Былины цикл илья муромец

, . – . , – . . , . , , . , , – . – . , – . . , , , . ? -, . . , . .
, – , , , , .
: -. ? , – , :
– -, , , , . -, , !
– , – . , . , , – .
– , , , – .
: . … – . : « , , ?»
:
– , , !
, .
– , , , – .
. :
– , , ?
– , – . – -, , , -. !
:
– , , !
. :
– ?
– , ! – .
– , – , – , -. , , . , . , , , . .
, .
. , . , . , . – , , . . « , , , , . !» , : , . , , . .
– – , ! ! !
, :
– , , ! -, .
, , . :
– , , , , . , . , , , !
– , , . , .
, .
, , , .
–
– , -. , . – . . , . , -. -, . , , , . , , .
, , -.
– , -, , , – . – -. !
– , , , -. . , , -, . . -, -, – , , , ! , !
, . .
– -, -, -. , , , .
, .
– , , , ? , , , ?
-, , . . , , , , – . , .
-, . , .
, . -, -, – .
:
– , , , ?
– , , .
– , , ?
– , – , – -, , . , .
, , :
– , -, ! – , , , . , . , , , . – !
:
– – , – , .
– , , .
-, :
– -, , -, -, , -, , , -!
– , , , . , . , , .
– , , – , – , , !
:
– , , , , !
– , – , – . , – , .
– . , .
-, -, -. , , , , . – .
. , – :
– , , ! – .
– . .
– , . , . – . :
– ?
– . . , . , , . , , : « !» .
– , , – , – , ! , .
, :
– , , !
– , ?! . ! – .
, . . , , , :
– , , ? , ? ?
– , . . , , .
– ? – , . – – -, . , , , , !
:
– . , , .
. , , .
, . , – .
. .
–
. ; , , , :
– , – . – !
– , .
, , , .
, , . , , . : « , , – , , . – . , – . ».
, , .
, , :
– , ! , ? . , , , !
– – -, , , – . – – . , , . , !
– , , – -.
. , , , , , :
– , ! , , . -. -, . , , – , , . . , !
, . – . . , , , , , .
:
– , , !
. , , . , , , , : , , , , . . , , , . , . . , – – .
, , – . , , : «, , – ».
, , . .
:
– , !
:
– -, , ! , – !
, , , , .
– , . , , , – . – – . – , , , , , – . !
:
– , , , – . . – , . , !
. . , , . – . :
– , , . , . – , , , , .
. , , :
– , , ! , , , !
. , . , . . .
, :
– – – .
. , . , , . , , , – . – -, – :
– -, , , , , , , . , , , . , , , -!
, :
– , , , , . – ! , , -, . : , -, -!
– . , : , – .
– ! , : – – , .
, , , , .
, , : « , , , , , , . : ». . – , :
– , ! – : . . , , , !
, . , , , , . -:
– , , , , . .
– .
o , . – , : « – , – , – ». :
– , , . , .
, , -. – . , :
– !
– , – , – , !
. , -.
: « – ». :
– , , , , , .
.
-. , . – , :
– – . ! – , .
, , , . – , , , . , , , , – -. . : « ».
– . , , , ? – .
– , , !
, .
_______________________________________________
– .
– ( ) , , .
– : , .
– .
– , .
– , .
– .
– .
– .
– .
– : . – , 72 .
– , .
– , .
– .
– , .
– , .
– , , .
:
–
. 3
Источник
Илья Муромец и Калин-царь
Во славном во Киеве‑городе
Был сильныя славныя богатырь Илья Муромец,
Он ездил далече‑далече во чистом поли,
Он ездил много времени.
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Ездит Илья во чистом поле.
Говорит себе таково слово:
«Побывал я, Илья, во всех городах,
Не бывал я давно во Киеве,
Я пойду в Киев, попроведаю,
Что такое деется во Киеве».
Приходил Илья в стольный Киев‑град.
У князя Владимира пир на весело.
Походит Илейко во княжой терем,
Остоялся Илейко у ободверины.
