Цикл наблюдений за березой осенью

Цикл наблюдений за березой осенью thumbnail

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №10

Цикл наблюдений за березой

В старшей группе

Выполнила воспитатель:

Котова Елена Сергеевна

2019 год

Наблюдение № 1 «Что нужно нашему дереву?»

Цель: углубление представлений детей о том, без чего береза не может жить;

Задачи:

– расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы

– пополнить знания детей о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

– развивать наблюдательность и любознательность

Описание наблюдения: Обратить внимание детей на березы, растущие на территории детского сада

В беседе с детьми уточнить следующее:

 Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.

 Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях. Зимой холодно, поэтому листьев нет.

 Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы.

 Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны.

 В тоже время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

 Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.

Ветер переносит семена березы.

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, рыхлят почву, делаю ее пригодной для развития растений.

Вопросы для беседы:

1. Любит ли наша береза свет?

2. Она растет на открытом или затененном месте?

3. Что пьют деревья?

4. Как дышат деревья?

5. Кто еще нужен деревьям?

Наблюдение № 2 «Березовый сок»

Цель: формирование представлений о сходстве процессов в организме человека и растения;

Задачи:

-продолжать формировать бережное отношение к растительному миру;

– продолжать учить устанавливать логические взаимосвязи, имитировать характерные движения деревьев.

Описание наблюдения. У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым. Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами». Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро – быстро (педагог предлагает детям несколько минут активно подвигаться, для того чтобы почувствовать как участилось сердцебиение и сделать вывод о скорости движения крови по сосудам). Так же быстро кровь течет по венам. Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди – одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее. Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 – 2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.

Вопросы для беседы:

1. Что помогает дереву быть здоровым?

2. Наблюдали ли вы как собирают березовый сок?

3. Когда деревья меняют наряд?

4. Что делает береза зимой?

Решение проблемной ситуации Представьте, что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок? Почему нельзя отбирать у дерева весь сок? (оно может погибнуть.)

Наблюдение № 3 «Береза цветет»

Цель: расширение знаний детей о березе (цветение, семена)

Задачи:

– пополнить знания детей о произрастании березы

– пополнить знания детей о распространении семян березы

Описание наблюдения. Предложить детям рассмотреть березку, полюбоваться ей, рассмотреть сережки с разных берез, подумать, на что они похожи. В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Вопросы для беседы:

1. Когда зацветает береза?

2. Кто разносит семена?

3. Когда у березы появляются семена?

4. Из чего вырастают молоденькие березки?

Наблюдение № 4 «Какие грибы растут под березой»

Цель: расширение знаний детей о березовой роще

Задачи:

-дать детям представление о березовой роще и о грибе подберезовике, об их взаимосвязи.

-развивать наблюдательность

Описание наблюдения.

Предложить детям полюбоваться красотой берез, подобрать ласковые слова, которыми можно назвать это дерево. Березовая роща – это лес, в котором растут только березы. Дружат с березой и всем известный гриб – подберезовик.

Подберезовик обыкновенный появляется в березовых рощах раньше других грибов этого вида, еще в июне, а иногда и в мае и часто радует грибников до поздней осени. Давайте попробуем поискать здесь грибы. Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.

Вопросы для беседы:

1. Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща.)

2. Как вы думаете, как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

Наблюдение № 5 «Кора березы»

Цель: расширение знаний детей о березе (определение возраста)

Задачи:

-познакомить детей с тем, как определить возраст березы по коре;

Читайте также:  Крапивин цикл острова и капитаны

– учить определять возраст березы по коре,

-дать представление о том, что старое дерево тоже растет.

Описание наблюдения.

Обратить внимание детей на молодую березку и старую. Предложить детям сравнить их, попробовать определить их возраст. Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрытые толстой грубой, морщинистой корой с трещинами, а вверху более светлые, серебристо-белые. Старые деревья тоже растут, на них появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева

Вопросы для беседы:

1. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки).

2. По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже

3. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).

4. А от чего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые). Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

Источник

Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы.

– Недостаточные представления детей о березе.

-Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель: продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы:

Прочитать стихотворение:

«Белая береза под моим окном,

Принакрылась актом, словно серебром.

