Что такое параметр цикла в паскале
Вчера мы узнали о понятии циклы в паскале в общих чертах, сегодня узнаем о каждом из циклов в паскале поподробней и увидим как они задаются. Будем разбирать цикл while с предусловием, цикл for с параметром и цикл repeat – until с постусловием.
1. Цикл с параметром в Паскале – FOR
Цикл FOR задаёт определённое условие по которому программа будет работать до его выполнения, допустим нужно нам 5 (или n) раз зациклить программу, то это легко сделать с помощью данного цикла. У цикла FOR есть характерная черта – счетчик который обычно обозначается буквой i или j.
Внешний вид цикла с параметром в паскале:
for i:= 1 to n do // присваиваем i сначала одному, потом двум, трем, …, n
После 1-го прохода переменной i присваиваем 1, после второго присваиваем 2 и так до тех пор, пока не дойдем до n. to – это до .. в порядке возрастания, также есть downto – до .. в порядке убывания.
Блок – схема цикла с параметром:
2. Цикл с предусловием в Паскале – WHILE
Оператор цикла с предусловием выполняет действия заранее неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение или его результат окажется ложным. Так как верность логического выражения проверяется в начале, тело цикла может не выполнится ни одного разу.
Структура цикла с предусловием: WHILE DO begin end;
– логическое выражение, истинность которого проверяется вначале выполнения циклического оператора;
– любые выполняемые операторы языка.
Порядок выполнения цикла:
Пока условие истинно выполняется тело цикла. Как только условие становится ложно выполнение цикла прекращается.
Блок – схема цикла с предусловием:
Примечание: в прямоугольных блоках показано любое действие, которое выполняется в цикле или после него (шаг цикла), в овалах – начало или конец всей программы или её части. Главную роль в данной блок – схеме играет её центральная часть.
Пример:
Задача: вычислить сумму ряда 1+1.5+2+2.5+3+3.5+ .. + 30
program example-while;
var sum:real; n:real; BEGIN sum:=0; n:=1; while n
3. Цикл с постусловием – Repeat – until.
Этот оператор аналогичен оператору цикла с предусловием, но отличается от него тем, что проверка условия производится после выполнения тела (действий) цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз в отличие от ранее разобранных циклов.
Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, то есть можно выполнять несколько действий, поэтому служебные слова Begin и End не нужны.
Последовательность операторов, входящих в тело цикла выполняется один раз, после чего проверяется соблюдение условия, записанного следом за служебным словом Until. Если условие не соблюдается, цикл завершается. В противном случае – тело цикла повторяется ещё раз, после чего снова проверяется соблюдение условия.
Блок – схема цикла с постусловием:
Формат записи, структура цикла: REPEAT UNTIL ; Program test2; Var b:Real; Begin b:=100; Repeat b:=b/2; Until b
Выводы:
1.Цикл с параметром используется переменная, называемая параметром цикла или счётчиком. Перед выполнением цикла параметру (счётчику) устанавливается начальное значение. После выполнения шага цикла значение параметра увеличивается на единицу. Цикл продолжается до тех пор пока параметр не достигнет своего конечного значения, которое указывается после to (downto).
2. Цикл с предусловием выполняется до тех пор, пока условие выполнения не станет ложным, и продолжается, если условие истинно.
3. Цикл с постусловием выполняется до тех пор, пока условие не станет истинно, если условие ложно, цикл продолжается.
Предыдущий урок
Дата: 2012-01-06 19:31:43 Просмотров: 288621
Теги: Паскаль Pascal циклы уроки
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели! Вот мы с вами и подошли к изучению циклов. Циклы в Паскаль. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего они нужны? Именно на эти вопросы я сегодня и отвечу.
Если вы читали этот урок, то знаете, что существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.
Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла – это набор повторяющихся операторов, а условие – это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.
Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.
Задача 1. Вывести все числа от 1 до числа, введенного с клавиатуры.
While, или цикл с предусловием
Как вы, наверное, уже поняли из названия, while – это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие true; как только условие становится false, выполнение цикла прекращается.
While имеет формат:
while < условие> do <оператор 1>; {Пока … делай ….}
Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки – begin и end;.
Решение задачи.
program example_while; var i, N: integer; { объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } while i <= N do {Как только i станет больше N, цикл прекратится (можно было бы написать просто <, но пришлось бы добавлять 1 к N) } begin {Открываем операторные скобки} write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} end; { закрываем скобки } end.
Repeat, или цикл с постусловием
Repeat – полная противоположность while. Repeat – это цикл, в котором условие стоит после тела. Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия false; как только логическое выражение становится true, выполнение цикла прекращается.
