Былины киевского цикла об алеше поповиче


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Об Алеше Поповиче существует три былины: «Алеша Попович и Тугарин», «Алеша и сестра Збродовичей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович».
И Алешу Поповича, и Тугарина ученые признают образами, имеющими исторические прототипы. Исторический прототип Алешу – Александр Попович, однако летописи связали его с событиями, когда один из воинов убил половецкого Тугор-кана. Так, в образы совмещены черты богатыря, убившего Тугор-кана, и богатыря Александра Поповича, погибшего в битве на реке Калке в 1224 году.
Образ Тугарина несет в себе черты мифического существа: он изображается иногда как чудовище, змей, у него обычно бумажные крылья. Алеша побеждает его или при помощи «небесной силы», или потому что дождь замочил бумажные крылья, и Тугарин пал на землю, или хитростью, сказав Тугарину, что позади него войско, тот обернулся и Алеша его убил.
Алеша, в отличие от Добрыни Никитича и Ильи Муромца, в борьбе с врагами пользуется не столько силой, сколько хитростью.
Образы былинных богатырей в некоторой мере индивидуализирован, набор качеств богатырей приблизительно одинаков, но соотношение качеств разное. Прямые характеристики героев редки и кратки, важное место занимает диалог. В былинах присутствует изображение внутреннего мира героев – связь личных чувств с событиями, происходящими в произведении. Важный прием в изображении героев – гиперболизация, гиперболическая идеализация. Огромны рост и сила богатырей, расстояние, которые они преодолевают, огромны и враги, которых богатыри побеждают. Гипербола подчеркивает силу и смелость богатырей. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен, прежде всего, противопоставляются образы богатыря и врага: Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина.
Несмотря на то, что Алеша в первую очередь богатырь, у него есть и отрицательные черты: нечестность, нарушение договора побратимства, но Алеша в первую очередь богатырь.
Билет 16. Цикл былин о Добрыне Никитиче. Принципы создания образа богатыря в былинах. (Добрыня и змей, Добрыня и Маринка).
Облик былинного богатыря Добрыни наиболее точно раскрывается в былинах воинского («Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Казимирович») и новеллистического характера («Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Добрыня Никитич и Маринка»).
В былине о Добрыне и Змее говорится о том, как богатырь купался в реке, внезапно появляется змей – враг земли русской. Добрыня бьется с ним, побеждает и берет с него обещание не причинять зла людям. Однако змей нарушает обещание и Добрыня, встретив его, убивает. Совершив этот подвиг, он освобождает земли русские. Образ змея и смысл былины вызывал споры. Одни считали былину отражением мифических представлений, другие пытались осмыслить ее исторически. Купание Добрыни толковалось как крещение, образ змея – образ язычества. Пропп полагал, что образ змея есть образ догосударственного прошлого.
В былине «Добрыня Никитич и Алеша Попович» разработан сюжет «муж на свадьбе жены». Пока Добрыня уезжал, князь Владимир и княгиня посватали его жену за Алешу Поповича. Добрыня приехал во время свадебного пира и явился вод видом гусляра; жена узнала его.
В былине «Добрыня и Маринка» богатырь попадает под власть чародейки, и только мать спасает богатыря от колдовства.
Добрыня могуч и смел, но вместе с тем он тонкий дипломат, потому Владимир поручает ему везти дань. Добрыня умеет играть на гуслях, и когда он играл, все на пиру заслушались. Большая часть ученых склонна считать прототипом богатыря дядю князя Владимира Добрыню. Вместе с тем, образ складывался на общефольклорной основе, в т.ч. мифической и сказочной.
Образы былинных богатырей в некоторой мере индивидуализирован, набор качеств богатырей приблизительно одинаков, но соотношение качеств разное. Прямые характеристики героев редки и кратки, важное место занимает диалог. В былинах присутствует изображение внутреннего мира героев – связь личных чувств с событиями, происходящими в произведении. Важный прием в изображении героев – гиперболизация, гиперболическая идеализация. Огромны рост и сила богатырей, расстояние, которые они преодолевают, огромны и враги, которых богатыри побеждают. Гипербола подчеркивает силу и смелость богатырей. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен, прежде всего, противопоставляются образы богатыря и врага: Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина.