На пушистых ветках

Белою каймой –

Распустились кисти белой бахромой».

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.

– Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?

– Как вы думаете, береза живая или нет?

– Почему?

– Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?

– Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Обратить внимание детей на липу и березу.

– Как называются эти деревья?

– Чем отличаются? Чем похожи ?

– Какой ствол у березы? Какой у липы ?

Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

3. Наблюдение за березой в ветреную погоду

Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:

– Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?

– Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)

– Почему?

– Что помогает дереву крепко держаться в земле?

4. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов

Цель: учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы

– Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?

– А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?

– Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?

– Как помочь дереву?

– Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

  1. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы

– Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми? (Мало света, короче день, холодно.)

– Где они?

– Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?

– Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)

Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.

– Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

2. Дети могут читать стихи о березе, загадывать загадки; рисовать, описывать внешний вид.

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра «Теория и методика дошкольного образования»

Разработка системы непрерывных наблюдений

за природными объектами

с детьми старшей группы.

Тема: «Наблюдение за березой».

Киселева Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48» Городецкого района

Тема курсов: «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДО»

2014г.

Источник

Цикл наблюдений за березой на участке детского сада.

(старший дошкольный возраст)

Наблюдение 1. «Вот она – красавица березка!»

Цель. Познакомить детей с внешним видом дерева, рассказать, почему дерево называется березой. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к березе.

Читайте также:  Гоголь три цикла повестей

Ход.

  • Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев растет у нас на участке. Какие из них вы знаете (тополь, рябина, ель, клен, береза…).
  • Конечно же, каждый из Вас узнал эти деревья. Но об одном из них я сегодня расскажу подробнее. Отгадайте загадку про него:

Лиственное дерево, с белой корой (береза).

(На дерево села сорока).

– Сорока: Я знаю, знаю, какое это дерево – это рябина.

  • Ребята, правду ли говорит сорока?

(Ответы детей, подвести к правильному ответу, что это береза).

  • Да, правильно – это береза, она одна из самых красивых и поэтичных деревьев. Многие поэты посвящали свои стихи березе. Может кто-нибудь знает стихи о березе? Послушайте стихотворение о березе Сергея Есенина.

Задремали звезды золотые

Задрожала зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебреные росы.

  • С кем сравниваем русскую березку Сергей Есенин? (с девушкой, распустившей шелковые косы).
  • Почему? (ствол березы прямой и стройный как у изящной девушки).
  • А вы знаете, почему березу называли «березкой»?
  • Посмотрите, какого цвета ее ствол? (белого). Слово «береза» из-за необычного цвета коры дерева.
  • Сорока, ты запомнила, о каком дереве мы сегодня говорили?
  • Да, я поняла, что сегодня мы наблюдали за березой. Ребята, можно я еще прилечу к вам.
  • Прилетай, на следующий прогулке мы еще будем наблюдать за этим деревом и узнаем много интересного.

Наблюдение 2. «Где растет береза».

Цель: Дать детям знания о месте произрастания, о почве, о взаимодействии роста и развития растения со световым режимом и влагой. Познакомить детей с термином «светолюбивый». Вызвать у детей интерес к наблюдению взаимосвязи живого организма со средой его обитания.

Ход: (На березе сидит сорока).

  • Здравствуйте ребята, я прилетела снова к вам, я хочу еще что-нибудь узнать об этом дереве! Но вот беда, я забыла, как оно называется?
  • Ребята, давайте напомним, как называется дерево? (Береза).

Давайте вспомним, почему оно так называется? (Потому что ствол у дерева белый).

Сегодня мы поговорим о том, где растет береза. Подумайте, где можно встретить березу? (В городе на улице, в деревне, в лесу, в парке, в саду, на участке). Какой можно сделать вывод? (Оно растет везде).

