Цикл контакта в гештальт терапии схема

Цикл конта́кта – базовое понятие гештальт-терапии, разработано Полом Гудманом в его «Теории self». Пол Гудман выделяет в любом действии четыре основные фазы: преконтакт, контактирование (ing), полный контакт (final ) и постконтакт (или «отступление»).
Предложенная П. Гудманом и Ф. Перлзом модель цикла контакта оставалась практически неизменной с момента её основания, подвергаясь лишь незначительным модификациям и уточнениям.
На протяжении нескольких десятилетий развития теории и практики гештальт-терапии концепция контакта П. Гудмана и Ф. Перлза постоянно уточнялась и дополнялась, однако основные принципиальные её положения оставались неизменными.
В настоящее время в теории гештальт-терапии существует множество представлений о цикле контакта. Классической моделью воспользовались, внеся в неё изменения, многие теоретики и практики гештальт-терапии: Дж. Зинкер, М. Катцев, И. Польстер, М. Польстер, Н. Салате, С. Гингер, Т. Берли и др.[1]
Концепция цикла контакта[править | править код]
Традиционная концепция цикла контакта основывается на постулировании принципа, который описывает особенности процесса удовлетворения человеком своих потребностей и в основе которого лежит идея о том, что приобретение опыта индивидом предполагает динамику некоторых его этапов. Сами авторы (П. Гудман и Ф. Перлз) пишут: «Мы наметили следующую последовательность фонов и фигур в процессе творческого приспособления:
- Преконтакт. На этом этапе тело является фоном, а телесные влечения и средовые стимулы – “фигурой”; это “данности”, или ид опыта.
- Контактирование. Принимая данности и используя их энергию, самость приближается, оценивает, манипулирует и т. д. набором объективных возможностей. Это активная и произвольная деятельность по отношению как к телу, так и к среде – использование ego-функции.
- Финальный контакт. Спонтанное, бескорыстное, среднего залога отношение с достигнутой фигурой.
- Постконтакт. Уменьшенная самость».[2]
Отметим, что этапу преконтакта соответствует фигура в виде телесных ощущений, маркирующих актуальную потребность. На этапе контактирования она уходит в фон, позволяя появиться новой фигуре в виде ресурсов окружающей среды. Финальный контакт знаменуется трансформацией фигуры, которой теперь выступает выбранный для удовлетворения потребности объект, и, наконец, в постконтакте фигура и фон исчезают снова в недифференцированном поле.
Фазы цикла контакта[править | править код]
Преконтакт[править | править код]
Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).
Контактирование[править | править код]
Контакт с внешней средой. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование – насколько возможно удовлетворение, а насколько нет.
При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск – от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.
Финальный контакт[править | править код]
Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности
Постконтакт[править | править код]
Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.
Прерывания контакта[править | править код]
Дополнительной к этой базовой концепции, но неотъемлемо присутствующей в работах как классиков гештальт-подхода, так и современных авторов выступает идея прерываний контакта, которые привязаны к определённым этапам рассматриваемого цикла. Прерывания представляют собой способ нарушения естественного («здорового») течения контакта организм-среда.
Пятёрку наиболее распространённых механизмов составляют: слияние (конфлуэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм.
По мнению самого П. Гудмана, до фокусирования возбуждения возникает конфлуэнция, в процессе возбуждения – интроекция, в момент столкновения с окружающей средой – проекция, в процессе конфликта и разрушения – ретрофлексия, во время финального контакта – эготизм.
С. Гингер пишет: «Только ясное различение доминантной для меня в данный момент фигуры позволит мне удовлетворить мои потребности, а её последующее растворение (или отсутствие) освободит меня для новых актов физической и умственной деятельности. Известно, что неразрывный поток последовательных циклов в гештальт-терапии определяет состояние “здоровья”».[3]
Примечания[править | править код]
- ↑ Ginger S. International Glossary of Gestalt Therapy. – Paris: FORGE, 1995.
- ↑ Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. – 384 с.
- ↑ Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта / пер. с фр. Е. В. Просветиной. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 287 с.
Литература[править | править код]
- Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. – Смысл, 2000.
- Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. – М.: 2005.
- Робин, Жан-Мари. Построение и разрушение гештальтов.