Образы былинных богатырей в некоторой мере индивидуализирован, набор качеств богатырей приблизительно одинаков, но соотношение качеств разное. Эпические герои – воплощение качеств народа. Прямые характеристики героев редки и кратки, важное место занимает диалог. В былинах присутствует изображение внутреннего мира героев – связь личных чувств с событиями, происходящими в произведении. Важный прием в изображении героев – гиперболизация, гиперболическая идеализация. Огромны рост и сила богатырей, расстояние, которые они преодолевают, огромны и враги, которых богатыри побеждают. Гипербола подчеркивает силу и смелость богатырей. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен, прежде всего, противопоставляются образы богатыря и врага: Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина.
Билет 17. Цикл былин об Илье Муромце. Принципы создания образа богатыря в былинах. ( Илья и соловей разбойник, и др)
(Образы богатыря и князя Владимира.)
В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он богатырь могучей силы, ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем; он всегда честен; защищает родину. Исторического прототипа у Ильи не было, это образ широкого обобщения.
Образ Ильи Муромца раскрывается в большой группе былин. Это, например, былины «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Калин-царь», «Ссора Ильи с князем Владимиром».
Былина об исцелении Ильи Муромца бытует в прозаической форме, основной былиной о получении силы Ильей – былина «Святогор и Илья Муромец».
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» – достаточно сложное произведение, в нем можно выделить несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы, после чего жители просят Илью быть у них воеводой, но он отказывается, т.к. едет служить в Киев; встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим дорогу из Чернигова в Киев на 30 лет; приезд в Киев, где князь Владимир не верит Илье, что он привез Соловья-разбойника, тогда богатырь просит Соловья посвистать, бояре падают замертво, а Илья убивает Соловья.
Что касается отношений Ильи и Владимира, то Владимир не верит Илье, называет его пьяницей, деревенщиной. Владимир – не идеальный образ, он вступает в конфликт с Ильей, об этом говорится в былине «Ссора Ильи с князем Владимиром». Причинами ссоры Ильи и Владимира служат различные обстоятельства, то Илья мешает князю отнять жену у ловчего, то князь не зовет Илью на пир.
Илья – богатырь, деятельность его носит государственный характер. Он защитник родной земли.
В былине «Илья Муромец и Идолище поганое» отразилось столкновение защитников христианства с иноверцами.
В образе Калина-царя ученые видят олицетворение монголо-татарской силы. Имя «Калин» не получило точного объяснения, вообще его связывают с названием реки Калки, на которой происходила битва.
В этой былине Владимир разгневался на богатыря и посадил его в погреба глубокие. Княгиня Опракса сберегла его от смерти, заботилась о нем. В это время к Киеву подступал Калин-царь, и стал требовать отдать ему город. Князь попросил отсрочки, но Калин отсрочки не дал; князь загрустил, огорчился. Но тут выясняется, что Илья жив, и князь просит его о помощи. В этой былине подробно изображаются сцены битв, Илья бьет «силу татарскую», но попадает в плен, и Калин-царь предлагает ему службу, но Илья отказывается, затем без оружия поборол татарское войско, а Калин согласился платить дань Владимиру.
Источник
Алеша Попович млад
Со Екимом сыном Ивановичем
Выезжали на расстани на широкие;
На расстанях лежит бел-горюч камень,
На камешке подписи подписаны,
Все пути-дорожки рассказаны.
Тут-то Алеша, поучен человек,
Соскакивал со добра коня,
На камешке надписи рассматривал,
Все пути Екиму рассказывал:
– Слушай-ка, Еким сын Иванович:
Первая дорожка – в Чернигов-град,
Вторая дорожка – в Путерему,
Третья дорожка – в славен Киев-град.
