором просторы вселенной, не побоюсь этого слова, бороздят галеры, триремы и пентеры рабовладельцев-помпилианцев, очень похожих на древних римлян.
Где есть высокая цивилизация чернокожих вудуистов-растаманов- бокоров, покоряющих пространство и время, и в то же время на варварских планетах бегают очень похожие на них голозадые дикари-людоеды.
Где есть мудрые и расчетливые люди-компьютеры, которые считают совсем и не по-компьютерному, а так, что и вообразить страшновато. Где раса огнепоклонников запускает на своем внутреннем огне огромные космические флоты.
Где есть планета, на которой, как собирался это делать один энергичный земной император, в прямом смысле слова «за умы графами жалуют».
И где проживают и действуют (иногда в трудных и опасных условиях) вполне живые люди. Со своими страстями, привычками. интересами – которые зачастую противоречат друг другу насмерть.
Где нужно выбирать. Иногда между плохим и омерзительным.
Где иногда приходится погибать за Родину или за свои идеи.
Где есть любовь, страсти и измены.
Мир со своими искусством, технологиями, мифологией, легендами, политикой, наукой.
В общем, цикл – обалденная вещь. Кажется мне, что суждена ему долгая и стабильная литературная жизнь.
А если он кому-то не «зашел» – ничего в этом удивительного нет. Все люди разные.
Но если я кому-то, например, случайно скажу, скажем, фразу вроде «Борготта! Хорроший! Опрравдать!» – а он мне без перерыва в ответ» Без завтр-раков! Берри, что дают!», или «Где же на всех дураков гаек напасешься?» – я думаю, нам с этим человеком найдется о чем поговорить.
Pianidlo, 9 января 2017 г.
Однозначно один из лучших научно-фантастических циклов, что мне приходилось читать. Обязательно включу его в список того, что перечитаю лет так через 30-40 (когда уже забудется впечатление) , если ещё буду жив к тому времени. Очень хорошо продуманный в деталях мир, логично обоснованный и раскрытый с разных сторон. Очень (очень в квадрате) надеюсь, что авторы продолжат сие творение с не меньшим успехом.
jdeep, 21 июня 2011 г.
Цикл впечатлил, нет даже поразил. Полет фантазии писателей просто приводит в восторг. Основной посыл цикла напомнил трилогию М. и С. Дяченко «Метаморфозы», вот только Олди взяли размах побольше. И тут уже не только метаморфозы отдельной личности (хотя и они присутствую на протяжении цикла со всеми главными героями), но и эволюция общности людей, всего человечества Ойкумены. И хотя то человечество ушло по пути развития намного дальше нас, путь его еще не закончен. Но главное во всей этой эволюции, как видят себе это авторы (и я с ними полностью согласен), остаться людьми. Ведь после прочтения книги очень легко представить такого себе антиса с манией величия и, в то же время, старашно подумать что он может натворить. Наверное поэтому, антисы Олди хоть и не лишены недостатков, но все же не являются вселенскими злодеями, наверное перешагнув через эту человеческую слабость во время эволюции. А вот что касается новых антисов, которые появятся после эволюции Борготты и его спутников, тут уже, кажется мне, будет посложнее, ведь скачок эволюции более быстрый чем раньше, и вот вопрос: изменит ли людей эта эволюция к лучшему, или схлестнутся армии антисов помпилианцев с ведхенами.
Олди умеют нарисовать цельный, увлекающий мир. Он бесспорно могут, написав внешне не очень сложный роман, который читается на одном дыхании, вложить в него глубины идей и мыслей. И за это им от меня огромное спасибо!!!
Лoki, 30 июля 2016 г.
Великолепнейший цикл от давно любимых авторов.
Сначала волновался (Олди в космоопере), но потом просто было не оторвать от книги. Лучано Барготта, Диего Пераль, Марк Кай Тумидус и непревзойденная Регина ванн Фрассен, которую я вообще считаю большой удачей авторов. И конечно сама Ойкумена. Гигантская Вселенная населенная разными расами и героями. Полная событиями и захватывающими приключениями.
Однозначно-
Корнеев, 23 мая 2015 г.