  • Давайте подумаем, нужен ли березе свет? (Да). Правильно, это растение поселяется чаще на открытых участках. Значит это светолюбивое растение (повторяют дети). А где растет береза у нас в детском саду? (На участках, между ними).
  • Если береза растет везде, как вы думаете, требовательна ли береза к почве? (Нет).
  • Что нужно еще березе кроме солнца и почвы? (Воздух, вода).
  • Правильно, березе, как и другим растениям нужна вода. Откуда вода поглощается? (Из воздуха и почвы). Какой частью растения вода поглощается из почвы? (Корнем). А из воздуха? (Ветками, листьями). Какие осадки вы знаете (снег, дождь, град). Под землей тоже протекает вода, которая всасывается корнями. И сейчас мы вместе польем березку и понаблюдаем, как корни березы будут всасывать воду. (Проводится эксперимент).
  • Сорока: Я тоже хочу полить березу водой, а еще я сейчас полечу и посмотрю, где больше всего растет берез. И в следующий раз расскажу вам.

Наблюдение 3. «Корень».

Цель. Познакомить детей с частями дерева, с функцией корня.

Ход. В окне сорока зовет детей на улицу.

Сорока: Ребята! На улице сильный ветер, вдруг нашу березку унесет? Побежали! Будем держать ее руками!

  • Посмотрите, что есть у нашей березы? (Ствол, ветки, листья, корень).
  • Мы уже говорили с вами о корне, где он находится? (В земле).
  • Для чего он нужен дереву? (Чтобы пить воду, удерживать дерево).
  • Какой корень у березы, как вы думаете? (Сильный, толстый, твердый).
  • Почему? (Потому, что дерево очень высокое).

Сорока: Значить корень это опора дерева, и оно не упадет, даже если сильный ветер? – Правильно сорока, но корень служит не только опорой дереву?

  • Подумайте, какую еще роль выполняет корень? (Пьет воду, всасывает питательные вещества, дышит).
  • Правильно. На следующем наблюдении мы поговорим о стволе, ветках и листьях дерева.

Наблюдение 4. «Ствол».

Цель. Познакомить детей с функциями ствола березы, их значение для самого дерева. Обогатить словарь детей. Вызывать интерес к дереву и бережное отношение.

Ход.

  • Сегодня, как я вам и обещала, мы понаблюдаем за стволом, ветками, листьями, почками нашей березы. Посмотрите, что идет от корня к веткам? (Ствол дерева).
  • Какой он на ощупь? (Гладкий, с бугорками, наростами и шероховатостями).
  • Чем отличается ствол березы от других деревьев? (Он белый, в черную точку).
  • Посмотрите на ствол. Какой он по толщине? Можно его обхватить? (Да, он стройный, тонкий).
  • Скажите, для чего дереву ствол? (Чтобы держать ветки, для красоты).
  • Правильно, но еще по стволу, под корой проходит и поднимается к веткам и листьям вода и питательные вещества.
  • А для чего кора дереву? (Чтобы защищать дерево, от вредных насекомых, от холода зимой, от солнца и жары летом. Кора для дерева нужна как кожа человеку, без нее дерево погибает).
Читайте также:  Ргму сертификационный цикл кардиология апрель 2017

Наблюдение 5. «Ветви – листья».

Цель. Познакомить детей с внешним видом ветвей березы, их функциями. Рассказать о листьях, почвах дерева, их значении в жизни дерева. Вызывать интерес к жизненным процессам дерева.

Ход:

  • Сегодня мы продолжим знакомство с березой и поговорим о ветках. Дерево похоже на человека: у него есть свое туловище, руки, пальцы, но называются они по-другому. Теперь вспомним, как называются эти части? (Под землей – корень; над землей – высокий ствол; ветви – руки дерева, листья – его пальцы).
  • Давайте высоко поднимем руки, на что они похожи? (На ветки).
  • Посмотрите, что растет из ствола? (Ветви). Какие они? (У ствола толстые и прочные, а дальше – тонкие, хрупкие, свисающие).
  • Что расположено на ветвях березы? (Листья). – Посмотрите, какой формы листья березы? (Сердечком, вытянутые, с острым кончиком). Взгляните на края листа, какие они? Проведите пальчиком. (Неровные, с зубчиками). Какого цвета листья? (Зеленые, светло – зеленые). Какого цвета они становятся осенью? (Желтые, бурые). Сбрасывает ли береза листву? (Да). К ветке листок крепиться с помощью черешка: вот эта тонкая палочка.
  • Какую роль играют листья? (Они осуществляют дыхание, поглощают влагу).
  • Еще листья вырабатывают кислород, который нужен нам для дыхания, и поглощают вредные газы.
  • Ранней весной, когда листьев еще нет, что появляется на березе? (Почки).
  • Правильно, из каждой почки появляется листик, поэтому ломать и рвать ветки нельзя, иначе дерево может погибнуть.