Repeat имеет формат:
repeat { повторяй … }
<оператор 1>;
< оператор 2>;
…
until {до…} <условие>
Begin и end не требуются.
Решение задачи.
program example_repeat; var i, N: integer;{ объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } repeat {после repeat не требуется begin и end } write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} until i = N + 1; {Например, i = 11, а N = 10. Цикл прекратится, так условие стало true.} end.
For, или цикл с параметром
For – это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз.
Существует две формы записи этого цикла:
Первая форма
for <счетчик1> := <значение1> to <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик1> будет увеличиваться на 1.
<значение1> – это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик1> станет больше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.
И <счетчик1>, и <конечное_значение>, и <значение1> – переменные целого типа.
Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.
Вторая форма
for <счетчик2> := <значение2> downto <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик2> будет уменьшатся на 1.
<значение2> – это начальное значение счетчика.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик2> станет меньше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Два важных примечания:
- Цикл повторяется, пока значение значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
- Изменять значение счетчика внутри тела нельзя! Вот что выводит компилятор:
Решение задачи:
program example_for; var i, N: integer; begin read(N); {предположим, что мы ввели 10} for i := 1 to N do write(i, ‘ ‘); {количество итераций – 10 – 1 + 1 = 10} end.
Согласитесь, данный код проще и лаконичнее, чем все предыдущие. И цикл for – не совсем обычный цикл, в нем нет логического условия. Поэтому цикл с параметром в программировании называют синтаксическим сахаром. Синтаксический сахар – это дополнения синтаксиса языка программирования, которые не добавляют новых возможностей, а делают использование языка более удобным для человека.
Давайте решим пару задач.
For1. Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.
Организовываем простой цикл от 1 до требуемого числа.
program for1; var K, N, i: integer; begin read(K, N); for i := 1 to N do write(K, ‘ ‘); {Пишем К через пробел } end.
For2. Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.
Так как A < B, то цикл должен будет выводить все числа от А до B. Чтобы сосчитать количество чисел, используем формулу: <конечное_значение> – <начальное_значение> + 1.
program for2; var A, B, i, count: integer; begin read(A, B); for i := A to B do write(i, ‘ ‘); {выписываем числа от меньшего к большему} count := B – A + 1; {считаем количество чисел} writeln; write( ‘Количество чисел – ‘, count); end.
For9. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.
Организовываем такой же цикл, как и в предыдущей задаче, но одновременно суммируем квадраты всех чисел. Чтобы высчитать квадрат, используем функцию Sqr.
program for9; var A, B, i, S: integer; begin read(A, B); S := 0; {PascalABC делает это автоматически, но если у вас другой компилятор советуем обнулять переменные вручную} for i := A to B do S := S + Sqr(i); {складываем все квадраты} writeln; write( ‘Сумма квадратов – ‘, S); end.
For13°. Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 – 1.2 + 1.3 – … (N слагаемых, знаки чередуются). Условный оператор не использовать.
Для того, чтобы поменять знак, каждую итерацию цикла меняем значение специальной переменной на противоположное.
program for13; var N, A, i: integer; S: real; begin Write(‘N = ‘); readln(N); S := 1.1; A := 1; {Сначала положительное} for i := 2 to N do {первую итерацию цикла мы уже произвели, поэтому начинаем отсчет с 2} begin A := -A; {Теперь отрицательное} S := S + A * (1 + i / 10); {Складываем} end; Writeln(S:5:1); {Отдадим под дробную часть одно знакоместо} end.
While1°. Даны положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти длину незанятой части отрезка A.
Каждый раз вычитаем B из А, пока А – В >= 0.
program while1; var A, B: integer; begin readln(A, B); while (A – B) >= 0 do A := A – B; {Пока разница положительная, вычитаем. Необходимо предусмотреть вариант с кратностью А и B, поэтому >=} write(A); end.
While4°. Дано целое число N (> 0). Если оно является степенью числа 3, то вывести True, если не является – вывести False.
Действуем следующим образом: пока N делится нацело на три, делим N нацело. Затем, если N = 1 – число является степенью тройки; если N <> 1, тогда число – не степень тройки. Для того чтобы решить эту задачу, требуется знать, что такое div и mod, и как работают логические выражения.
program while4; var N: integer; begin readln(N); while N mod 3 = 0 do N := N div 3; {Пока остаток от деления на три равен нулю, делим N нацело } writeln(N = 1); {логическое выражение} end.
На сегодня все! Не забывайте почаще заходить на наш сайт и кликать по кнопочкам, которые расположены перед комментариями.
