Что такое циклы преданий

В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о “справедливом царе”, предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.
Древнейшие преданияпоявились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс “низведением богов с неба на землю”). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убийство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей (например, предание “О Белгородском киселе” — см. в Хрестоматии). Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междоусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печенежином (см. в Хрестоматии); подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.
Предания о справедливом царесвязаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.
Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестьянина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в Цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: “Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!”).
Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит строить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему “Петр I—мастер”. Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.
С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты (“Гуси с Руси”, “Беспечальный монастырь”, “Горшеня”, “Грозный и вор”, “Петр I и солдат”).
Предания о предводителях народных движенийдополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.
В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о “благородном разбойнике”. Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).
Предания о Степане Разине соединяли историческую достоверность с фольклорным типом удалого разбойника, не случайно А. С. Пушкин назвал Разина “единственным поэтическим лицом в нашей истории”. Предания рассказывают о том, как Разин стал атаманом, о его походе на Астрахань и казни астраханского архиерея, о действиях разинцев, грабивших на Волге и на Дону купеческие и царские суда. Известны предания о том, что Разин помогал бедноте и наказывал жестоких помещиков. Вместе с тем Разин изображается как чародей, колдун: его не берут пули, он останавливает суда волшебной силой, плавает и летает на кошме — и проч. В преданиях о поражении восстания и конце жизни Разина существует несколько версий: он умер своей смертью; его выдала коварная женщина (жена, любовница); наконец, Разин бессмертен (согласно одной версии — потому, что он великий грешник и его земля не брала; согласно другой — он явится как “возвращающийся избавитель”). Много преданий о кладах, заклятых Разиным.
Предания о Емельяне Пугачеве рисуют более реалистический образ, хотя и обнаруживается их связь с преданиями о Разине (иногда даже утверждается, что Пугачев — это Разин, объявившийся в положенный срок). Предания создавались и распространялись в местах восстания. Предания Поволжья выразили антикрепостнический пафос восстания. В них говорится не об изгнанном Петре III,а именно о Емельяне Пугачеве, который жестоко расправлялся с помещиками (“он тут ходил и душил господ’). Предания горнозаводских рабочих Урала повествуют об участии того или иного завода в восстании: рабочие переходили на сторону пугачевцев, отливали для них пушки, делали снаряды; когда пугачевцы вынуждены были отступать — с ними уходило все население, а завод взрывали. Особенно много преданий яицких (уральских) казаков. В них выражено убеждение, что Пугачев — это Петр III. Казаки ждали от “законного царя” возвращения своих прежних порядков и передачи казачеству Яика со всеми угодьями. Предания окрашены социально-утопическими представлениями о “возвращающемся избавителе”.
Осенью 1833 г. в Поволжье и Оренбургском крае (станицах Татищевой, Берде, Нижне-Озерной) народные рассказы о пугачевщине записывал А. С. Пушкин. В Берде ему показали “золотые палаты” Пугачева — избу, обитую медной латунью. Материалы экспедиции были использованы в “Истории Пугачева” и в “Капитанской дочке”.
Предания о разбойниках и кладахрассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ “благородного разбойника” (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал в многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую биографию разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.
Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией.
Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово “Кудеяр” означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам (‘куд’ — злой дух, ‘яр’ — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — “разбойник”.
Источник
В
репертуаре русских преданий можно
выделить следующие основные
циклы: древнейшие предания, предания
о “справедливом
царе”, предания о предводителях
народных движений, предания
о разбойниках и кладах.
Древнейшие
предания появились
в то время, когда сверхъестественные
персонажи родоплеменных мифов были
заменены обычными
людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот
процесс “низведением богов с неба
на землю”). Предания повествуют о
расселении
славянских племен и об их родоначальниках,
с именами
которых связывалось название самих
племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В
преданиях о первых русских князьях
фиксируется
их близость к народу (перевозчики Кий,
Ольга; сын князя и
рабыни Владимир I).
