Что такое циклы преданий

Что такое циклы преданий thumbnail

В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о “справед­ливом царе”, предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

Древнейшие преданияпоявились в то время, когда сверхъес­тественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс “низ­ведением богов с неба на землю”). Предания повествуют о рас­селении славянских племен и об их родоначальниках, с имена­ми которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксиру­ется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убий­ство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитро­стях осажденных жителей (например, предание “О Белгородс­ком киселе” — см. в Хрестоматии). Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междоусобным войнам. Прославляются подвиги отдель­ных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмо­гой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печенежином (см. в Хрестоматии); подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.

Предания о справедливом царесвязаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с фео­дальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Вол­ги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестья­нина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в Цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составля­ют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митро­полит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличав­шем царя при его въезде во Псков: “Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!”).

Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношени­ях Петра I с представителями разных социальных групп и про­фессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; зас­тавляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит стро­ить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему “Петр I—мастер”. Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.

С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топо­нимические предания; к этим персонажам прикреплены ска­зочные сюжеты (“Гуси с Руси”, “Беспечальный монастырь”, “Горшеня”, “Грозный и вор”, “Петр I и солдат”).

Предания о предводителях народных движенийдополняли уто­пическую мечту народа о справедливом царе.

В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в кон­це XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические чер­ты былинных богатырей и окрашен народными представления­ми о “благородном разбойнике”. Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).

Предания о Степане Разине соединяли историческую досто­верность с фольклорным типом удалого разбойника, не случайно А. С. Пушкин назвал Разина “единственным поэтическим ли­цом в нашей истории”. Предания рассказывают о том, как Ра­зин стал атаманом, о его походе на Астрахань и казни астрахан­ского архиерея, о действиях разинцев, грабивших на Волге и на Дону купеческие и царские суда. Известны предания о том, что Разин помогал бедноте и наказывал жестоких помещиков. Вместе с тем Разин изображается как чародей, колдун: его не берут пули, он останавливает суда волшебной силой, плавает и летает на кошме — и проч. В преданиях о поражении восстания и кон­це жизни Разина существует несколько версий: он умер своей смертью; его выдала коварная женщина (жена, любовница); на­конец, Разин бессмертен (согласно одной версии — потому, что он великий грешник и его земля не брала; согласно другой — он явится как “возвращающийся избавитель”). Много преданий о кладах, заклятых Разиным.

Читайте также:  Что значит параметр цикла for должен описываться в заголовке цикла

Предания о Емельяне Пугачеве рисуют более реалистичес­кий образ, хотя и обнаруживается их связь с преданиями о Ра­зине (иногда даже утверждается, что Пугачев — это Разин, объя­вившийся в положенный срок). Предания создавались и рас­пространялись в местах восстания. Предания Поволжья выра­зили антикрепостнический пафос восстания. В них говорится не об изгнанном Петре III,а именно о Емельяне Пугачеве, ко­торый жестоко расправлялся с помещиками (“он тут ходил и душил господ’). Предания горнозаводских рабочих Урала пове­ствуют об участии того или иного завода в восстании: рабочие переходили на сторону пугачевцев, отливали для них пушки, делали снаряды; когда пугачевцы вынуждены были отступать — с ними уходило все население, а завод взрывали. Особенно много преданий яицких (уральских) казаков. В них выражено убежде­ние, что Пугачев — это Петр III. Казаки ждали от “законного царя” возвращения своих прежних порядков и передачи казачест­ву Яика со всеми угодьями. Предания окрашены социально-уто­пическими представлениями о “возвращающемся избавителе”.

Осенью 1833 г. в Поволжье и Оренбургском крае (станицах Татище­вой, Берде, Нижне-Озерной) народные рассказы о пугачевщине записы­вал А. С. Пушкин. В Берде ему показали “золотые палаты” Пугачева — избу, обитую медной латунью. Материалы экспедиции были использова­ны в “Истории Пугачева” и в “Капитанской дочке”.

Предания о разбойниках и кладахрассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типо­логический образ “благородного разбойника” (герой грабит бо­гатых и заступается за бедных) представал в многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом ис­пользовались общие сюжеты, воссоздающие типическую био­графию разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что имен­но побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.

Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифо­логией.

Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могуще­ственному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово “Кудеяр” означает буйного мятежника, волшебника, близко­го к темным силам (‘куд’ — злой дух, ‘яр’ — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — “разбойник”.

Источник

В
репертуаре русских преданий можно
выделить следующие основные
циклы: древнейшие предания, предания
о “справед­ливом
царе”, предания о предводителях
народных движений, предания
о разбойниках и кладах.