Во Чернигове-городе не бывано,
И пива, вина много не пивано,
Калач бел-крупищат не рушиван,
И белая лебедка не кушана;
Домы, кабаки были вольные,
Молодушки были приветливы,
Девушки – прелестливы;
А мы с тобой, Екимушка, упьянчивы,
Запьемся, Екимушка, загуляемся,
Потерять-то нам будет слава добрая,
Вся-де выслуга богатырская.
Тоже-де в Путереме не бывано,
И пива и вина много не пивано,
Калач бел-крупищат не рушиван,
И белая лебедка не кушана;
Дома, кабаки были вольные,
Молодушки были приветливы,
Красны девушки прелестивы;
А мы с тобой, Екимушка, упьянчивы,
Запьемся, Екимушка, загуляемся,
Потерять-то нам будет слава добрая,
Вся-де выслуга богатырская.
Во Киеве-городе было бывано,
Много пива, вина было пивано,
Калач бел-крупищат много рушиван,
Белая лебедка много кушана.
Завладел у князя Владимира
Хорошую дочь княжну-королевишну Змей Тугаретин.
Туда побежим на выручку.-
Садились они на добрых коней,
Они били коней по тучным бедрам,
Тут-де их кони прирассердилися,
С горы на гору кони перескакивают.
Темные леса промеж ног пущают,
Реки, озера хвостом устилают.
Подбегали ко городу ко Киеву,
Скакали через стену белокаменную
К тому столбу ко дубовому,
Ко тому колечку ко злаченому.
Коней они не привязывают,
Никому держать не приказывают,
Отпирают гридню на пяту,
Запирают гридню наплотно,
Приходят середи полу кирпищата,
Молитву творят сами Иисусову.
Крест кладут по писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Кланяются, поклоняются
На все на четыре стороны,
Князю и княгине наособицу,
Наособицу и особь статью.
– Милости просим, люди добрые,
Люди добрые, храбрые воины!
Садитесь-ка вы в куть по лавице.-
– То-де нам место не по рядине.-
– Второе место – в дубову скамью.-
– То-де нам место не по вотчине.-
– Третье место – куда хочете.-
– Неси-ко ты, Алешенька Попович млад,
То ковришко волокитное! –
Этому ковришку Владимир-князь удивляется:
– Хорошо-де ваше ковришко волокитное! –
Красным золотом оно было вышивано,
В углах-то было вшивано
По дорогу камню самоцветному,
От его-то, от пацыря,
Как луч стоит от солнца.
– Стели-ко его за печной за столб! –
И садятся они с Екимом за печной за столб.
Не от ветричку палата зашаталася;
Не от вихорю палата всколыхалася;
Прилетал змеишшо Тугаретин,
Отпират он гридню на пяту,
Запират он гридню не наплотно,
Господу богу не молится,
Чудным образам не поклоняется;
Садят его за столы за дубовые,
За скатерти браные,
За ествы сахарные.
Калач бел-крупищат за праву шшоку бросат,
Белую лебедку – за леву шшоку.
Говорит Еким таковы слова:
– У попа было у Ростовского
Был кобелище цынгалище.
Охоче по подстолью ходить,
Костью подавился,
Оттого и переставился;
А тебе, змею, не миновать того.-
– Что у те, князь, за пешным столбом?
Что за сверчок пишшит? –
Отвечат князь Владимир:
– А маленьки ребятки промежу себя говорят.
Сами бабки делят.-
Подают змею чару зелена вина,
Зелена вина полтора ведра,
А весом чара в полтора пуда,
Принимат он чару единой рукой
И выпиват он чару на единый дух,
Говорит Еким, сын Иванович, таковы слова:
– У попа у Ростовского
Была корова бурая,
По поварням ходила,
Барды по чану выпивала, – треснула,
А тебе, змею, не миновать того! –
Схватил змеишшо Тугаретин
Ножишшо-чинжалишшо,
И бросил за печной за столб.