Не опознал его Владимир‑князь,
Князь Владимир стольный киевский:
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Как сильное могуче‑то Иванище,
Как он, Иванище, справляется,
Как он‑то тут, Иван, да снаряжается
Идти к городу еще Еросолиму,
Как Господу там Богу помолитися,
Во Ердань там реченьке купатися,
В кипарисном деревце сушитися,
Господнему да гробу приложитися.
А сильное‑то могуче Иванище,
У него лапотцы на ножках семи шелков,
Клюша‑то у него ведь сорок пуд;
Как ино тут промеж‑то лапотцы поплетены
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Ай во славном было городе во Киеви
Ай у ласкового князя у Владимира
Ишше были‑жили тут бояры кособрюхие,
Насказали на Илью‑ту всё на Муромця,
– Ай такима он словами похваляется:
«Я ведь князя‑та Владимира повыживу,
Сам я сяду‑ту во Киев на его место,
Сам я буду у его да всё князём княжить».
Ай об этом они с князем приросспорили.
Говорит‑то князь Владимир таковы реци:
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Из того ли‑то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев- град,
Да и подъехал он ко славному ко городу
Илья Муромец и Святогор
Как не далече‑далече во чистом во поли,
Тута куревка да поднималася,
А там пыль столбом да поднималася, ‑
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор‑богатырь.
У Святогора конь да будто лютый зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Исцеление Ильи Муромца
В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
“Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Источник
Илья Муромец и Калин-царь
Во славном во Киеве‑городе
Был сильныя славныя богатырь Илья Муромец,
Он ездил далече‑далече во чистом поли,
Он ездил много времени.
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Ездит Илья во чистом поле.
Говорит себе таково слово:
«Побывал я, Илья, во всех городах,
Не бывал я давно во Киеве,
Я пойду в Киев, попроведаю,
Что такое деется во Киеве».
Приходил Илья в стольный Киев‑град.
У князя Владимира пир на весело.
Походит Илейко во княжой терем,
Остоялся Илейко у ободверины.
Не опознал его Владимир‑князь,
Князь Владимир стольный киевский:
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Как сильное могуче‑то Иванище,
Как он, Иванище, справляется,
Как он‑то тут, Иван, да снаряжается
Идти к городу еще Еросолиму,
Как Господу там Богу помолитися,
Во Ердань там реченьке купатися,
В кипарисном деревце сушитися,
Господнему да гробу приложитися.
А сильное‑то могуче Иванище,
У него лапотцы на ножках семи шелков,
Клюша‑то у него ведь сорок пуд;
Как ино тут промеж‑то лапотцы поплетены
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Ай во славном было городе во Киеви
Ай у ласкового князя у Владимира
Ишше были‑жили тут бояры кособрюхие,
Насказали на Илью‑ту всё на Муромця,
– Ай такима он словами похваляется:
«Я ведь князя‑та Владимира повыживу,
Сам я сяду‑ту во Киев на его место,
Сам я буду у его да всё князём княжить».
Ай об этом они с князем приросспорили.
Говорит‑то князь Владимир таковы реци:
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Из того ли‑то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев- град,
Да и подъехал он ко славному ко городу
Илья Муромец и Святогор
Как не далече‑далече во чистом во поли,
Тута куревка да поднималася,
А там пыль столбом да поднималася, ‑
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор‑богатырь.
У Святогора конь да будто лютый зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Исцеление Ильи Муромца
В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
“Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Источник
( . . )
« »
, . – . , – . . , . , , . , , – . – . , – . . , , , . ? -, . . , . .
, – , , , , .
: -. ? , – , :
– -, , , , . -, , !
– , – . , . , , – .
– , , , – .
: . … – . : « , , ?»
:
– , , !
, .
– , , , – .
. :
– , , ?
– , – . – -, , , -. !
:
– , , !
. :
– ?
– , – ! – .
– , – , – , -. , , . , . , , , . .
, .
. , . , . , . – , , . . « , , , , . !» , : , . , , . .
– – , ! ! !
