Цикл миргород в произведениях гоголя

«Миргород» – сборник повестей русского писателя Н.В. Гоголя. Первая публикация состоялась в феврале 1835 года.
Содержание сборника «Миргород»
Околица. С.И.Васильковский
«Миргород» представляет собой цикл из четырех повестей:
Первая часть: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»;
Вторая часть: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Задумка автора
Сам Николай Гоголь задумывал «Миргород» как продолжение своей предыдущей книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и ранее, Николай Васильевич хотел с помощью своих произведений знакомить читателей с жизнью и бытом малороссийских крестьян, казаков и мелких помещиков. Однако этот сборник по направленности своей и характеру вышел совершенно иным. Многие литературоведы склоняются ко мнению, что «Вечера» – это яркий представитель романтической литературы, а «Миргород» – реалистичная проза.
И это, действительно, так. «Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в 1829 -1832 годах. Это было одно из первых произведений начинающего писателя, которому едва исполнилось 20 лет. Повести «Вечеров» полны очарования юности, веселого задора и искрометного юмора. И хотя между созданием этих двух циклов прошло всего несколько лет, но для самого Гоголя они были весьма насыщенными и серьезно поменяли его мировоззрение, что и отразилось в содержании повестей.
Личность автора
Период с 1832 по 1836 годы стал невероятно плодотворным для Николая Гоголя. В феврале 1832 года молодой литератор познакомился с Александром Пушкиным, и эта дружба и общение стали мощным толчком к творческой деятельности Гоголя.
Жизненный опыт
Нельзя не учитывать и того, что жизненный опыт самого Гоголя серьезно расширился за эти годы. «Вечера на хуторе близ Диканьки» он написал только-только приехав из Малороссии в Петербург, весь еще наполненный поэзией украинской земли. Пожив в столице, поездив по стране, совершив путешествие за границу, Николай Васильевич, конечно же, по иному взглянул на общество, Россию и в целом жизнь. В повестях «Миргорода» мы уже видим не рассказчика-весельчака, который через романтические истории повествует о народной жизни, а умудренного жизнью серьезного человека, и смех, и слезы которого являются следствием глубокого понимания жизни. В связи с чем границы между ними размыты, и мы не всегда в силах точно различить: где кончается смех и начинаются слезы, равно как и наоборот.
Юмор в сборнике «Миргород»
Отдельно стоит подчеркнуть, что гоголевский юмор в этих двух циклах значительно отличается один от другого. В «Миргороде» он стал более резким, часто балансирует на грани с сатирой. Николай Васильевич все более четко видит противоречия, которые есть в жизни. И причина этих контрастов кроется в социальных проблемах.
Казацкий двор. С.И.Васильковский
Увлечение историей
Также немаловажным является и то, что художественное мышление писателя в этом сборнике глубоко исторично. Гоголь давно и страстно был увлечен исторической наукой, началось это еще в Нежинской гимназии, нашло свое продолжение в Патриотическом институте, где писатель служил преподавателем более четырех лет, и, наконец, достигло апогея в 1834 году. В июле этого года Н.В. Гоголь был зачислен преподавателем истории в Санкт-Петербургский университет и с головой окунулся в лекции по истории средневековья. Таки образом, писатель стремился через свои художественные произведения раскрывать читателям исторический контекст описываемых им событий. В этом смысле повести Николая Гоголя и сегодня представляют значительную ценность, ведь со страниц его книг мы «из первых уст» узнаем о жизни и быте украинского народа.
Сюжет сборника «Миргород»
«Старосветские помещики»
Петр Боклевский (1816-1897)
Иллюстрация к повести «Старосветские помещики» Н. Гоголя 1887 г.
Первой из четырех произведений сборника стала повесть «Старосветские помещики». Здесь Николай Васильевич рисует перед нами картину супружеской идиллии. Центральными персонажами повести выступают супруги Товстогубы – Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Автор представляет их читателю как добродушных, гостеприимных и простых людей. Так как у четы нет детей, все их внимание и взаимная забота направлены друг на друга. Однако, жизнь не вечна, и приходит день, когда Пульхерия Ивановна покидает этот бренный мир. Но даже перед смертью она продолжает думать о любимом супруге, отдавая указания прислуге на его счет. После ухода жены Афанасий Иванович смог прожить лишь пять лет – без верной подруги жизнь стала для него тоскливой и бессмысленной.