Тут-то Алешенька подхватчив был,
Подхватывал ножишшо-чинжалишшо
Правою полою кафтанною,
Тут-то они возопияли:
– Сам ли ты, Еким, бросишь
Или мне велишь? –
– Сам я не бросаю и тебе не велю:
Нечего кровенить палату белокаменну,
Надо со змеем переведаться
На поле Куликовом,
На том елбане раскатистом.-
Покатился змей Тугарин
Из палаты белокаменной,
Надел крылья бумажные
И полетел на поле Куликово,
На те елбаны раскатисты.
Выходили Еким со Алешею
На улицу широкую,
Еким Алеше наказыват:
– Еж ли два часа не буду, беги на выручку.
И сам садится на добра коня,
Бежал на поле Куликово,
На те елбаны раскатисты;
Втыкал копье мурзомецкое,
И вбегал на тупой конец,
И смотрел во чисто поле.
Завидел змея Тугарина
Выше лесу стоячего,
Ниже облака попловучего.
Говорит змей Тугарин:
– Что тебя, Еким, огнем сожечь,
Или живьем сглотить,
Или тебя дымом заглушить? –
Взмолился богу господу Еким сын Иванович
Наипаче пресвятой богородице:
– Сошли, господи, крупчата дождя,
Подмочи у змея крылья бумажные! –
Неоткуль туча грозная подымалася,
И дал бог крупчата дождя,
Подмочило у змея крылья бумажные,
И повалился змей на сыру землю.
Тут подхватил его Еким
На копье мурзомецкое,
И протыкал ко сырой земле,
И отсек буйну голову.
Тут-то миновалось два часа,–
Побежал Алеша на выручку;
Не видит он света белого,
Не видит он и солнца красного,
Сбегался со Екимом навстречу,
И бил его буевой,
И сшиб со добра коня,
Притыкал его в грудь белую
Копьем мурзомецким
И угодил в крест чувственный.
Соскакивал Алеша со добра коня,
Брал его на руки белые,
Садил в седло черкасское.
Поехал путем-дорожкою
Ко князю Владимиру;
И бросали голову змея Тугарина
За стену белокаменную.
Выходил князь Владимир Сеславич, красно солнышко,
На улицу широкую и просит:
– Милости просим, храбрые воины,
За единый стол хлеба откушати! –
Отвечали они князю Владимиру:
– На приезде гостя не учествовал,
На отъезде не учествовать.
* * *
Былина
о бое Алеши Поповича с Тугариным известна в сорока записях, среди
которых заметно выделяется алтайский вариант, записанный в первой
половине XIX века в Сузунском заводе на Алтае. Главным героем в этом
варианте былины выступает не Алеша Попович, а его слуга Еким Иванович,
что, по мнению некоторых исследователей, противоречит средневековому
воинскому этикету и является «несомненной виной исполнителя»,
произволом его фантазии. Чисто механические замены действительно не
редкость в былинах, но существуют и другие, связанные с творческим
переосмыслением устоявшихся образов и сюжетов. В данном случае
выделение паробка Алеши Поповича выглядит не случайностью, а
именно переосмыслением их ролей. Слишком уж непривлекательным выглядит
Алеша Попович в некоторых былинах, где он выступает бабим прелестником,
поэтому его первоначальный героический облик вступил в явное
противоречие с позднейшим, «сниженным» до роли искусителя жены Добрыни
Никитича, совратителя сестры братьев Збродовичей. И это противоречие
рано или поздно должно было найти свое разрешение в самом эпосе, что,
по сути, и произошло в варианте алтайского сказителя, поменявшего
ролями Алешу Поповича с его слугой Екимом Ивановичем. Не менее
характерно, что в этой былине бой Екима Ивановича с Тугариным
происходит на поле Куликовом, на том елбане раскатистом.
Текст публикуется по изданию Былины и песни Южной Сибири. Из собрания С. И Гуляева Новосибирск, 1952, № 13
Источник
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.
У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.
Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове — она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.
Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.
Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг — огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.
Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.
Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.
Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню — и того хуже.
Алёша и сестра Збродовичей
У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».
Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.
Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.
Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего — с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.
Источник