Что такое цикл с параметрами

Цикл с параметром был уже рассмотрен нами в разделе “Алгоритм” в теме “Виды алгоритмов”.
Цикл с параметром используется, когда заранее известно сколько раз должен выполниться цикл.
Формат записи цикла:
For <пар.цикла> := <нач.знач> to <кон.знач.> do <оператор>
Здесь for, to, do – зарезервированные слова (для, до, выполнить);
<пар. цикла> – параметр цикла – переменная целочисленного типа (типа integer);
<нач. знач.> – начальное значение – число или переменная целочисленного типа (типа integer);
<кон. знач.> – конечное значение – число или переменная целочисленного типа (типа integer);
<оператор> – произвольный оператор Паскаля.
Пример: For i:=1 to n do <оператор>
здесь i – параметр цикла
1 – начальное значение
n – конечное значение
Если в теле цикла используется несколько операторов, тогда, используются операторные скобки: begin … end.
При выполнении оператора for вначале вычисляется выражение <нач .знач.> и осуществляется присваивание его значения переменной цикла <пар .цикла> := <нач. знач.>. Далее сравниваются <пар .цикла> и <кон.знач.>. До тех пор, пока они не станут равными будет выполняться оператор (операторы). Значение переменной цикла <нач.знач> автоматически увеличивается на единицу в ходе выполнения цикла. Надо сразу заметить, что задать шаг цикла, отличный от 1 в этом операторе нельзя.
Пример:
Возможны такие записи оператора цикла:
1) for i:= 1 to n do s1;
2) for i:= 3 to 10 do s1;
3) for i := a to b do s1;
4) for i := a to b do
begin
s1;
s2;
…
sn
end;
Здесь s1, s2, s3, … sn – операторы цикла.
Пример:
Составить программу вывода на экран чисел от 1 до 10.
Блок-схема: | Программный код: Program Problem; {Вывод чисел} var i : integer; begin for i:=1 to 10 do writeln (i); redaln; end. |
Пример:
Составить программу вычисления факториала числа n, т. е. n!. (0! = 1)
Блок-схема: | Программный код: Program Problem1; {Вычисление факториала числа n!} var n, f, i : integer; begin write(‘Введите натуральное число’); readln(n); f := 1; if n <> 0 then for i := 1 to n do f := f*i; writeln (‘Факториал числа ‘, n, ‘ равен ‘, f); redaln; end. |
Объяснение программы:
Переменная n – для вводимого пользователем числа, факториал которого надо найти; f – переменная, в которой будет “накапливаться” значение факториала числа n; i – переменная цикла.
Устанавливается первоначальное значение переменной f := 1.
Далее начинается цикл. Переменной i присваивается начальное значение 1; оно сравнивается с конечным – n (1 <= n), если условие истинно, тогда выполняется оператор (в этой программе он один): f := f*i, 1*1=1; значение переменной цикла увеличивается на 1, т. е. станет равным: i := i + 1, 1 + 1 = 2 и цикл повторяется.
Когда значение i станет равным n, тогда цикл выполнится последний раз, потому что следующее значение i будет n + 1, что больше конечного значения n, условие i <= n – ложно, цикл не выполняется.
Существует другая форма оператора цикла For:
Формат записи цикла:
For <пар.цикла> := <нач.знач> downto <кон.знач.> do <оператор>
Замена зарезервированного слова to на downto означает, что шаг параметра цикла равен (-1).
Изменение значения параметра идет от большего значения к меньшему, т. е. <нач. знач.> <кон. знач.>.
Пример:
Возможны такие записи оператора цикла:
1) for i:= n downto 1 do s1;
2) for i:= 10 downto 3 do s1;
3) for i := b downto a do s1; (при условии, что b>a)
4) for i := b downto a do
begin
s1;
s2;
…
sn
end; (при условии, что b>a)
Здесь s1, s2, s3, … sn – операторы цикла.
Пример: Программу вычисления факториала числа можно составить, используя этот оператор цикла.
Блок-схема | Программный код: var n, i, f : longint; begin write(“Введите натуральное число “); readln(n); f := 1; if n <> 0 then for i := n downto 1 do f := f*i; writeln(“Факториал числа “, n, ” равен “, f); end. |
Задачи
- Даны 10 чисел, вывести те из них, которые являются полными квадратами. Составить блок-схему и программу.