Действительно, масштабное полотно. Видно, что авторы готовились много лет.
Выверенные диалоги и динамика сюжета, щепетильность описания героев, изысканный язык повествования – всё лежит на своих полках.
Одно но – пока не достигнута высшая идея, т.е. Ойкумена не оправдывает своего существования, нет Бога.
(Вообще, все техноложцы из цикла будто взяты из просвещённой, как она сама о себе говорит, Европы. Да и вся Ойкумена легко проецируется на нашу Землю)
Блистательная космоопера временами превращается в не менее блистательный иронический детектив, что тоже неплохо.
В книге Олди говорят, что религия в фантастическом сериале – верный путь к провалу (целевая аудитория не поймёт), но сами постепенно ведут к этому.
Флуктуации: кто они, кем и для чего посланы; мир «под шелухой» – всё это должно ответить на вопрос, на который звёзды не спешат дать ответ.
Vetaliq, 13 декабря 2019 г.
Мне повезло что я взялся читать этот цикл, когда все книги были уже написаны – без последней трилогии осталось бы чувство незавершенности. Цикл подойдет не всем – тут нет очень крутых поворотов сюжета, это скорее хроники некоторого промежутка времени из жизни вселенной под названием Ойкумена – это подойдет к тем кто любит неспешное размеренное чтение. Можно брать небольшие перерывы между под-циклами, чтобы отдохнуть и дать прочитанному осесть внутри. К достоинствам я бы отнес – хороший язык, не сильно противоречивую вселенную, интересную манеру повествования и подачу истории. К недостаткам отнес бы некоторую скомканность концовок под-циклов и то что через первая книга читается несколько тяжеловато. Для любителей масштабных космоопер цикл подойдет идеально.
karishka, 27 апреля 2010 г.
Неделю жила в Ойкумене, даже передвигалась по квартире не отрывая глаз от текста. Сюжет интересен, захватывает, великолепное чувство юмора, особенно во второй книге. Мир интересен и не банален, фантазия авторов действительно поражает. Спасибо авторам за удовольствие.
ilyago, 27 марта 2019 г.
Как и любое произведение – данный цикл на своего любителя. Меня, как почитателя широкомасштабных проектов размером со вселенную, он увлёк в свой мир на сто процентов. Красочное описание миров, рас и их взаимоотношений, от книги к книге захватывает всё больше и требует добавки. Отдельно хочется поблагодарить авторов за талант описания представителей различных рас, когда любишь или ненавидишь одних и тех же героев в зависимости от книги цикла. Нельзя не отметить грамотное и ненавязчивое включение героев предыдущих сюжетных линий в последующие. Это создаёт единство произведения и создаёт реальное впечатление связанности читателя со всеми книгами цикла. А уж контрапункты – это что-то… Несмотря на наличие некоторых нестыковок и неувязок (в основном в мелочах), произведение весьма впечатляет, если начинаешь с первой книги цикла. 🙂
avazgaziz, 5 февраля 2014 г.
Сюжет очень затягивает. Однако в очередных книгах внутри трилогий возникают постоянные ретроспективы. Вот по сюжету ктото чтото делает. А в голове гг вспоминается чтото из предыдущего. Идут размышления в основном тупиковые заканчивающиеся «о чем я думаю». Думаю, что разбиение книг на три их слишком растянуло. Вижу в этои чисто коньюктурные и экономические причины. Лично я с матюгами просто пролистывал эти места ибо очень хотелось наконец узнать куда же долетит эта пуля выстреленная десять страниц назад. Графомания какая-то. Однако конечно и сюжет захватывает и фантастика на уровне.
Источник

Место действия – безбрежная Вселенная. Время действия – далёкое будущее с неожиданными технологиями и необычными вариантами развития цивилизации. Герои – психологически достоверные. Сюжеты – захватывающие, с изощрённой интригой. Ну, и, конечно, размышления над многими важными для человека вопросами и проблемами. Всё это – об «Ойкумене» Генри Лайона Олди, цикле, у которого, пожалуй, нет аналогов в современной фантастике на русском.