Источник
Здравствуйте. Оператор цикла с параметром используется в тех случаях, когда некоторое однообразное действие надо повторить определенное количество раз. Особенно, если это количество достаточно велико. Бывают же такие задачи, когда необходимо, например, вычислить сумму каких-либо величин, каждая из которых вычисляется по формуле. Ведь если непосредственно вычислять сумму 1 + 2 + 3 + … + 1000, то программа разрастется до невообразимых масштабов.
Оператор цикла с параметром в народе ещё называют “оператор For”, и в Pascal он бывает двух типов (второй тип смотрите ниже). Первый записывается так:
for i := N1 to N2 do <ОПЕРАТОР>
Всё, что находится между for и do, называется заголовком цикла, после do – телом цикла. Переменная i зазывается параметром цикла и имеет порядковый тип (целые числа, логический тип, символы, перечислимый и диапазонный тип). Слова for, to и do – это служебные слова Pascal, которые использовать в своих программах для обозначения переменных нельзя. Индекс i, которым обозначаются номера действий в операторе цикла, изменяется от меньшего N1 к большему N2 (N1 ≤ N2). Первый номер N1 по значению не должен превышать второй N2, иначе цикл не запустится и ОПЕРАТОР ни разу не выполнится.
Важно помнить: ИЗМЕНЯТЬ ПАРАМЕТР ЦИКЛА i В ТЕЛЕ ЦИКЛА НЕЛЬЗЯ! – это вызовет ошибку.
Оператор цикла этого типа действует как:
– сначала индекс i приравнивается N1 – минимальному возможному значению;
– потом проверяется, не превышает ли i второго номера N2 (i ≤ N2). Если это условие выполняется, то идем на следующий пункт, иначе (то есть при i > N1) – выходим из цикла;
– выполняется ОПЕРАТОР в теле цикла;
– далее увеличивается i на 1, и повторяем со второго пункта (т.е. проверяем истинность условия i ≤ N2, выполняем оператор, увеличиваем i на 1, и т.д).
В роли начального значения N1 наиболее часто используют 1 или 0 (это зависит от задачи).
Приведем пример с вычислением упомянутой ранее суммой 1 + 2 + 3 + … + 1000 первых 1000 натуральных чисел. Поскольку нужно сложить числа от 1 до 1000 включительно, то было бы естественно изменять индекс i от 1 до 1000. Тогда на каждой итерации цикла (при каждом выполнении) искомую сумму, которую мы обозначим sum, будем увеличивать на i. Вот, что у нас получится.
Посчитать сумму первых 1000 натуральных чисел
Код Pascal
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | var i, sum: integer; begin sum := 0; //Начальное значение суммы for i := 1 to 1000 do sum := sum + i; //К сумме прибавляем i writeln(‘Результат: ‘, sum); readln end. |
После запуска программы вы должны увидеть результат: 500500. Что делает наша программа?
2 строка. Описываем переменные i (параметр цикла) и sum (конечная сумма) как целые;
5 строка. Начальному значению суммы sum присваиваем 0. Это называется инициализация начальной переменной;
6 строка. Числа будем складывать от 1 до 1000;
7 строка. На каждой последующей итерации цикла к сумме прибавляем i;
8 строка. После выхода из цикла (когда будет i = 1000) выводим конечный результат суммы.
Решим ещё одну простенькую задачку:
Напечатать ряд чисел 20 в виде: 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20.
Код Pascal
1 2 3 4 5 6 7 | var i: byte; begin for i := 1 to 10 do write(‘ ‘, 20); readln end. |
Мы видим, что количество выводимых чисел равно 10, поэтому запускаем цикл от 1 до 10, и выводим число 20 оператором вывода write(). Обратите внимание, что величина индекса изменяется лишь в пределах [1, 10], поэтому не имеет смысла использовать целый тип integer – достаточно обойтись типом byte (8 бит, или 1 байт). Особенность этого примера в том, что код программы не содержит переменной i в теле цикла (напоминаю, тело цикла – часть программы после do) – мы просто выводили несколько раз число 20. Бывает, когда параметр цикла используется в теле цикла, но во многих простеньких программах его использование лишнее.
А вот пример простой задачи, когда параметр цикла используется:
Напечатать “столбиком” все целые числа от 12 до 25.
Если промежуточное выводимое число обозначить n, то изменяя его с 12 по 25 включительно, выведем все числа. Только здесь нужно задействовать оператор вывода writeln – с переводом курсора на следующую строку.