Ссылки[править | править код]
- Цикл контакта // Национальная психологическая энциклопедия. (Проверено 1 декабря 2014)
- Погодин И. А. Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2011. – № 2.
Источник
Классическое представление о цикле опыта (контакта), принадлежащее П. Гудману и Ф. Перлзу, предполагает последовательность следующих друг за другом этапов:
1.Преконтакт
Преконтакт (for, pre-) представляет собой дифференцирование фона и выделение фигуры. Это стадия ощущений; задача этапа – ориентация в среде и ощущениях (потребностях) организма. Соответствует проявлению функции селф Ид.
Преконтакт это фаза ориентирования, рождения потребности. Внешние или внутренние побудители запускают ряд ощущений, которые, накапливаясь, преобразуются в осознание фигуры потребности. Когда человек осознает: «Я хочу того-то!», энергия начинает расти и цикл переходит в следующую фазу. Осознанная потребность становится желанием.
Пример возникновения преконтакта.
Мужчина какое-то время назад пережил болезненный развод и решил, что ему необходимо побыть одному и пожить для себя. Наслаждаясь свободной жизнью, он через какое-то время начинает периодически чувствовать смутную грусть по вечерам. В кинотеатре он вдруг эмоционально откликается на сцену первого поцелуя влюбленных персонажей. Все чаще ему на глаза попадаются привлекательные женщины. А приходя в свою холостяцкую квартиру, он чувствует уже не радость свободы и вседозволенности, а тоску и пустоту. Со временем все эти сигналы накапливаются и все настойчивее обращают на себя внимание, пока мужчина не осознает, что он созрел для новых отношений. Здесь и далее пример из книги Психология в кино.
Стадия преконтакта условно заканчивается, когда человек осознал, в чем он нуждается, и переходит к действиям, направленным на удовлетворение этой нужды.
Прерывание преконтакта выражается в слиянии, неразличении границ между организмом и средой, средовых факторов или собственных ощущений и потребностей.
2.Контактирование
Контактирование (ing). это фаза активного взаимодействия человека с окружающим миром, которое направлено на удовлетворение возникшей потребности. Происходит развитие фигуры, увеличение возбуждения, опустошение фона.
На пути к цели зачастую нужно преодолеть множество препятствий, разрушить барьеры, внешние и внутренние, рискнуть получить новый опыт. На это нужна энергия, здоровая агрессия, которая позволяет переконфигурировать окружающую среду «под себя». Если человек правильно распознал свою истинную потребность, она добавляет ему этой энергии.
Фаза контактирования включает в себя череду выборов и действий, необходимых для удовлетворения потребности. Напряжение на границе контакта велико, поэтому контактинг либо теряет энергию и затягивается, либо переходит на следующие стадии.
Пример стадии контактирования
Наш свободный мужчина, осознавший потребность в отношениях, начинает думать, как и где найти себе пару. Она решает зарегистрироваться на сайте знакомств и начать ходить на свидания. Он сталкивается в анкете с вопросом, каких отношений он ищет. Это заставляет его внимательнее проанализировать ситуацию и углубить понимание потребности. Прислушавшись к себе, он осознает, что для серьезных отношений и создания новой семьи пока, пожалуй, рановато. А вот флирт, легкий роман – самое то. Он начинает листать анкеты разных девушек и вдруг натыкается на свою бывшую однокурсницу. Он вспоминает, что девушка была ему симпатична в свое время, но он тогда так и не решился ухаживать за ней. Набравшись смелости, он приглашает однокурсницу в кафе. В назначенный день, испытывая волнение, предвкушение и тревогу изза неуверенности в себе, мужчина отправляется на встречу.
Прерывание контакта на стадии контактинга представляет собой интроекцию, в самом начале между преконтактом и контактиногом, что приводит к подмене фигуры, и проекция, по ходу всей стадии, за счет чего внешней фигуре приписываются желаемые (или избегаемые свои) качества, а также ретрофлексия в случае не-наступления третьей фазы.
3.Полный контакт
Полный контакт (full-, final ) – фаза встречи с объектом удовлетворения потребности, слияние с ним.