Харьковские авторы Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, пишущие под общим псевдонимом Генри Лайон Олди, выпустили первую книгу своей эпопеи ещё в 2006 году. Сейчас в ней пять трилогий, каждая из которых, помимо названия, носит ещё и музыкальный подзаголовок. Например, «Космическая симфония» или «Космический марш».
Ойкумена – это целая галактика с множеством миров, зачастую с весьма экзотическими природными условиями и населением. Обжитая Ойкумена невообразимо огромна, а за её пределами есть ещё и дальний космос, таящий массу сюрпризов.
В цикле описана необычная версия будущего, где одно из главных фантастических допущений – дальнейшая эволюция человека. Здесь обитает множество разных рас, происходящих от народов старой Земли. Среди рас есть те, что пошли по стандартному технологическому пути развития, а есть совершенно необычные, избравшие путь с изменениями на уровне физиологии. Удачны аллюзии на земные нации: наблюдать за тем, куда привели авторы известные нам народы с их религиозными и культурными особенностями, – одно удовольствие.
Как обычно и бывает у Олди, персонажи отлично проработаны (включая второстепенных, даже эпизодических). С некоторыми читатель проживёт целую жизнь с самого детства, воспринимая их уже почти как родных. Частенько герои одних трилогий всплывают потом в других, объединяя повествование в масштабное полотно. Даже когда не происходит внешнего действия, каждый герой способен чем-то заинтересовать – переменами внутреннего мира, рефлексией, выбором, кризисами и их преодолением, эмоциональным состоянием и его изменением.
Хороши и сюжеты, особенно когда доходит до экшена, дипломатических баталий или противостояния спецслужб. Каждая новая трилогия раскрывает очередной кусочек Ойкумены, подбрасывая новые сложнейшие перипетии, которые влияют на общее восприятие всего цикла.
Олди говорят с читателями о человечности и Человеке. Его психологии и эволюции. Разных путях развития людской расы. Цивилизационном шоке. Рабстве и его тлетворном влиянии на психику как раба, так и хозяина. Слабости сильного и силе слабого. Ответственности и безжалостности. Малом зле. Большой политике и большой грязи. О неограниченности и непознанности Вселенной – и ещё массе других важных вещей.
И, конечно, Олди – прекрасные стилисты. В «Ойкумене» можно наслаждаться словосочетаниями и предложениями, гоняя их по языку, как глотки изысканного вина. Картины, которые авторы рисуют словом, встают перед глазами, словно профессионально снятое кино.
В Ойкумене возможно всё. Тут есть миры с самыми разнообразными природными особенностями и уникальной атмосферой. Астероидные кольца с проделанными в них «окнами» для станций. Звёзды с невероятными спектрами излучения. Планеты-курорты и планеты-холодильники. Планеты, ставящие в тупик лучшую во Вселенной ларгитасскую науку. Планеты, способные противостоять самому мощнейшему оружию. Планеты, где живут люди, неподвластные телепатам.
Один мир стал родиной драконам, василискам, мантикорам, гарпиям и химерам. Другой – тираннозаврам, махаройдам и диплодокам. В третьем – раздолье для кошачьих. Четвёртый… но вы ведь помните, что Ойкумена практически безгранична?
Кроме физической, в Ойкумене существует галлюцинаторная реальность, называемая Вторичным эффектом Вейса, которая выходит на первый план при действиях необычных рас. Энергетов, когда они накапливают свою силу. Помпилианцев при клеймении рабов. Антисов – когда им захочется. Кроме них, в этот необычный иллюзорный пласт («под шелуху») способны попасть телепаты, психиры и коллантарии.
Да, в Ойкумене есть телепаты, способные напрямую воздействовать на мозг. Изгои и герои. Одновременно обихаживаемые властями и удерживаемые в ежовых рукавицах. Телепаты Ойкумены делятся на несколько подвидов, о которых мы узнаем немало нюансов. Так, одна из самых удивительных специализаций, доступная телепатам, – работа психира (пси-хирурга): такие врачи могут как вылечить мозг человека, так и уничтожить его.
Ещё один любопытный подвид людей, взаимодействующих с человеческим мозгом, – невропасты-«кукольники»: специалисты, способные при согласии пациента управлять его моторикой или речью.