- Даны 10 чисел, найти их произведение. Составить блок-схему и программу.
- Даны 10 чисел, найти сумму четных. Составить блок-схему и программу.
- Даны 10 чисел, найти количество отрицательных. Составить блок-схему и программу.
- Даны n действительных чисел. Найти максимум и минимум. Составить блок-схему и программу.
- Даны n действительных чисел. Найти среднее арифметическое всех элементов. Составить блок-схему и программу.
- Даны n действительных чисел. Найти среднее арифметическое отрицательных и положительных элементов. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Найти сумму и произведение элементов, кратных 3 и 5. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вывести те числа, значения которых являются степенями двойки (1, 2, 4, 8, 16, …). Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вывести те числа, значения которых находятся в отрезке [a, b]. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вывести на экран те числа, значения которых являются квадратами какого-либо числа.Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Найти n2. Составить блок-схему и программу.
- Даны натуральные числа a, n. Найти an. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Определить его разрядность, цифру старшего разряда числа увеличить на 2
- Дано натуральное число n. Поменять местами первую и последнюю цифры числа
- Дано натуральное число n. Цифры числа, кратные 2 заменить на 0.
- Дано натуральное число n. Цифры числа, кратные 3 заменить на 1.
- Дано натуральное число n. Вычислить произведение (2n-1)*(3n-1)*(4n-1)*…*(10n-1). Составить блок-схему и программу.
- Вычислить сумму 2+4+6+…+100. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n, действительное x. Вычислить произведение x+x/2+x/3+…+x/n. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Вычислить P=(1-1/2)(1-1/3)…(1-1/n), где n>2. Составить блок-схему и программу.
- Дано натуральное число n. Вычислить P=(1+x)/n+(2+x)/(n-1)+…+(n+x)/1. Составить блок-схему и программу.
- Даны n натуральных чисел. Вычислить сумму ряда 1+x/1!+x2/2!+x3/3!+ …+xn/n!. Составить блок-схему и программу.
Наверх
Источник
Особенное место в Turbo Pascal занимают циклы. Их начинают изучать сразу же после отработки навыков ввода-вывода информации на экран. Ведь большинство задач сводится к тому, что циклы с параметром и другие конструкции помогают облегчить написание и функционирование определенного блока программы.
Разновидности циклов
Всего различают три разновидности:
- с параметром,
- с предусловием,
- с постусловием.
Циклы с параметром, иначе их называют For … to … do или For … downto …. do, многократно повторяют определенную последовательность действий. В принципе, и другие разновидности используются с этой же целью, только в for-цикле заранее известно количество шагов.
В двух других конструкциях (While и Repeat) количество итераций изначально неизвестно. Поэтому при изучении задания уже необходимо понимать, какой цикл будет использован.
Основные определения по теме
Циклы с параметрами – многократно повторяющиеся итерации. Счетчик – основной показатель, с помощью которого выполняется заданная конструкция. Границы промежутка показывают, в каких пределах будут выполняться те или иные итерации. Кстати, совершенно не обязательно, чтобы начальное значение было равно 1. Пользователь самостоятельно задает обе границы промежутка. Тело цикла – набор команд, для которых уже определено количество повторений.
Понятие «циклы с параметрами» означает, что в данной конструкции проверяется условие, после чего выполняется набор итераций. Счетчик увеличивается (или уменьшается), и все повторяется. Тело цикла будет задействовано до тех пор, пока условие истинно.
For … to … do: алгоритм работы, синтаксис
Как уже было сказано, циклы с параметром используются в задачах, в которых указан «промежуток», в котором предстоит работать. Так, это может быть массив чисел, дней недели, строк стихотворения и т. д.
Выделяют 2 вида конструкции: на увеличение счетчика и на его уменьшение. Первая конструкция будет прописана следующим образом:
for исх.переменная := граница 1 to граница 2 do
begin
тело цикла;
end;
Здесь: исх. переменная объявляется пользователем в начале программы или блока; граница 1 и граница 2 – начальное и конечное значение промежутка; в теле цикла прописывается ряд действий, которые должны выполняться программой. Необходимо помнить, что если тело цикла содержит всего 1 команду, тогда операторные скобки begin…end можно опустить. В таком варианте конструкции счетчик, а именно <исх.переменная>, будет увеличиваться с шагом, равным 1.
for исх.переменная := граница 1 downto граница 2 do
begin
тело цикла;
end;
Здесь же исх. переменная будет уменьшаться с шагом, равным 1.