Концентрация, слияние и идентификация с фигурой, максимум возбуждения, минимум произвольности. Вся произвольность ослабляется, достигается полное осознование (awareness) процесса и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства. Селф полностью идентифицирует себя с фигурой, что является естественным, необходимым слиянием. Возбуждение на границе контакта разряжается, потребность удовлетворяется. Соответствует проявлению функции селф Ид.
Пример полного контактирования
Наш истосковавшийся по флирту холостяк встречается со своей бывшей однокурсницей. Они хорошо проводят вечер, смеются, флиртуют, делают друг другу комплименты, перебираются в клуб, танцуют и в танце страстно целуются. На какой-то период два их «Я» превращаются в единое «Мы» – они обнимаются, обмениваются энергией, границы между ними ослабевают, растворяются, а в поцелуе это происходит на телесном уровне, вплоть до обмена физиологическими жидкостями. Каждый из них в процессе этого контакта обогащается новым опытом, впуская его в свой привычный мир.
Полный контакт между людьми насыщен спонтанностью и новизной, поскольку подразумевает выход за привычные пределы, растворение границ для слияния с желаемым объектом, необходимость отпустить себя, рискнуть получить новый опыт. Если полный контакт происходит, то он меняет человека, обогащает и расширяет его представление о себе.
Прерывание контакта на стадии финального контакта происходит по механизму ретрофлексии, когда граница контакта «симулируется» и образуется за счет расщепления селф; частичное удовлетворение достигается, но нет новизны, опыта и роста организма. Другой механизм прерывания – эготизм – заключается в предотвращении финального контакта за счет продолжающегося контактинга.
4.Постконтакт
Постконтакт (post). стадия выхода из контакта, переваривания полученного опыта и интеграции его в свою привычную жизнь, установление нового баланса.
Фигура теряет энергию, разрушается и уходит в фон. Селф уменьшается, возбуждение падает, и граница контакта любо исчезает, любо теряет смысл.
Главная задача постконтакта – ассимиляция опыта и его интеграция. Функция Ид завершается, и исполняется функция Персоналити, которая интегрирует новый опыт в общую идентичность организма. Личность (Персоналити) представляет собой продукт связной интеграции опыта многих контактов.
Параллельно может начинать вызревать фигура другой потребности, начинающей новый цикл контакта.
Пример постконтакта.
Свидание окончено, мужчина возвращается домой, осмысляя новый опыт. Он с улыбкой вспоминает тронувшие его моменты, актуализирует знания о себе, отмечает в себе что-то новое: например, за годы брака он, оказывается, не разучился ухаживать за женщинами, а еще ему никто раньше не говорил, что он здорово танцует. Он также осознает, что хочет пригласить эту девушку на второе свидание. Его уверенность в себе вырастает, и в мыслях о будущем появляется оптимизм. Зайдя напоследок в круглосуточный супермаркет у дома, мужчина ловит на себе заинтересованный взгляд симпатичной соседки, которая раньше просто проходила мимо, автоматически здороваясь.
Прерывание на этапе постконтакта – девалидизация (обесценивание) – произвольно вмешательство и препятствие ассимиляции нового опыта. В случае эготизма постконтакт наступает сразу после контактинга; граница контакта остается напряженной, гештальт не завершается.
Слияние на стадии постконтакта приводит к удержанию фигуры и затягиванию контакта, когда цикл завершен. Таким образом субъект избегает расставания и испытывает трудности в ассимиляции нового опыта.
Приведенное выше в примерах описание цикла контакта подразумевают условно «здоровую» ситуацию, не отягощенную сильными внутренними конфликтами человека и соответствующими им внешними препятствиями.
Если процесс удовлетворения потребности проходит полный цикл, то этот цикл отходит в фон, насыщая и обогащая его. Если же цикл контакта по разным причинам прерывается, то незавершенная ситуация остается в фоне, оттягивая на себя часть жизненной энергии. Чем больше прерванных циклов (незавершенных гештальтов) у человека в фоне, тем больше энергии они оттягивают на себя и тем меньше жизненных сил у него остается на жизнь «здесь-исейчас».
Как это происходит?
Читайте подробнее: Цикл и механизмы прерывания контакта в теории гештальта (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, профлексия, эготизм, обесценивание).
Источник
Гештальт-терапия базируется на теории контакта.