«Тарас Бульба»
Тарас Бульба – уважаемый казацкий полковник, вырастил двух сыновей, пользуется большим авторитетом. Оба сына – Остап и Андрий – отучились в военной академии и возвратились домой. Тарас Бульба принимает решение отправиться вместе с сыновьями в Запорожскую сечь. Мать тяжело принимает новое расставание с любимыми мальчиками, видимо, интуитивно чувствуя, что больше никого из них не увидит. Незадолго до отъезда младший Андрий знакомится с юной полячкой, в которую без памяти влюбляется. В Сечи Бульба видит безрадостную картину захвата земель поляками и поднимает единоверцев на поход.
Тарас Бульба и его сыновья Андрей и Остап. Художник А. Герасимов
*** Источник данного материала: https://www.literaturus.ru/2015/09/harakteristika-taras-bulba-vneshnost-harakter-gogol.html
Казаки осаждают город, в котором по стечению обстоятельств живет молодая панночка – возлюбленная Андрия. Однажды девушка присылает к молодому казаку служанку, чтобы та попросила у него немного хлеба для умирающей матери. Андрий передает мешок хлеба, встречается с любимой и отрекается от брата, отца и Родины. Узнав об этом, Тарас Бульба не видит иного выхода, как убить изменника-сына. И приводит свое решение в исполнение. Чуть позже полякам приходит подкрепление, они нападают на казаков, Тараса Бульбу и его старшего сына Остапа вместе со многими другими казаками берут в плен и казнят. Но Бульба даже перед смертью уверен, что русские земли еще объединятся и отомстят за всех погибших единоверцев.
«Вий»
Центральный персонаж повести – студент киевской семинарии Хома Брут. На каникулах он решил подработать репетиторством, но, возвращаясь домой, немного заплутал и, чтобы не ночевать в открытом поле, попросился на ночлег в один из хуторов. Ему постелили в хлеву, куда ночью, неожиданно для молодого студента, явилась старуха-хозяйка, которая определяла его на ночлег. Старуха оказалась ведьмой – она вскочила на Хому и всю ночь гоняла его по полям, насилу он выжил. Студент усиленно читал молитвы против нечисти и, наконец, увидел, что к утру чары ведьмы ослабли. Он скинул с себя нечистую силу и принялся колотить ее поленом. И вдруг увидел, что старуха превратилась в молодую панночку – дочь хозяина хутора.
Кадр из кинофильма «Вий»
Хома, обескураженный всем произошедшим, решил не заниматься больше репетиторством, а вернуться в свою семинарию и все каникулы изучать слово Божие. Однако через несколько дней сам ректор семинарии велел Хоме отправляться на хутор и читать молитвы над молодой панночкой, которая находилась при смерти. Однако, несмотря на все предосторожности студента, нечистая сила оказалась сильнее, и он погиб.
Гоголь Н.В.Вий. (1901)
Гоголя называют главным мистиком русской литературы XIX века. Но стоит сказать, что писатель употреблял фантастические элементы не столько, чтобы напугать читателя, сколько для того, чтобы через фантастику проявить некрасивую правду жизни: в повести нечистая сила подчиняется тем, кто руководит селом. Эти силы выведены как противопоставление простому народу.
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Два помещика, которых связывают многолетняя дружба и общение, ссорятся. Повод для ссоры – ржавое ружье, по сути, обоим не нужное и неважное. Но оно рассорило давних товарищей, которые начинают мелочно мстить друг другу. Дело доходит до суда, где бывшие друзья не стесняются в выражениях, намереваясь засудить один другого. Однако суд никак не может определиться с решением, и эта тяжба длится многие годы. И обе стороны от нее невероятно устали, но никто из помещиков не находит в себе силы прекратить ее.
Поделиться новостью в Соцсетях:
Источник
Гоголь Н.В. «Миргород», краткий анализ
История создания сборника
Сборник повестей под названием «Миргород» был опубликован в 1835 году. В то время, когда Николай Васильевич Гоголь работал над этим сборником, он глубоко интересовался историей, поэтому исторические отсылки пронизывают все произведения сборника.
Сборник вышел в печать двумя книгами, каждая книга содержала две повести.
Первая часть:
- «Старосветские помещики»
- «Тарас Бульба»
Вторая часть:
- «Вий»
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Содержание сборника
Открывает сборник повесть, которая называется «Старосветские помещики». В этом произведении Гоголь изображает помещичью идиллию. Его главные герои – чета пожилых помещиков Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – добродушные, гостеприимные простые люди. Детей у них нет, поэтому все их помыслы и заботы сосредоточены друг на друге. Однажды в их дом постучалась беда, Пульхерия Ивановна вскоре умирает, перед смертью она продолжает заботиться о муже, дает указания служанкам как ухаживать за ним. Однако Афанасий Иванович не смог прожить долго без своей супруги и через пять лет тоже умирает от тоски. В этой повести Гоголь хотел показать важность теплых, заботливых человеческих отношений.