Наблюдение 6. «Подарки березы».

Цель: Познакомить детей с использованием березы в быту. Закрепить назначение предметов, сделанных из березы. Сформировать бережное отношение к березе.

Ход: Береза не только с виду красивая, но и приносит людям много пользы.

  • Что делают из ствола березы? (Мебель, доски для постройки…)
  • Раньше, когда бумаги не было бересту – внешний слой дерева (ствола), использовали вместо бумаги, т.е. писали на ней. В деревнях из бересты плели посуду. Сейчас из бересты плетут декоративные вазы, корзинки, объемные поделки, картинки.
  • Для чего используют ветки березы? (Их собирают в веники и используют в бане, настой березовых веников прогоняет болезнь).
  • Для чего используют листья и почки березы? (Заваривают в чай, делают настойки).
  • Правильно, листву и почки используют в приготовлении лекарств, листвой подкармливают другие растения, закапывают их в землю.
  • Ребята, еще один подарок делает нам береза, она приносит березовый сок. Он очень полезен для детей и взрослых. Как мы видим, береза не только радует людей, но и лечит, обогревает, кормит и поит.

Наблюдение 7. «Дерево – живой организм». (Беседа).

Цель: Обобщить все полученные знания, показать зависимость роста и развития растения от факторов внешней среды и воздействия человека.

Сохранить возникший интерес к объекту, формировать эстетическое чувство.

Ход: Прилетает сорока:

  • Ребята, как давно я у вас не была. Я летала в дальний лес, смотрела, хорошо ли живется там деревьям. А что у вас новенького? Много ли еще про березу узнали?
  • Садись на ветку сорока, сейчас мы тебе все расскажем.
  • Ребята, что вам стало известно о березе? Какое это дерево? (Красивое, стройное, лиственное, высокое).
  • Правильно, береза это очень красивое дерево и его можно называть символом России.
  • Кто мне скажет, почему его можно так назвать «Символ России». (Потому, что оно везде растет: в лесу, на опушке, в городе…)
  • Какая нужна почва березе? (Любая: песчаная, глинистая, обогащенная золой).
  • Много ли нужно березе света? (Да, береза светолюбивое растение).
  • Что еще нужно дереву? (Воздух, вода).
  • Летом здоровое дерево все в зелени. Какую же роль выполняют листья? (Осуществляют дыхание, всасывают влагу, очищают воздух).
  • Какая часть дерева скрыта от нас? (Корень).
  • Каково его назначение? (Он поглощает воду, питательные вещества, дышит, удерживает дерево в почве).
  • Какую функцию выполняет ствол? (Это опора и по нему поднимается вода к веткам).
  • Много применений березе нашел народ. Что и где используют? (Листья, сок, почки используют для лечения. Из древесины и изготавливают мебель, из коры – делают декоративные вещи для дома. Но использовать ее дары надо с умом, не злоупотреблять, чтобы не нанести вред растению и вообще живому миру, т.к. все в нем взаимосвязано).

Сорока: Молодцы ребята, как много вы знаете о березе. Я принесла вам игру, называется она «части дерева»: каждому из вас выдадут карточки с какой-то частью дерева.

Я буду загадывать загадки, а вы вместо ответов будете поднимать картинку:

  • Под землей растет…(корень).
  • От корня к солнцу тянется высокий (ствол).
  • От ствола в разные стороны растут длинные (ветки).
  • На ветках весной просыпаются (почки).
  • Из почек появляются (листочки).
  • Летом береза цветет, и у нее свешиваются (сережки).

Дети постепенно выкладывают общую модель дерева).

Сорока хвалит ребят, прощается и обещает еще прилететь, чтобы послушать про другое дерево.

По аналогии с этим циклом наблюдений проводятся наблюдения за другими деревьями на участке (кленом, дубом, липой).

Источник