Схема работы цикла с параметром For … to … do будет выглядеть следующим образом:
- Задается значение верхней границы промежутка, т. е. граница 2.
- Исх.переменной присваивается значение параметра граница 1.
- Проходит проверка условия: исх.переменная ≤ граница 2.
- При получении результата True (Истина) выполняется тело цикла.
- Счетчик увеличивается на шаг, равный 1.
- Выполнение пунктов 3-5 происходит ровно до того момента, пока условие истинно: исх.переменная > граница 2. Как только это произошло, происходит выход из цикла и управление передается команде, следующей за данной конструкцией.
В For … downto … do алгоритм работы схож с вышеуказанным, за исключением некоторых пунктов:
- В 3-м пункте проверяется условие: исх.переменная ≥ граница 2.
- В 5-й строчке алгоритма счетчик уменьшается на 1.
- В 6-м пункте команды 3-5 будут выполняться до тех пор, пока не будет удовлетворено условие: исх.переменная < граница 2.
Все остальное аналогично в обоих алгоритмах работы.
Блок-схема цикла с параметром
Циклы с параметром имеют следующий вид блок-схемы (хотя выше она уже была представлена). Здесь же показана упрощенная организация конструкции.
Основные требования к циклу с параметром
Циклы с параметрами требуют определенного рода условий.
- Счетчик и границы промежутка (т. е. исх.переменная, граница 1 и граница 2) должны принадлежать одному типу данных. Если имеется лишь совместимость между начальным и конечным значениями отрезка и исходной переменной, то программа может повести себя неправильно, поскольку границы будут преобразованы по типу данных исходного параметра.
- Тип данных, которому должны принадлежать значения параметров, должен быть целочисленным. Крайне не рекомендуется использовать вещественный тип.
- Изменять значение параметра исх.переменная в теле цикла принудительно нежелательно. Иначе пользователь с трудом сможет отследить возможные появившиеся ошибки.
- В отличие от других видов циклов, в For … to … do или For … downto … do шаг не может меняться на параметр, отличный от 1.
Turbo Pascal: как выйти из цикла
Нередко встречаются задачи, в которых происходит зацикливание, т. е. проверяемое условие всегда истинно. Процедура Break помогает выйти из циклов с предусловием, постусловием, параметром. Т. е. их работа прекращается досрочно.
Циклы с параметром в паскале (программирование которых предполагает «извечную» истинность условия) можно остановить с помощью Continue. Здесь работа налажена следующим образом: текущая итерация досрочно заканчивает свое выполнение, управление передается следующей команде, но без выхода из цикла.
Процедура Exit необходима для того, чтобы завершить работу того или иного блока в программном коде. Ее вызывают внутри процедуры (функции) и в тот же момент, исполнение этого «куска» немедленно прекращается. Если же Exit находится в основном блоке программы, тогда она завершает свою работу.
Процедура Halt сводит принцип функционирования к следующему: полностью оканчивается работа программы.
Примеры заданий с решением
Пользователю будет полезно после изучения темы «Циклы с параметром в паскале» примеры сначала изучить, а затем тренироваться писать код самостоятельно. Простые задачи помогают будущему программисту узнавать теорию в практике, а затем успешно ее применять. По теме «Циклы с параметром» примеры задач с решением можно найти легкие и сложные. Здесь представлены 3 задачи, в которых разбираются алгоритмы работы и даются пояснения и комментарии к каждому решению.
Задача 1
Дан двумерный массив натуральных чисел в диапазоне [0..199], выбранных случайно. Найти количество всех двузначных чисел, сумма цифр которых кратна 2.
Алгоритм действий:
- Создать двумерный массив.
- Проверить каждое число на соответствие условиям:
a) если 9 < Х < 100, то разделить его нацело на 10 посредством div;
b) выделить вторую цифру числа посредством деления через mod;
c) сложить выделенные цифры;
d) поделить посредством mod заданную сумму на 2;
e) если результат будет равен 0, то счетчик увеличивается на 1.
Задача 2
Дан одномерный массив целочисленных элементов. Найти количество положительных чисел.
Алгоритм действий:
- Создать массив целочисленных элементов, созданных посредством randomize.
- В цикл с параметром вложить условный оператор IF, который будет проверять заданный элемент на соответствие условию: Х>0.