Рассказывается о важных событиях их
жизни,
о смерти князей (смерть Олега от любимого
коня; убийство древлянами Игоря и
месть его жены Ольги). Сообщается о
построении
и укреплении первых русских городов
(Киева, Переяславля
и других); об обороне этих городов и
военных хитростях
осажденных жителей (например, предание
“О Белгородском
киселе” — см. в Хрестоматии). Большое
количество преданий
посвящено борьбе Древней Руси с внешними
врагами, а также
междуусобным войнам. Прославляются
подвиги отдельных
людей, не покорившихся врагам — мужчин,
женщин и даже детей.
Это подвиг киевского отрока, жившего
в X
в., который пробрался
через лагерь печенегов к русскому
войску за подмогой;
поединок молодого силача Кожемяки с
громадным печене-жином
(см. в Хрестоматии); подвиг рязанцев в
XIII
в.: Евпатия Коловрата
и княгини Евпраксии — и другие.
Предания
о справедливом царе связаны
с именами Ивана IV
(Грозного)
и Петра I.
Предания
об Иване Грозном отразили борьбу царя
с феодальной
верхушкой, боярами. Ряд преданий связан
с Казанским походом (в их числе и
фантастический сюжет о наказании
Волги).
Иван Грозный становится кумом приютившего
его крестьянина,
и даже известно предание об избрании
Ивана Грозного в цари
из
мужиков (см.
в Хрестоматии). Особую группу составляют
предания новгородцев о разгроме
Новгорода в 1571 г. В них выражено
резко отрицательное отношение к царю
и опричнине
(о
Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев
в Волхове; о чуде,
заставившем Ивана Грозного раскаяться:
убитый митрополит
Корнилий взял в руки свою отрубленную
голову и шел за царем
по пятам; о происхождении валдайских
колокольчиков из разбитого
вечевого колокола; о юродивом Миколке,
обличавшем
царя при его въезде во Псков: “Ивашка,
Ивашка, ешь хлеб-соль,
а не человечью кровь!”).
Предания
о Петре I
сформировались позднее, поэтому образ
царя в них более конкретен. Группа
сюжетов сохраняет память об
исторических фактах: русско-шведской
войне, строительстве Ладожского
канала (канавы),
строительстве
корабельных верфей. Самая
многочисленная группа преданий — о
взаимоотношениях
Петра I
с представителями разных социальных
групп и профессий.
Царь ест у бедной крестьянки мурзовку
(хлеб
в квасу); ценит
полезные советы солдата; крестит
солдатских детей; заставляет
бояр работать в кузнице; псковским
монахам велит строить
оборонительные укрепления — и проч.
Известны предания на
тему “Петр I—мастер”.
Царь учился за границей лить пушки,
строить
корабли; инкогнито работал на заводах
и верфях. Он перенимал
ремесло и у русских мастеровых. Вместе
с тем Петр I
так
и не смог сплести лаптя.
С
образами Ивана Грозного и Петра I
связаны многие топонимические
предания; к этим персонажам прикреплены
сказочные сюжеты (“Гуси с Руси”,
“Беспечальный монастырь”, “Горшеня”,
“Грозный и вор”, “Петр I
и солдат”).
Предания
о предводителях народных движений
дополняли
утопическую
мечту народа о справедливом
царе.
В
фольклоре самый ранний исторический
образ народного предводителя
— атаман сибирских казаков Ермак
Тимофеевич, победивший сибирского хана
Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался
одновременно с циклом об Иване Грозном
(в конце
XVI
— начале XVIII
в.). Образ Ермака впитал эпические черты
былинных богатырей и окрашен народными
представлениями
о “благородном разбойнике”. Основная
группа сюжетов о Ермаке
связана с его Сибирским походом (кто
был Ермак; цель похода;
с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель
Ермака).
Предания
о Степане Разине соединяли историческую
достоверность
с фольклорным типом удалого
разбойника, не
случайно А.
С. Пушкин назвал Разина “единственным
поэтическим лицом в нашей истории”.