Древнейшие
предания
появились
в то время, когда сверхъес­тественные
персонажи родоплеменных мифов были
заменены обычными
людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот
процесс “низ­ведением богов с неба
на землю”). Предания повествуют о
рас­селении
славянских племен и об их родоначальниках,
с имена­ми
которых связывалось название самих
племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В
преданиях о первых русских князьях
фиксиру­ется
их близость к народу (перевозчики Кий,
Ольга; сын князя и
рабыни Владимир I).
Рассказывается о важных событиях их
жизни,
о смерти князей (смерть Олега от любимого
коня; убий­ство древлянами Игоря и
месть его жены Ольги). Сообщается о
построении
и укреплении первых русских городов
(Киева, Переяславля
и других); об обороне этих городов и
военных хитро­стях
осажденных жителей (например, предание
“О Белгородс­ком
киселе” — см. в Хрестоматии). Большое
количество преда­ний
посвящено борьбе Древней Руси с внешними
врагами, а также
междуусобным войнам. Прославляются
подвиги отдель­ных
людей, не покорившихся врагам — мужчин,
женщин и даже детей.
Это подвиг киевского отрока, жившего
в X
в., который пробрался
через лагерь печенегов к русскому
войску за подмо­гой;
поединок молодого силача Кожемяки с
громадным печене-жином
(см. в Хрестоматии); подвиг рязанцев в
XIII
в.: Евпатия Коловрата
и княгини Евпраксии — и другие.

Предания
о справедливом царе
связаны
с именами Ивана IV
(Грозного)
и Петра I.

Предания
об Иване Грозном отразили борьбу царя
с фео­дальной
верхушкой, боярами. Ряд преданий связан
с Казанским походом (в их числе и
фантастический сюжет о наказании
Вол­ги).
Иван Грозный становится кумом приютившего
его крестья­нина,
и даже известно предание об избрании
Ивана Грозного в цари
из
мужиков
(см.
в Хрестоматии). Особую группу составля­ют
предания новгородцев о разгроме
Новгорода в 1571 г. В них выражено
резко отрицательное отношение к царю
и опричнине

Читайте также:  Цикл природы и общества


Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев
в Волхове; о чуде,
заставившем Ивана Грозного раскаяться:
убитый митро­полит
Корнилий взял в руки свою отрубленную
голову и шел за царем
по пятам; о происхождении валдайских
колокольчиков из разбитого
вечевого колокола; о юродивом Миколке,
обличав­шем
царя при его въезде во Псков: “Ивашка,
Ивашка, ешь хлеб-
соль,
а не человечью кровь!”).

Предания
о Петре I
сформировались позднее, поэтому образ
царя в них более конкретен. Группа
сюжетов сохраняет память об
исторических фактах: русско-шведской
войне, строительстве Ладожского
канала (канавы),
строительстве
корабельных верфей. Самая
многочисленная группа преданий — о
взаимоотношени­ях
Петра I
с представителями разных социальных
групп и про­фессий.
Царь ест у бедной крестьянки мурзовку
(хлеб
в квасу); ценит
полезные советы солдата; крестит
солдатских детей; зас­тавляет
бояр работать в кузнице; псковским
монахам велит стро­ить
оборонительные укрепления — и проч.
Известны предания на
тему “Петр I—мастер”.
Царь учился за границей лить пушки,
строить
корабли; инкогнито работал на заводах
и верфях. Он перенимал
ремесло и у русских мастеровых. Вместе
с тем Петр I
так
и не смог сплести лаптя.

С
образами Ивана Грозного и Петра I
связаны многие топо­нимические
предания; к этим персонажам прикреплены
ска­зочные сюжеты (“Гуси с Руси”,
“Беспечальный монастырь”, “Горшеня”,
“Грозный и вор”, “Петр I
и солдат”).

Предания
о предводителях народных движений
дополняли
уто­пическую
мечту народа о справедливом
царе.

В
фольклоре самый ранний исторический
образ народного предводителя
— атаман сибирских казаков Ермак
Тимофеевич, победивший сибирского хана
Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался
одновременно с циклом об Иване Грозном
(в кон­це
XVI
— начале XVIII
в.). Образ Ермака впитал эпические чер­ты
былинных богатырей и окрашен народными
представления­ми
о “благородном разбойнике”. Основная
группа сюжетов о Ермаке
связана с его Сибирским походом (кто
был Ермак; цель похода;
с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель
Ермака).