Эта теория объясняет взаимодействие человека со средой в процессе реализации его потребности.
Человек в состоянии регулировать свои взаимоотношения с окружающей средой, регулировать границу контакта. От этого зависит, насколько эффективно человек будет удовлетворять свои потребности.
Психологические трудности возникают при прерывании контакта, нарушениях, подвижках контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды.
Выделяют максимально 8 вариантов механизмов прерывания контакта (Перлз -5). Каждый из них возникает на определенном этапе цикла-контакта.
Слияние
Конфлюэнция – слияние. Это состояние близкое к слиянию матери и грудного ребенка, влюбленных, существование «как одно целое».
В состоянии слияния человеку трудно сформировать свои потребности и понять, что для него лично актуально в данный момент. Сложно выделить какое-либо свое переживание как главное и важное.
«Я не знаю, что я чувствую» «Мы с сыном не поступили в вуз, не хватило баллов».
Символический смысл: «Я и ты -единое целое. Нет границы между тобой и мной.»
Символический образ слияния: сиамские близнецы, двое влюбленных.
Вербальные индикаторы: Я заменяется на МЫ.
Невербальные индикаторы: синхронизация поз, сокращение дистанции.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Уровень возбуждения низкий, т.к. есть иллюзия что контакт происходит
Действия терапевта: эксперименты с осознанием своих и чужих границ. Эксперименты с расстоянием. Свобода в движениях и позах.
Адаптационный смысл слияния:Экономия, восстановление энергии. Усиливается чувство защищенности.
Подробнее о слиянии
Механизм 2.
Интроекция
Интроекция – мысли, представления, принципы, высказывания других «заглатываются» человеком без самостоятельной переработки и «примеривания» на себя (подходит мне это или нет), т.е. принимаются «на веру».
Отсюда возникают верования и убеждения. Интроекты звучат как приказ:
«Я должен», «нужно», » так полагается», «нельзя»…»Я не должен злиться» «Мужчины не плачут» «Я должен все знать, если я учитель».
Как возникает интроекция? Процесс принятия или отвержения того, что может нам предложить среда – затруднен, предложенное «не переварилось» и не ассимилировалось. И эта часть среды становится нашей, являясь по сути чужеродным. Интроектор не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе.
При интроекции граница между собой и остальным миром сдвигается внутрь себя, от человека почти ничего не остается. В речи это звучит как «я думаю», а подразумевается «они думают». (Перлз. Ф. 1996)
Примеры интроективных отношений в семье(из лекции Анны Федосовой):
Там должен быть кормящий. Куколки лол: у каждой есть питомец, которого она кормит. В мультиках старшая куколка лол всеми командует, а ее слушается и малышка, и питомец.
Такая система отношений в интроективных семьях -не перевария, глотать, что говорят другие. У некоторых эти интроекты потом становятся ценностями, если мы их перевариваем и понимаем, что они нам подходят, «мое». НО чаще люди приходят и спрашивают: правильно ли я делаю, потому что их не приучили думать и чувствовать самостоятельно, им нужен свод законов. Таким людям хочется, чтобы им сказали, что им делать.
Символический смысл интроекции: «Внутри себя я слышу голос. На чужих ошибках учатся.»
Символический образ интроекции: инородное тело внутри.
Вербальные индикаторы: табуирующие слова: обязан, должен, всегда, никогда.
Невербальные индикаторы: изменение в поведении человека, копирование другого.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Вместо себя предъявляю интроект думая что это мое, что способствует снижению возбуждения
Действия терапевта: обнаружение значимых лиц. Замена «должен» на «хочу». Провокация мимикой, жестом, позой. Удивление, вопросы, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждения.
Адаптационный смысл интроекции: Обеспечение безопасности до поры осознания, переживания.
Подробно об интроекции, терапия.
Механизм 3.
Проекция
Проекция – человек склонен приписывать свои ощущения, эмоции, проблемы, мысли окружающей среде.
Примеры. «Я не злюсь, это все вокруг злятся на меня». Тревожный человек считает, что другие слишком тревожны. Добрые считают, что все вокруг добры. Так, человек, которые злится, может спросить другого «ты чего такой злой?»
Символический смысл проекции: «Вместо тебя я вижу другого/себя.