Предания рассказывают о том, как Разин
стал атаманом, о его походе на Астрахань
и казни астраханского
архиерея, о действиях разинцев, грабивших
на Волге и на Дону
купеческие и царские суда. Известны
предания о том, что Разин
помогал бедноте и наказывал жестоких
помещиков. Вместе
с
тем Разин изображается как чародей,
колдун: его не берут пули,
он останавливает суда волшебной силой,
плавает и летает на
кошме — и проч. В преданиях о поражении
восстания и конце
жизни Разина существует несколько
версий: он умер своей смертью;
его выдала коварная женщина (жена,
любовница); наконец,
Разин бессмертен (согласно одной версии
— потому, что он великий
грешник и
его земля
не брала’, согласно
другой — он явится
как “возвращающийся избавитель”).
Много преданий о кладах,
заклятых Разиным.
Предания
о Емельяне Пугачеве рисуют более
реалистический образ, хотя и
обнаруживается их связь с преданиями
о Разине
(иногда даже утверждается, что Пугачев
— это Разин, объявившийся
в положенный срок). Предания создавались
и распространялись
в местах восстания. Предания Поволжья
выразили
антикрепостнический пафос восстания.
В них говорится не
об изгнанном Петре III,
а именно о Емельяне Пугачеве, который
жестоко расправлялся с помещиками (“он
тут ходил и душил
господ”). Предания
горнозаводских рабочих Урала повествуют
об участии того или иного завода в
восстании: рабочие переходили
на сторону пугачевцев, отливали для
них пушки, делали
снаряды; когда пугачевцы вынуждены
были отступать — с
ними уходило все население, а завод
взрывали. Особенно много преданий
яицких (уральских) казаков. В них выражено
убеждение,
что Пугачев — это Петр III.
Казаки ждали от “законного царя”
возвращения своих прежних порядков и
передачи казачеству
Яика со всеми угодьями. Предания окрашены
социально-утопическими
представлениями о “возвращающемся
избавителе”.
Осенью
1833 г. в Поволжье и Оренбургском крае
(станицах Татищевой,
Берде, Нижне-Озерной) народные рассказы
о пугачевщине записывал
А. С. Пушкин. В Берде ему показали “золотые
палаты” Пугачева — избу,
обитую медной латунью. Материалы
экспедиции были использованы
в “Истории Пугачева” и в “Капитанской
дочке”.
Предания
о разбойниках и кладах рассказывались
повсюду в России,
так как повсеместно были известны
места, связанные с разбойниками, и
места, где они будто бы зарыли клады.
Типологический
образ “благородного разбойника”
(герой грабит богатых
и заступается за бедных) представал во
многочисленных локальных
вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При
этом использовались
общие сюжеты, воссоздающие типическую
био-” график»
разбойника. В ней обязательно разъяснялось,
что именно
побудило героя сделаться разбойником;
изображалась чисто русская
картина речных разбоев, разбойная удаль
и ловкость. Трагический
конец судьбы разбойника обязателен.
Широко
распространены предания о разбойнике
Кудеяре, которые
отразили генетическую связь сюжетов
о кладах с мифологией.
Древний
пласт образа Кудеяра восходит к
таинственному и могущественному
существу, хозяину земных недр и скрытых
в них ценностей. Само
слово “Кудеяр” означает буйного
мятежника, волшебника, близкого
к темным силам (‘куд’ — злой дух, ‘яр’ —
пылкость, буйство). Отсюда
и появился поздний смысл образа —
“разбойник”.
Соседние файлы в папке Spasatelny_krug
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о “справедливом царе”, предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.
Древнейшие преданияпоявились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми. Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу. Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей. Сообщается о построении и укреплении первых русских городов ; об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей.
Предания о справедливом царесвязаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.
Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом.Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю.
Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Известны предания на тему “Петр I—мастер”. Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.
С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты (“Гуси с Руси”, “Беспечальный монастырь”, “Горшеня”, “Грозный и вор”, “Петр I и солдат”).
Предания о предводителях народных движенийдополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.
В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном. Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о “благородном разбойнике”. Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом.
Предания о разбойниках и кладахрассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ “благородного разбойника” представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую биографию разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.
Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией.
Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово “Кудеяр” означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам. Отсюда и появился поздний смысл образа — “разбойник”.
Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 16; Нарушение авторских прав
Источник