- Если условие выполняется, то счетчик увеличивается на 1.
- После цикла следует вывести на экран получившееся значение счетчика.
Данные, указанные в скобках {}, являются комментариями. В строке 11 можно вывести массив на экран двумя способами: оставить пробел между числами либо отвести под каждый элемент определенное количество ячеек (в данном случае их 5).
В строке 12 переменную counter можно увеличить также двумя способами: либо к предыдущему значению прибавить 1, либо воспользоваться стандартной функцией Inc.
Задача 3
Дана квадратная матрица. Найти количество положительных элементов, находящихся на главной диагонали.
Пояснения:
В массиве чисел главная диагональ тянется из верхнего левого угла в правый нижний. Особенностью ее является тот факт, что индексы строки и столбца совпадают. Поэтому достаточно организовать 1 цикл для перехода по строкам без перебора остальных элементов.
Алгоритм действий:
- Создать квадратную матрицу.
- Присвоить переменной, ответственной за подсчет положительных элементов, значение «0».
- Составить цикл по созданию квадратной матрицы.
- Организовать цикл по проверке условия: если число на главной диагонали >0, тогда счетчик увеличивается на 1.
- После окончания действия цикла на экран вывести значение переменной, хранящей количество положительных элементов.
Противостояние двух языков программирования: С и Turbo Pascal
Как правило, уважающий себя программист знает несколько языков. К примеру, это могут быть С++, Turbo Pascal, Delphi, Java и т. д. Противостояние двух из них было ярко выражено еще в 80-е гг. (С и турбо паскаль). В конце ХХ века такая же борьба наблюдалась между Си++ и Java.
В виртуальном пространстве среди трех десятков языков программирования можно выделить три самые яркие пары, противостояние которых поражало величайшие умы киберпространства: алгол-60 и фортран, Pascal и C, Java и С++. Конечно, эти ощущения субъективные, но в тот или иной период один из пары был лидером. Это объяснялось требованиями промышленности и необходимости в том или ином программном продукте. В 70-х гг. «управлял миром» фортран, в 80-х – Turbo Pascal, в 90-х – С++. Конечно, ни один из них не «умер». Скорее, они преобразовались в усовершенствованные программные продукты.
При изучении языков программирования можно заметить, что в некоторых темах синтаксис схож. Так, циклы с параметром в C аналогичны подобным конструкциям в Pascal, за исключением некоторых моментов.
Интересно, что разработчики Turbo Pascal (Старый Свет) пользовались результатами наработок американских ученых, в то время как в Новом Свете активно применяли итоги исследований европейских специалистов. В Европе разработчики ратуют в большей степени за чистоту и компактность языков программирования, а американские умы склоняются больше к использованию новомодных веяний в написании кода.
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели! Вот мы с вами и подошли к изучению циклов. Циклы в Паскаль. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего они нужны? Именно на эти вопросы я сегодня и отвечу.
Если вы читали этот урок, то знаете, что существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.
Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла – это набор повторяющихся операторов, а условие – это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.
Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.
Задача 1. Вывести все числа от 1 до числа, введенного с клавиатуры.
While, или цикл с предусловием
Как вы, наверное, уже поняли из названия, while – это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие true; как только условие становится false, выполнение цикла прекращается.
While имеет формат:
while < условие> do <оператор 1>; {Пока … делай ….}
Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки – begin и end;.
Решение задачи.
program example_while; var i, N: integer; { объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } while i <= N do {Как только i станет больше N, цикл прекратится (можно было бы написать просто <, но пришлось бы добавлять 1 к N) } begin {Открываем операторные скобки} write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} end; { закрываем скобки } end.
Repeat, или цикл с постусловием
Repeat – полная противоположность while. Repeat – это цикл, в котором условие стоит после тела. Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия false; как только логическое выражение становится true, выполнение цикла прекращается.
Repeat имеет формат:
repeat { повторяй … }
<оператор 1>;
< оператор 2>;
…
until {до…} <условие>
Begin и end не требуются.
Решение задачи.
program example_repeat; var i, N: integer;{ объявляем переменные } begin i := 1; { Присваиваем i значение 1 } readln(N); { Считываем последнее число } repeat {после repeat не требуется begin и end } write(i, ‘ ‘); {Выводим i} Inc(i); {увеличиваем i на один.} until i = N + 1; {Например, i = 11, а N = 10. Цикл прекратится, так условие стало true.} end.