Символический образ проекции: Экран кинотеатра, зеркало.
Вербальные индикаторы: слово «я» заменяется на «ты», «он», «она».
Невербальные индикаторы проекции: Избегание визуального контакта. Жесты. обращенные на другого.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Источник возбуждения приписывается другому.
Действия терапевта: Помощь клиенту в обнаружении в нем и принятии отвергаемых частей и своего личного опыта. Замена «ты», «он», на «я». Ориентирование в окружающей среде, за счет узнавания привычного клиенту поведения.
Примеры проективных отношений (из лекции Анны Федосовой): Такие отношения возникают там, где есть 2 и более людей, один из которых действует быстрее и ведет себя активнее. Ему скучно ждать и он решает за остальных, что они будут делать. Другой ленивым способом, не переваривая, хочет ли он это делать, соглашается, чтобы избежать скандала.
Например, один хочет бросить курить, и договаривает с другим о том, что они оба бросают. А потом обнаруживает другого тихонько курящим за углом.
В проективных системах кажется, что жив только один. Он эффективный, деятельный, а другие, как зомби, за ним влачатся. Все идут в кино, хотя кто-то хотел остаться дома. Потом такие люди вырастают, приходят к терапевту и жалуются, что они утратили собственные желания и не могут их распознать.
Подробнее про проекцию и терапию
Механизм 4.
Ретрофлексия
Ретрофлексия – тенденция делать себе самому то, что хотелось бы сделать другим, или получить от других.
Человек не позволяет себе удовлетворить свои настоящие потребности. Так, вместо того, чтобы ударить другого, начинает бить себя, либо, например, грызть ногти.
Тот, кто хотел бы получить помощь от других, не просит ее, а справляется сам.
Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой – точно посередине себя самого. Ретрофлектор говорит: “Я стыжусь себя” – или: “Мне нужно заставить себя дописать этот реферат”. Как будто «сам» и «себя» -два разных человека.
Причиной ретрофлексии являются содержания таких механизмов, как интроекция и проекция. Именно иррациональные интроективные и проективные установки, убеждения, предрассудки останавливают движение возбужденной энергии, направляемой к границе цикла-контакта, к окружающей среде. Движение энергии сдерживается установками типа: «так делать нельзя»; «мужчины не плачут»; «порядочные женщины не знакомятся в метро»; «он сильнее меня, и если я его ударю, то он меня потом изобьет до смерти» и т.п.
Результатом ретрофлексии являются соматические болезни. Как крайнюю форму направления злости, агрессии на самого себя рассматривают самоубийство. Это происходит в случае, когда человек не может или не хочет осознать причины, источник и объект своих истинных переживаний.
Примеры ретрофлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой):
Там живут очень самостоятельные и независимые люди, их независимость -предмет общей гордости, они мало друг с другом беседуют. У них нет места нежности, теплу, там почти нет телесного контакта. Иногда они свои чувства отдают дневникам, читают сами, в основном. Могут пить. Вместо них говорит симптом. Симптом является регулятором и стабилизатором семейной системы. (Как говорит Л.Л.Третьяк «Если ты определишь, что делает симптом, то ты сделай это вместо него).
Символический смысл ретрофлексии: Я делаю с собой то, что хочу сделать с тобой.
Символический образ ретрофлексии: змея, кусающая себя за хвост.
Вербальные индикаторы ретрофлексии: Кого-то другого подменяет на «себя», возвратные глаголы (я стыжусь себя, я злюсь на себя).
Невербальные индикаторы ретрофлексии: Движения, телесная напряженность направлены на себя. Скука, как сдерживаемое раздражение.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение обращается на себя.
Действия терапевта: Слово «себя» заменяется на слово «другой», «ты». Усиление ретрофлексивных действий.
Адаптационный смысл: самонаказание, самоконтроль.
Подробнее о ретрофлексии
Механизм 5.
Дефлексия
Дефлексия – механизм защиты, избегания контакта, при котором энергия рассеивается на посторонние разговоры о погоде и природе, шутки, банальные общие фразы, перемещение разговора в другое русло.