Совершенно другой является повесть «Тарас Бульба». К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из академии два его сына – Остап и Андрий. Отец решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь. Мать и сыновья тяжело переживают расставание. Перед отъездом из Киева Андрий знакомится с прекрасной полячкой. Все его мысли заняты ею. Прибыв в Сечь, Бульба пытается поднять казаков на поход, они решают идти на Польшу, чтоб отомстить за притеснения и посрамление православной веры.
Вскоре казаки становятся страхом для всей Польши. Они окружают польский город и ждут пока начнется голод и жителя сдадутся. В этом городе живет возлюбленная Андрия. В одну из темных ночей Андрия будит татарка, служанка полячки, в которую он влюблен. Полячка просила передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, татарка ведёт его в город. Встретившись с девушкой, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны. Во время одного из боев, Тарас заманивает Андрия в лес где убивает.
К полякам прибывает подкрепление, они берут в плен многих казаков, в том числе и Остапа. Тарасу Бульбе удается бежать. Позже он возвращается в Польшу и смотрит на казнь своего старшего сына.
Через некоторое время казаки снова собираются в поход на поляков. Поляки были разгромлены и обещали казакам мир, однако слово свое они не держат. В конце повести Тарас Бульба попадает к врагам, его жестоко казнят. Напоследок Тарас заявляет о том, что русские земли объединятся и отомстят за всех убитых казаков. Произведение пропитано духом патриотизма и является достоянием русской литературы.
Второй том открывает произведение под названием «Вий». Главный герой повести – Хома Брут, студент киевской семинарии. На летних каникулах он встречает ведьму, от которой ему удается сбежать. Вскоре его призывают на отпевание панночки в далекую деревню. В этой панночке он признает ту самую ведьму. Три ночи Хома должен проводить отпевание. Каждую ночь ведьма пыталась убить Хому, однако очерченный мелом круг и молитвы помогли юноше. В третью ночь ведьма призывает на помощь Вия. Хома старался не смотреть на злое чудовище, но все же глядит ему в глаза и умирает от ужаса.
Заключительное произведение сборника – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Этот рассказ повествует о том, как два помещика поссорились из-за ружья. Оба друга были прекрасными людьми. Два помещика поссорились из-за неприметной вещицы – ружья, в результате один назвал другого гусаком. Бывшие друзья начинают мелочно вредить друг другу. Они обращаются в суд и каждый пытается засудить своего бывшего друга. Однако им это не удается. Тяжбы длятся долгие годы, но никто не решается на примирение.
Основная тема и проблема сборника
Замечание 1
Сборник повестей «Миргород» является по своей сути продолжением сборника «Вечера на хуторе близь Диканьки». В этой книге Гоголь продолжает тему, которую он начал в предыдущем сборнике: рассказывает о жизни и быте украинских крестьян и казаков, а также о жизни мелких малороссийских помещиков.
В этом сборнике Гоголь дает яркие, красочные и детальные описания украинской природы. В произведениях этого цикла есть и фантастические элементы, например, в повести «Вий», и иронический юмор – в повестях «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Сам Николай Васильевич позиционировал сборник «Миргород» как продолжение «Вечеров», однако эта книга имеет ряд отличий от предыдущей. В этом сборнике Гоголь прибегает к более реалистичной манере изображения действительности через характеры своих героев:
- Пульхерии Ивановны
- Афанасия Иванова
- Хомы Брута
- Тараса Бульбы
- Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича
Особое место в сборнике принадлежит повести «Тарас Бульба». В этом произведении Гоголь описал наиболее драматические события в истории украинского народа – период борьбы за независимость против Польши.
Фантастические элементы, к которым Гоголь прибегает в повести «Вий» служат не столько для того, чтобы напугать читателя, сколько для того, чтобы показать жизненно правдивые обстоятельства и характеры: нечисть подчиняется тем, кто руководит селом, эти силы противопоставляются простому народу.
Замечание 2
Следует отметить, что гоголевский юмор в «Миргороде» так же отличается от юмора в «Вечерах». Он стал более резким, и часто граничит с сатирой. Гоголь начинает более отчётливо видеть противоречия, которые есть в мире. Эти контрасты вовсе не случайны, их причина кроется в социальных проблемах.