Одна из главных сюжетообразующих особенностей Ойкумены – флуктуации континуума. Никто не знает, что они собой представляют, но это величайшая опасность для космических путешественников. Одни уверены, что это звёздные хищники-пожиратели, бездумно уничтожающие корабли с их экипажами. Другие считают, что это разумные существа, новый виток эволюции. Ясно одно: без флуктуаций мир Ойкумены не был бы настолько интересным.
Как и без антисов – наравне с люденами Стругацких, это одна из самых завораживающих версий постчеловека. Это люди, способные, уходя в «большое тело» (волновое состояние), летать меж звёзд, носиться там с невообразимой скоростью и на равных сражаться с хищными флуктуациями. А в «малом теле» антисы остаются обычными людьми со всеми их недостатками и достоинствами.
Со временем на просторах Ойкумены появились колланты – «коллективные антисы». Это группа вроде бы обычных людей, которые соединяются в единый волновой организм и способны вместе делать многое из того, что доступно природным антисам. Для создания колланта необходимы представители разных рас Ойкумены – особенно важная роль у помпилианца.
Энергия во все времена служила «кровью» мира. Возможно, поэтому, когда человечество вышло в космос и разделилось на расы, основными их отличиями стали принципы работы с энергией. Некоторые из людей будущего остались верны науке и технологиям. Другие нашли источник энергии в самих себе, научившись передавать её механизмам и аккумуляторам. Корни рас Ойкумены легко прослеживаются в народах Земли.
Техноложцы – общее и несколько пренебрежительное название многих рас, которые тысячелетиями придерживаются пути научно-технического развития. Одни недалёко ушли от нас, другие достигли в познании гигантских успехов. Самая могущественная и влиятельная цивилизация техноложцев – Ларгитас, утопия пытливого разума, специфический рай для учёных. Ларгитасцы ненавидят и презирают энергетов, считая их нелюдью. На самом деле энергеты всё-таки люди, но весьма специфические. Это общее название нескольких рас, которые изменились на физиологическим уровне.
-
Брамайны – аскеты-мазохисты, накапливающие энергию через физические страдания, даже истязания плоти. Их родные планеты известны по всей Ойкумене нищетой и перенаселенностью. Вот и пришлось жителям превратить свои недостатки в достоинства. Тонкий намёк на индуистов.
- Вехдены – повелители внутреннего огня. У них огромное количество ограничений и запретов, среди которых встречаются абсолютно нелепые (например, почему нельзя ходить босиком?). Давным-давно явно имели отношение к зороастризму и Персии.
- Вудуны подчиняют духов Лоа и используют для работы в различных агрегатах. Оружием для них порой служат ручные ядовитые змеи. Пляски вудунов обладают гипнотическим действием; это самые пластичные и гибкие люди в Ойкумене. Добрые приятели барона Субботы и почитатели колдовства вуду.
- Гематры – гениальные математики, живые компьютеры. В процессе эволюции потеряли эмоции, но приобрели способность создавать гематрицы – комбинации символов, которые выступают источниками энергии и работают как вычислители. Гематры также создают големов – искусственных слуг с весьма впечатляющими характеристиками. Идея этой расы зиждется на Торе и каббале.
-
Помпилианцы – уроженцы Великой Помпилии. В Ойкумене так и не поняли, к какой группе рас их отнести: они не умеют напрямую накапливать энергию в организме, зато могут обращать в неё жизненные силы своих рабов, которые после процедуры психологического «клеймения» становятся беспрекословными орудиями хозяев. Помпилианцы – главный хищник Ойкумены, в котором явно угадывается величайшая земная империя всех времён и народов. Аве! Идущие на смерть приветствуют тебя.
- Астлане – раса кошатников, живущая за пределами исследованной Ойкумены и таящая в себе массу неожиданностей (особенно для помпилианцев). Получают энергию за счёт человеческих жертвоприношений. С учётом веры в божественное Солнце – явные наследники майя.
А ещё, кроме цивилизованных рас, Ойкумену населяют многочисленные варвары – жители недавно открытых миров, не дотягивающие пока до общего технического уровня остальных народов.