Интенсивность контакта уменьшается от долгих разглагольствований, нарочитого вышучивания, избегания прямого взгляда на собеседника. Человек абстрагируется от ситуации, «уходит в себя», меняет адресат агрессии, отпускает реплики не по существу, произносит банальности или общие фразы, проявляет минимум эмоциональных реакций вместо живого участия.
Это по сути уход от контакта. Отношения похожи на формальные, в них не проявляются эмоции. Так, сотрудник молча сносит нападки начальника, а вернувшись домой, может поругаться с женой или наказать сына.
Пример: дефлексирующий родитель очень хочет заниматься со своим ребёнком развивающими занятиями. Но вместо того, чтобы лепить, рисовать, читать книги или делать что-то ещё, много времени проводит в поисках и чтении методической литературы, общается на специализированных сайтах и форумах. «Мама, где находится Амстердам? – Ты убрал игрушки?»
Примеры дефлексивной семьи (из лекции Анны Федосовой): Сын приезжает к родителям, его два года не было дома. Он приходит к маме и говорит: Мама, я очень скучал. Мама недавно выписалась из больницы. Она смотрит на него и спрашивает: А что у тебя с прической?
Любая тема, вызывающая тревогу, всегда должна быть размыта. Люди перебивают друг друга, говорят одновременно, кажется, что они не могут говорить о важном, не слышат друг друга. Они гроссмейстерски переводят тему, на погоду, они хотят спокойствия, как и любой человек. А то, что это спокойствие может поколебать, должно быть отвергнуто.
Символический смысл дефлексии: Я игнорирую тебя и себя.
Символический образ дефлексии: туман.
Вербальные индикаторы дефлексии: Речь запутана, личные местоимения отсутствуют.
Невербальные индикаторы дефлексии: телесная вялость, отсутствует возбуждение, энергия.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение меняет свое направление, пока его энергия не иссякнет.
Действия терапевта: Возвращение к эмоционально значимым переживаниям. Усиление телесной вялости, возникающих вслед за ней напряжения и движений. Творчество.
Подробнее о дефлекcии
Механизм 6.
Профлексия
Профлексия – когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. Синтез проекции и ретрофлексии.
В «житейской мудрости» это: «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
«Кукушка хвалит петуха, чтоб похвалил петух кукушку».
Человек начинает помогать другому, в надежде, что помогут ему. Но наталкивается на непонимание, так как потребности у всех разные.
В детско-родительских отношениях профлексия тоже очень ясно проявляется. Замёрзнув, мамы и бабушки кутают не себя, а своих детей, хотя те сильно возмущаются, доказывая, что им не холодно.
Друзья дарят на день рождения имениннику то, что хотели бы получить сами.
Профлексия ведет к конфликтам. Например, когда партнер в браке не чувствует себя счастливым и обвиняет в этом супруга, устраивая скандалы из-за того, что его усилия были не приняты.
Профлексия возникает в ситуации, когда в родительской семье не принято было просить о чем-то напрямую, а так же кажется, что ты знаешь партнера, как самого себя (и даже лучше, чем он сам себя знает) и точно знаешь, что ему нужно. Обычно такая ситуация заканчивается обидами, и при обсуждении партнер понимает, что в отношениях не было контакта и не было никаких четких договоренностей – все было построено на фантазиях, домыслах, иллюзиях.
Терапия. Работа с профлексией состоит в присвоении и осознании желания сделать кому либо то, в чем остро нуждаешься сам. Это и анализ желания советовать и поддерживать участников группы, и осознание поведения заботы вне сессии. В индивидуальной работе это анализ и отражение различных беспокойств и заботливого участия по отношению к самому терапевту. (Л.Л.Третьяк)
Механизм 7.
Эготизм
Эготизм – в ходе этого механизма прерывания также нарушается контакт со средой, ведь человек в таком случае не позволяет своим чувствам, мыслям, своей энергии выйти наружу.
Человек поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой.
В момент желанного события он сдерживает себя, не отдается полностью этому событию, превращаясь в «человека в футляре» и теряя при этом часть своего удовольствия, рождая неполноту и незавершенность. Эготизм -частая защита у нарциссических клиентов.
Эготизм рассматривается как искусственная гипертрофия ego-функции, которая ведет к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, содействующая развитию автономии.Человек ощущает полную самодостаточность и отстраненность.Он охраняет свои границы и не может полностью окунуться в происходящее. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004)
Символический смысл эготизма: Недовкладывание себя. Контроль контакта.