For, или цикл с параметром
For – это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз.
Существует две формы записи этого цикла:
Первая форма
for <счетчик1> := <значение1> to <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик1> будет увеличиваться на 1.
<значение1> – это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик1> станет больше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.
И <счетчик1>, и <конечное_значение>, и <значение1> – переменные целого типа.
Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.
Вторая форма
for <счетчик2> := <значение2> downto <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик2> будет уменьшатся на 1.
<значение2> – это начальное значение счетчика.
<конечное_значение> : как только значение <счетчик2> станет меньше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Два важных примечания:
- Цикл повторяется, пока значение значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
- Изменять значение счетчика внутри тела нельзя! Вот что выводит компилятор:
Решение задачи:
program example_for; var i, N: integer; begin read(N); {предположим, что мы ввели 10} for i := 1 to N do write(i, ‘ ‘); {количество итераций – 10 – 1 + 1 = 10} end.
Согласитесь, данный код проще и лаконичнее, чем все предыдущие. И цикл for – не совсем обычный цикл, в нем нет логического условия. Поэтому цикл с параметром в программировании называют синтаксическим сахаром. Синтаксический сахар – это дополнения синтаксиса языка программирования, которые не добавляют новых возможностей, а делают использование языка более удобным для человека.
Давайте решим пару задач.
For1. Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.
Организовываем простой цикл от 1 до требуемого числа.
program for1; var K, N, i: integer; begin read(K, N); for i := 1 to N do write(K, ‘ ‘); {Пишем К через пробел } end.
For2. Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.
Так как A < B, то цикл должен будет выводить все числа от А до B. Чтобы сосчитать количество чисел, используем формулу: <конечное_значение> – <начальное_значение> + 1.
program for2; var A, B, i, count: integer; begin read(A, B); for i := A to B do write(i, ‘ ‘); {выписываем числа от меньшего к большему} count := B – A + 1; {считаем количество чисел} writeln; write( ‘Количество чисел – ‘, count); end.
For9. Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.
Организовываем такой же цикл, как и в предыдущей задаче, но одновременно суммируем квадраты всех чисел. Чтобы высчитать квадрат, используем функцию Sqr.
program for9; var A, B, i, S: integer; begin read(A, B); S := 0; {PascalABC делает это автоматически, но если у вас другой компилятор советуем обнулять переменные вручную} for i := A to B do S := S + Sqr(i); {складываем все квадраты} writeln; write( ‘Сумма квадратов – ‘, S); end.
For13°. Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 – 1.2 + 1.3 – … (N слагаемых, знаки чередуются). Условный оператор не использовать.
Для того, чтобы поменять знак, каждую итерацию цикла меняем значение специальной переменной на противоположное.
program for13; var N, A, i: integer; S: real; begin Write(‘N = ‘); readln(N); S := 1.1; A := 1; {Сначала положительное} for i := 2 to N do {первую итерацию цикла мы уже произвели, поэтому начинаем отсчет с 2} begin A := -A; {Теперь отрицательное} S := S + A * (1 + i / 10); {Складываем} end; Writeln(S:5:1); {Отдадим под дробную часть одно знакоместо} end.
While1°. Даны положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти длину незанятой части отрезка A.
Каждый раз вычитаем B из А, пока А – В >= 0.
program while1; var A, B: integer; begin readln(A, B); while (A – B) >= 0 do A := A – B; {Пока разница положительная, вычитаем. Необходимо предусмотреть вариант с кратностью А и B, поэтому >=} write(A); end.
While4°. Дано целое число N (> 0). Если оно является степенью числа 3, то вывести True, если не является – вывести False.
Действуем следующим образом: пока N делится нацело на три, делим N нацело. Затем, если N = 1 – число является степенью тройки; если N <> 1, тогда число – не степень тройки. Для того чтобы решить эту задачу, требуется знать, что такое div и mod, и как работают логические выражения.
program while4; var N: integer; begin readln(N); while N mod 3 = 0 do N := N div 3; {Пока остаток от деления на три равен нулю, делим N нацело } writeln(N = 1); {логическое выражение} end.
На сегодня все! Не забывайте почаще заходить на наш сайт и кликать по кнопочкам, которые расположены перед комментариями.
Источник