Один из главных конфликтов в этом мире – противостояние техноложцев и энергетов, причём инициаторами выступают именно первые. Вот, например, Ларгитас – казалось бы, чего им ещё надо? Наука – впереди Вселенной всей. Тысячи патентов на самые разные изобретения, от бытовых приборов до вооружения и звездолётов. Передовая медицина, лучшее в Ойкумене образование. Да ещё телепатов великое множество. В общем, во всём хороши, кроме одного: источников энергии. Лишь в этом технологии Ларгитаса уступают физиологическим особенностям энергетов.
Вот и дуются лучшие в Ойкумене техноложцы, как дети малые. И не просто дуются, а пытаются энергетов загнобить. Например, не берут в свои университеты. Официально в Ойкумене все равны, а на деле… недостаточный уровень знаний для поступления, вы же понимаете. Энергетов не пускают на Ларгитас иначе как по служебной надобности.
Их даже за людей не считают. Есть настоящие «хомо сапиенс», утверждают члены крайне влиятельного на Ларгитасе «Братства Людей», а есть ходячие батарейки. Те, кто пошёл животной дорогой развития, позабыв о единственно верном пути разума и прогресса. В общем, есть люди, а есть насекомые, компьютеры, симбионты!.. Впрочем, энергеты вовсе не паиньки – скелетов в шкафу, если покопаться, у них тоже наберётся в достатке.
Ещё один конфликт, раздирающий Ойкумену – противоречия между Великой Помпилией и всеми остальными. Как ужиться с существами, способными почти кого угодно превратить в бессловесного раба? Они могут сделать из свободного человека живую батарейку, которая в Спартака уже не поиграет. Помпилианские рабы не думают о свободе, мести или побеге. После «клеймения» они живут так, будто быть рабом, частью тела хозяина, – их изначальная цель и призвание. А там и смерть от истощения недалеко. Это ли не ужас для любого мыслящего существа?
И без классических междержавных конфликтов Олди читателя не оставят. Будь ты хоть брайман, хоть вехден, для тебя всегда будут свои и чужие. Торговые и финансовые конфликты, гонки технологий, сепаратистские движения, вылазки террористов, столкновения спецслужб, игры дипломатов… Всему этому не способен помешать даже Совет Галактической Лиги, старающийся сгладить острые углы, «наказать невиновных и наградить непричастных».
* * *
В одну статью невозможно уместить всё. В наш рассказ не вошли таинственные места и существа Ойкумены, ставящие в тупик лучших учёных всех рас, – вроде сферы Шадрувана или аборигенов Мондонга. В мире Ойкумены есть патриархальный Сечень – мечта кондовых домостроевцев, тоскующих по русской скрепной архаике. Откровенные до колик семилибертусы. Модификанты-киноиды, способные посрамить любого представителя собачьего рода. Золотая мечта Голливуда – фильмы, созданные арт-трансерами, обеспечивающие полное погружение в происходящее. Астлантида и её хищные обитатели…
И ещё много всего. Ойкумена – бескрайний, волшебный и завораживающий мир, который с удовольствием откроет свои просторы перед пытливым читателем.
Книги об Ойкумене
В цикл входят пять трилогий, или романов-эпопей по три тома каждый.
Ойкумена (Космическая симфония)
- Кукольник (2006)
- Куколка (2007)
- Кукольных дел мастер (2007)
Urbi et Оrbi, или Городу и Миру (Космическая сюита)
- Дитя Ойкумены (2010)
- Королева Ойкумены (2010)
- Изгнанница Ойкумены (2011)
Дикари Ойкумены (Космический марш)
- Волчонок (2013)
- Волк (2013)
- Вожак (2014)
Побег на рывок (Космическая серенада)
- Клинки Ойкумены (2014)
- Призраки Ойкумены (2015)
- Ангелы Ойкумены (2015)
Блудный сын, или Ойкумена: двадцать лет спустя (Космическая фуга)
- Отщепенец (2018)
- Беглец (2018)
- Сын ветра (2019)
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Показать комментарии
Источник