Код Pascal
1 2 3 4 5 6 7 | var n: byte; begin for n := 12 to 25 do writeln(n); readln end. |
И ещё один пример:
Напечатать таблицу умножения на 7.
Код Pascal
1 2 3 4 5 6 7 8 | var i: byte; begin for i := 1 to 10 do writeln(‘7 × ‘, i, ‘ = ‘, 7 * i); readln end. |
Вместо “крестика” (знак умножения) можете использовать что-либо другое например, клавиатурные “звездочку” или букву “x”. После запуска программы у вас должно получится так:
7 × 1 = 7 7 × 2 = 14 7 × 3 = 21 7 × 4 = 28 7 × 5 = 35 7 × 6 = 42 7 × 7 = 49 7 × 8 = 56 7 × 9 = 63 7 × 10 = 70
Если вместо ОПЕРАТОРА в теле цикла необходимо выполнить несколько операторов, то их нужно заключить в операторные скобки BEGIN … END, и разделить между собой точкой с запятой (в конце последнего оператора, перед закрывающим end, точку с запятой ставить не обязательно). Образованая таким образом конструкция из нескольких операторов называется составным оператором:
for i := N1 to N2 do begin <ОПЕРАТОР 1>; <ОПЕРАТОР 2>; <ОПЕРАТОР 3>; ………… <ОПЕРАТОР k> end.
Операторы в составном операторе в цикла выполняются один за другим, после чего по возможности производится переход на следующую итерацию. Наведем примеры.
Рассчитать значения y для значений х, равных 4, 5, …, 28: y = 2t2 + 5.5t – 2, если t = x + 2.
Код Pascal
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | var x, t: integer; y: real; begin for x := 4 to 28 do begin t := x + 2; y := 2 * t * t + 5.5 * t – 2; writeln(‘ x = ‘, x:2, ‘, y = ‘, y) end; readln end. |
2, 3 строки. Описываем x, t как целые, а y – вещественную;
6 строка. Изменяем x в указаных в условии пределах [4, 28];
8 строка. Предварительно вычисляем t, используя значение x;
9 строка. Вычисляем y, подставляя найденное ранее t;
10 строка. Выводим значения x и y.
Синтаксис другого типа оператора цикла с параметром задается следующим образом:
for i := N1 downto N2 do <ОПЕРАТОР>
Отличие этого цикла от первого только в том, что значение индекса i не увеличивается, а уменьшается (на это указывает английское слово down, означающе “вниз”). Таким образом, начальное значение N1 параметра цикла i должно быть НЕ МЕНЬШЕ конечного N2 (N1 ≥ N2), ибо в противном случае цикл ни разу не выполнится.
Для примера решим такую задачу:
Вычислить сумму первых 1000000 членов гармонического ряда.
Гармоническим рядом в математике называют ряд, составленный из чисел, обратных к натуральным: 1 + 1/2 + 1/3 + … + 1/n + … . По условию нужно сложить первые 1000000 (один миллион) членов, только мы это сделаем в обратоном по отношению к указанному выше порядке: 1/1000000 + 1/999999 + … + 1/3 + 1/2 + 1.
Код Pascal
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | var i: integer; sum: real; begin sum := 0; //Начальное значение суммы for i := 1000000 downto 1 do sum := sum + 1/i; //К сумме прибавляем 1/i writeln(‘Результат: ‘, sum); readln end. |
А вот как эта задача решается с циклом первого типа, посмотрите на странице for 10-14. Только нужно иметь ввиду, что, хотя гармонический ряд и является расходимым – его частичные суммы стремятся к бесконечности при неограниченном возрастании членов) – но растет гармонический ряд очень медленно.
Вообще, в каждом отдельном случае нужно решать, какой цикл с параметром использовать лучше – с возрастающим или убывающим параметром. В разделе Задачника в группе “for” есть много примеров на тему цикла с параметром, например, Функции с использованием факториала. А пока на этом все, если есть вопросы или пожелания, пишите в комментариях.
Источник
При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.
Цикл for
Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).
В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for существует в двух формах:
for счетчик:=значение to конечное_значение do тело_цикла; for счетчик:=значение downto конечное_значение do тело_цикла;
Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.
Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.
var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); for i := 1 to n do write (‘(*) ‘); readln end.
Цикл while
Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.
Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.
var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); i := 1; while i <= n do begin write (‘(*) ‘); i := i + 1 end; readln end.
Цикл repeat
Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.
В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.
var i, n: integer; begin write (‘Количество знаков: ‘); readln (n); i := 1; repeat write (‘(*) ‘); i := i + 1 until i > n; readln end.
В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.
Источник