Символический образ эготизма: кран с водой.
Вербальные индикаторы эготизма: Придание словам бОльшей значимости, чем ситуация.
Невербальные индикаторы эготизма: Нет спонтанности, контролируемые движения.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Управляемое и дозируемое возбуждение.
Действия терапевта: Обеспечение безопасности. Открытые позы, зрительный контакт. Создание условий для спонтанности.
Подробнее об эготизме
Механизм 8.
Обесценивание
Девалидизация или обесценивание – когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.
Возникает в 4 стадии цикла контакта, когда задача- ассимиллировать опыт. Так, женщина после развода может обесценивать всю свою семейную жизнь.
Так же возникает в случае неприсвоения своих достижений («да это не я, это наша команда», да я просто делал, что велели»).
Как механизм прерывания цикла-контакта этот вариант может выражаться в (например) следующем: ребенок, несколько раз пробовавший присоединиться к игре в компании сверстников, и, будучи столько же раз отвергнут ими, делает вывод, который может распространиться и на дальнейшее поведение в жизни: «не стоит проситься в компанию, потому что все равно отвергнут, как это уже не раз бывало». Другой пример: если человек столкнулся с обманом, он может перестать доверять всем, сделав умозаключение, что все люди – обманщики.
Терапия. При работе с девалидизацией(обесцениванием) мы проводим валидизацию результатов и переживаний – особенно на этапе завершения терапии. Особенно это важно для клиентов, у которых ассимиляция опыта нарушена (это нарциссические клиенты, пограничные клиенты, которые переходят от опыта к опыту, не присваивая его) – фиксировать присвоение. Когда клиент говорит, что ничего не произошло в сессии, ничего важного не было, ничего полезного не случилось – это всегда указывает на девалидизирующий процесс, так человек относится и к терапии, и так он может относится к себе. Особенно если это сопровождается генерализацией – никогда, нигде, ничего, всегда и пр.. Здесь важно, чтобы было найдено минимально ценное, даже что-то одно, «мышиные шаги», которые помогут в ассимиляции (Л.Л.Третьяк).
“Закрыть гештальт”
Таким образом, «закрыть гештальт» в теории гештальта означает пройти весь цикл контакта, сделать все шаги, а «неоконченный гештальт», соответственно, подразумевает под собой срыв в удовлетворении потребности.
В обычном языке «закрыть гештальт» -закончить какое-то действие, которое беспокоит (иногда годами) нашу психику.
Резюме:
Интроекция проявляется в использовании местоимения «я», когда на самом деле имеются в виду «они»; проекция проявляется в использовании местоимения «оно» или «они», когда на самом деле имеется в виду «я»; слияние проявляется в использовании местоимения «мы», когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании возвратного местоимения «себе» или «себя». (Ф.Перлз)
Описанные выше механизмы лежат в основе невроза. При конфлюэнции человек вовсе не различает собственные потребности, поскольку находится в слиянии; при интроекции он блокирует свое возбуждение, подменяя собственные импульсы внешними правилами и догмами; при проекции приписывает свои потребности и чувства окружающим и борется с ними; при ретрофлексии останавливает движение к объекту потребности, вместо него «захватывая» самого себя; при эготизме не может целиком отдаться процессу и получить удовольствие от полного контакта с желаемым. источник
У защитных механизмов есть несколько этапов развития: адаптивный – для лучшего приспособления к среде, невротический – защитный механизм «закостенел», не помогает адаптироваться и нарушает саморегуляцию и психотерапевтический – защитный механизм проявляется в психотерапевтическом процессе или как средство диагностики.
Люди рождаются со способностью и возможностью находиться в контакте с другими людьми и вести творческую и радостную жизнь. Однако иногда в детстве или позже что-то прерывает этот процесс и человек «застревает» в каких-то ситуациях или представлениях о самом себе, которые мешают ему двигаться дальше. Задача гештальта – исследовать и открыть как эти ситуации и представления влияют на человека в настоящий момент. (Джойс Фил и Шарлотта Силлс)
Все виды психологических защит и механизмы прерывания контакта: таблица.
Источник