Предания
о Степане Разине соединяли историческую
досто­верность
с фольклорным типом удалого
разбойника,
не
случайно А.
С. Пушкин назвал Разина “единственным
поэтическим ли­цом в нашей истории”.
Предания рассказывают о том, как Ра­зин
стал атаманом, о его походе на Астрахань
и казни астрахан­ского
архиерея, о действиях разинцев, грабивших
на Волге и на Дону
купеческие и царские суда. Известны
предания о том, что Разин
помогал бедноте и наказывал жестоких
помещиков. Вместе

с
тем Разин изображается как чародей,
колдун: его не берут пули,
он останавливает суда волшебной силой,
плавает и летает на
кошме — и проч. В преданиях о поражении
восстания и кон­це
жизни Разина существует несколько
версий: он умер своей смертью;
его выдала коварная женщина (жена,
любовница); на­конец,
Разин бессмертен (согласно одной версии
— потому, что он великий
грешник
и
его земля
не брала’,
согласно
другой — он явится
как “возвращающийся избавитель”).
Много преданий о кладах,
заклятых Разиным.

Предания
о Емельяне Пугачеве рисуют более
реалистичес­кий образ, хотя и
обнаруживается их связь с преданиями
о Ра­зине
(иногда даже утверждается, что Пугачев
— это Разин, объя­вившийся
в положенный срок). Предания создавались
и рас­пространялись
в местах восстания. Предания Поволжья
выра­зили
антикрепостнический пафос восстания.
В них говорится не
об изгнанном Петре III,
а именно о Емельяне Пугачеве, ко­торый
жестоко расправлялся с помещиками (“он
тут ходил и
душил
господ”).
Предания
горнозаводских рабочих Урала пове­ствуют
об участии того или иного завода в
восстании: рабочие переходили
на сторону пугачевцев, отливали для
них пушки, делали
снаряды; когда пугачевцы вынуждены
были отступать — с
ними уходило все население, а завод
взрывали. Особенно много преданий
яицких (уральских) казаков. В них выражено
убежде­ние,
что Пугачев — это Петр III.
Казаки ждали от “законного царя”
возвращения своих прежних порядков и
передачи казачест­ву
Яика со всеми угодьями. Предания окрашены
социально-уто­пическими
представлениями о “возвращающемся
избавителе”.

Осенью
1833 г. в Поволжье и Оренбургском крае
(станицах Татище­вой,
Берде, Нижне-Озерной) народные рассказы
о пугачевщине записы­вал
А. С. Пушкин. В Берде ему показали “золотые
палаты” Пугачева — избу,
обитую медной латунью. Материалы
экспедиции были использова­ны
в “Истории Пугачева” и в “Капитанской
дочке”.

Читайте также:  Солодка при нарушении менструального цикла

Предания
о разбойниках и кладах
рассказывались
повсюду в России,
так как повсеместно были известны
места, связанные с разбойниками, и
места, где они будто бы зарыли клады.
Типо­логический
образ “благородного разбойника”
(герой грабит бо­гатых
и заступается за бедных) представал во
многочисленных локальных
вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При
этом ис­пользовались
общие сюжеты, воссоздающие типическую
био-” график»
разбойника. В ней обязательно разъяснялось,
что имен­но
побудило героя сделаться разбойником;
изображалась чисто русская
картина речных разбоев, разбойная удаль
и ловкость. Трагический
конец судьбы разбойника обязателен.

Широко
распространены предания о разбойнике
Кудеяре, которые
отразили генетическую связь сюжетов
о кладах с мифо­логией.

Древний
пласт образа Кудеяра восходит к
таинственному и могуще­ственному
существу, хозяину земных недр и скрытых
в них ценностей. Само
слово “Кудеяр” означает буйного
мятежника, волшебника, близко­го
к темным силам (‘куд’ — злой дух, ‘яр’ —
пылкость, буйство). Отсюда
и появился поздний смысл образа —
“разбойник”.

Соседние файлы в папке Spasatelny_krug

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о “справедливом царе”, предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

Древнейшие преданияпоявились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми. Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу. Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей. Сообщается о построении и укреплении первых русских городов ; об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей.

Предания о справедливом царесвязаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом.Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю.

Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Известны предания на тему “Петр I—мастер”. Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.

С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты (“Гуси с Руси”, “Беспечальный монастырь”, “Горшеня”, “Грозный и вор”, “Петр I и солдат”).

Предания о предводителях народных движенийдополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.

В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном. Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о “благородном разбойнике”. Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом.

Предания о разбойниках и кладахрассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ “благородного разбойника” представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую биографию разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.

Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией.

Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово “Кудеяр” означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам. Отсюда и появился поздний смысл образа — “разбойник”.

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 16; Нарушение авторских прав

Источник