Источник
Миргород – сборник, позиционируемый Гоголем как продолжение «Вечеров на хуторе», вышел в 1835 году, включает в себя 4 повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В самом названии города заключен иронический смысл: Миргород – это и обычный захолустный город, и особый, замкнутый мир . Гоголь переходит от довольно позитивного реалистическо-народно-романтического мировидения в «Вечерах» (где рисуется своеобразная идиллия, дружественный – с некоторыми исключениями – симбиоз народа и «голов», дворян) к отрицательно-реалистическому описанию помещичьего быта. В изображ.быта и нравов мирг.помещиков уже нет места романтике и красоте. Жизнь чел.здесь опутана паутиной мелочн.интересов. Нет в этой жизни ни высокой романт.мечты, ни песни, ни вдохновения. Тут царство корысти и пошлости.
В сравнении с “Вечерами…” композиция второго сборника прозы Гоголя более Антитеза бытовой повести “Старосветские помещики” – героическая эпопея “Тарас Бульба”. Нравоописательной, пронизанной авторской иронией “Повести…” о двух Иванах противопоставлено “народное предание” – повесть “Вий”, близкая по стилю к произведениям первого сборника. Точка зрения автора выражена в композиции сборника, в сложном взаимодействии романтических и реалистических принципов изображения героев.
Все повести пронизаны мыслями автора о полярных возможностях человеческого духа. Гоголь убежден в том, что человек может жить по высоким законам долга, объединяющего людей в “товарищество”, но может вести бессмысленное, пустопорожнее существование. Оно уводит его в тесный мирок усадьбы или городского дома, к мелочным заботам и рабской зависимости от вещей. В жизни людей писатель обнаружил противоположные начала: духовное и телесное, общественное и природное.
В “Мирг.” Г.расстался с обр.простодушн.рассказчика и раскр. Противореч.современности. От весёл.и романтич.парубков и дивчин, вдохновенно-поэтич.описаний укр.природы Г.перешёл к изображ.прозы жизни. В этой кн.резко выраж.критич.отношение писателя к затхлому быту старосветск.помещиков и пошлости миргородских “существователей”.
Мелочность и пошлость провинциального помещичьего быта, отсутствие в нем каких-либо подлинно человеческих чувств и качеств показаны Гоголем средствами комически-панегирического повествования, особенно наглядно разоблачающего духовное ничтожество представителей чиновничье-дворянского мирка.
Эволюция стиля повествования (от комического к драматическому).
«Тарас Бульба» Включ.как форма любви к родине, всепоглащающая, страстная. Г. В героическом прошлом находит пример – а в соврем-ти-обмельчал чел-к. Контраст, невозм.соед. мечты и действительности. В том мире бьются за Христову веру, за честь и свободу, здесь ссорятся из-за бурой свиньи и ружья, которое не стреляет. Степи “Тараса Бульбы” соседствуют с улочками Миргорода, где не разъехаться двум возницам и где в жаркие дни купаются в грязи свиньи.
Тут сам сюжет основывается на романтической борьбе за независимость. Само казачество безумно романтично в своей вольности, удальстве, свободолюбии, неспокойности, мятежности, почти как шиллеровские разбойники. Сечь Запорожская возникла из людей, которые искали воли, пытались освободиться от феодального гнета Только здесь еще примешиваются высочайшие идеалы патриотизма, любви к родине, понятие долга, любви к сыну, который гордо вынес казнь. Гоголь изображает истинно народное движение, в чем идет дальше поэтов декабристов с из гражданским романтизмом. Это нация, которая поднялась, чтобы отомстить за посмеяние прав, оскорбление святынь, веры предков, за бесчинства их панов, за угнетении и все-все-все. Также взято из фольклора. Противостояние пафосной шляхты и могучих отважных козаков. Титанические образы Тараса и Остапа. Самое яркое: казнь Остапа, он и все козаки шли на нее с какой-то тихою горделивостью. Тарас убил собственного сына, когда узнал, что он предатель, выдержал казнь второго сына и ответил на его призыв, что он здесь, и когда его цепями приматывали к дереву и прибивали руки гвоздями (Прометей прямо) , он кричал свои как надо уходить и продолжал давать указания. Антитеза героического прошлого и мелкой, бескрылой современности (поэтому в Миргороде и Тарас Бульба и повести о помещиках). В описании Сечи, батальных сцен – приподнятость, преувеличенность, однако это не нарушает жизненной правды. Противопоставление свободы, воли человека тем роковым оковам, в которых он находился в действительности, и чисто романтическое возвеличивание музыки и поэзии, в которых человек как бы находит себя, воплощая свою свободолюбивую сущность. Романтизм проявляется и в пейзажных, и в портретных характеристиках, и особенно в изображении любовной страсти. Черты романтизма тут переплетаются с реализмом.
Источник