Цикл наблюдений в уголке природы за комнатными растениями

Цикл наблюдений в уголке природы за комнатными растениями thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»

Цикл наблюдений за комнатными растениями

 Воспитатель: Усынина М.В.

г. Шадринск

  1. Знакомство с комнатными растениями.

         Цель: учить различать среди природных объектов растения; закреплять  знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.

           Ход.

           Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.

         2.  Наблюдение за геранью.

        Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.

          Ход.

Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.

Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

      3. Наблюдение за геранью.

Цель: закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

      Ход.

Сюрпризный момент:  «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.

Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья.  А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. ( Подарить каждому картинку с геранью).

       4. Наблюдение за фуксией.

Цель: дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход.

Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.

Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».

Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».

                 5. Наблюдение за фикусом.

Цель: познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход.

Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»

Знают все наверняка:

Фикус – добрый великан;

И листочки огромные, гладкие и темные,

Наверху торчит росток –

Там тоже вырастет листок!

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

                 6. Наблюдение за хлорофитумом.

Цель: познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.

Далее показывают бабочке, как надо ухаживать за растениями. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка.

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

                  7. Наблюдение за бегонией.

Цель: познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках – ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».

Стоят на подоконнике

Красавицы – бегонии

Листики – ладошки

Подставляют солнышку.

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

                 8. Наблюдение за бальзамином.

Цель: познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Читайте также:  Откуда кровь в середине цикла

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями,  красивыми цветами.

Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

У меня живет цветок,

Он бы море выпить мог.

Дам водички – он глотает

И немножко расцветает!

          9. Контрольное наблюдение за растениями.

Цель: обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».

Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.

Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».

Кукла прячется за растение, дети называют его.

Источник

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1-я

Мы любим уголок природы

Продолжать знакомить детей с приемами ухода за растениями, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, ухаживать за ними. Воспитывать бережное внимательное отношение к комнатным растениям.

2-я

Надо ли поливать растение?

Формировать избирательной подход к поливу растений. Учить различать политые и не политые растения по состоянию земли. (Липкая – сыпучая, светлая – темная).

3-я

Полив комнатных растений

Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

4-я

Наблюдение за драценой

Закрепить знание детей о драцене, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

Октябрь

1-я

Наблюдения за комнатными растениями

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

2-я

Наблюдение за геранью

Закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

3-я

Наблюдение за плющом

Закрепить представление об отличительных свойствах плюща, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

4-я

Рассматривание и сравнение комнатных растений

Закрепить знание детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспедистра), название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода. Учить детей находить общее и различия.

Ноябрь

1-я

Наблюдение за фикусом

Продолжать учить находить фикус среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям

2-я

Рыхление почвы у комнатных растений

Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

3-я

Наблюдение за бальзамином

Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида.

4-я

Опрыскивание комнатных растений

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

Декабрь

1-я

Рассматривание и знакомство с новыми способами ухода

Познакомить детей с новым комнатным растением (традесканция), рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания, с помощью моделей закрепить знания о способах ухода, их размещении (светолюбивые, теневыносливые).

2-я

Знакомство с кливией

Познакомить с кливией,  закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение

3-я

Индивидуальные потребности некоторых растений

Обучать детей таким приемам заботы, которые обеспечивают растению хороший рост. Знакомить с индивидуальными особенностями растений

4-я

Растения – лекари

Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (коланхоэ, алое, герань душистая). Учить детей запоминать какую пользу приносят растения людям.

Январь

1-я

Уход за комнатными растениями

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически -ориентированной деятельности

2-я

Наблюдение за бегонией

Познакомить детей с характерными признаками бегонии

3-я

Знакомство с лимоном  

Познакомить детей с новым растением лимоном  

4-я

Способы ухода за растениями»

Обобщать представление детей об уходе за комнатными растениями, закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь

Февраль  

1-я

Посадка лука на подоконнике

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле

Читайте также:  Цикл вывода из запроса

2-я

Наблюдение за ростом лука

Продолжать учить детей ухаживать за луком (полив, рыхление земли)

3-я

Знакомство с примулой

Познакомить детей с новым комнатным растением, дать сведения о нем, упражнять в узнавании комнатного растения по внешним признакам, закреплять знания о частях растений, учить связно рассказывать об их назначении.

4-я

Огород на подоконнике

Наблюдения за ростом и развитием овса, гороха, лука, петрушки, фасоли и ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями

Март

1-я

Наблюдение за колеусом

Продолжать формировать знания о разнообразии комнатных растений

2-я

Знакомство с сансевьерой

Познакомить детей с комнатным растением сансевьерой

3-я

Труд в уголке природы

Систематизировать знания о процессе посадки семян, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий

4-я

 Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев)

 Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Апрель

1-я

Черенкование комнатных растений, осмотр   и подкормка растений (фуксия и бальзамин)»

Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений об уходе за ними ( полив, рыхление, обрезка). Сообщать детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать.

2-я

 Посев семян цветов для клумбы

Подвести к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений: свет, тепло, вода; развивать желание самим выращивать растения из семян; воспитывать желание трудиться

3-я

Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)

 Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

4-я

Пересаживание комнатных растений

Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Май

1-я

Посев семян цветов и овощей

Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

2-я

Рассматривание нового растения – цикламен

Познакомить с новым комнатным цветущим растением, выделить его характерные особенности и познакомить с индивидуальными потребностями  (полив желателен  снизу)

3-я

Высаживание рассады, уход за ней

Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней

4-я

Мы научились ухаживать за комнатными растениями

Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем

Источник

Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе

Знакомство с комнатными растениями.

учить различать среди природных объектов растения; закреплять  знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.

Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.

Читайте также:  Цикл картинки с выставки названия

2

Наблюдение за геранью.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.

Ход.

Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.

Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

3

Наблюдение за геранью.

закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент:  «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.

Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья.  А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. ( Подарить каждому картинку с геранью).

4

Наблюдение за фуксией.

дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.

Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.

Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».

Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».

5

Наблюдение за фикусом.

познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»

Знают все наверняка:

Фикус – добрый великан;

И листочки огромные, гладкие и темные,

Наверху торчит росток –

Там тоже вырастет листок!

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

6

Наблюдение за хлорофитумом.

познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.

Далее показывают бабочке, как надо ухаживать за растениями. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка.

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

7

Наблюдение за бегонией.

познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках – ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».

Стоят на подоконнике

Красавицы – бегонии

Листики – ладошки

Подставляют солнышку.

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

8

Наблюдение за бальзамином.

познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями,  красивыми цветами.

Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

У меня живет цветок,

Он бы море выпить мог.

Дам водички – он глотает

И немножко расцветает!

9

Контрольное наблюдение за растениями.

обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».

Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.

Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».

Кукла прячется за растение, дети называют его.

Источник