, :
– , , ! -, .
, , . :
– , , , , . , . , , , !
– , , . , .
, .
, , , .
–
– , -. , . – . . , . , -. -, . , , , . , , .
, , -.
– , -, , , – . – -. !
– , , , -. . , , -, . . -, -, – , , , ! , !
, . .
– -, -, -. , , , .
, .
– , , , ? , , , ?
-, , . . , , , , – . , .
-, . , .
, . -, -, – .
:
– , , , ?
– , , .
– , , ?
– , – , – -, , . , .
, , :
– , -, ! – , , , . , . , , , . – !
:
– – , – , .
– , , .
-, :
– -, , -, -, , -, , , -!
– , , , . , . , , .
– , , – , – , , !
:
– , , , , !
– , – , – . , – , .
– . , .
-, -, -. , , , , . – .
. , – :
– , , ! – .
– . .
– , . , . – . :
– ?
– . . , . , , . , , : « !» .
– , , – , – , ! , .
, :
– , , !
– , ?! . ! – .
, . . , , , :
– , , ? , ? ?
– , . . , , .
– ? – , . – – -, . , , , , !
:
– . , , .
. , , .
, . , – .
. .
–
. ; , , , :
– , – . – !
– , .
, , , .
, , . , , . : « , , – , , . – . , – . ».
, , .
, , :
– , ! , ? . , , , !
– – -, , , – . – – . , , . , !
– , , – -.
. , , , , , :
– , ! , , . -. -, . , , – , , . . , !
, . – . . , , , , , .
:
– , , !
. , , . , , , , : , , , , . . , , , . , . . , – – .
, , – – . , , : «, , – ».
– , * , . .
:
– , !
:
– -, , ! , – !
, , , , .
– , . , , , – . – – . – , , « , , – . !
:
– , , , – . . – – , . , !
. . , , . – . :
– , , . , . – , , , , .
. , , :
– , , ! , , , !
. , . , . . .
, :
– – -.
. , . , , . , , , – . – -, – :
– -, , , , , , , . , , , . , , , -!
, :
– , , , , . – ! , , -, . : , -, -!
– . ,
: , – .
– ! , : – – , .
, , , , .
, , : « , , , , , , . : ». . – , :
– , ! – : . . , , , !
, . , , , , . -:
– , -, , , . .
– .
, . – , : « – , – , – ». :
– , , . , .
, , -. – . , :
– !
– , – , – , !
. , -.
: « – ». :
– , , , , , .
.
-. , . – , :
– – . ! – , .
, , , . – , , , . , , , , – -. . : « ».
– . , , , ? – .
– , , !
, .
« »
, , , . , , . – , .
, – . , . .
– : .
. , .
, . , , , , , , , , , , .
. . .
, :
– , , -. – , , . , , , , . – .
. , , , : , , , , , . – , – , , : – , , , , .
, , . , .
, , , , .
. , , .
-. , . . , , -, .
, … : – , , . , , :
– , , . – , – , , !
, , .
, , , . , . , – , , , . -, . : , … – – . . , . :
– ! , , , . : , . , , . , , , .
, : , -, , – , . :
– ! .
, -. , , , , -, -: , . :
– , , , ? , ?
– , – , . , , .
, , . – , , – . , .
, :
– , , , . , . , , – , , , . , : , , , , , , , , – ?!
.
, , .
: « : , – , ». – , :
– – -, . , -. , .
:
– , !
, , , -. , .
:
– , , !
, :
– , , , , , , , – . – – .
, , .
– , , -. . , , , . . . . , . , , : – .
– , , , , – , , -.
, -.
, -: , , -:
– , , , – . – , – , .
-, , , .
– -, .
-, .
,
– , . – – , . , : – – – : , – . , . , -: , , . , ?
. , , . :
– , , .
– , , , – -.
:
– – , , , . , , , .
– – , – , .
, – , – . , , , , :
– , , , , , – .
, , , – , – : .
. , . , , , , .
, .
. , . -, -, , .
:
– , ? , – ?
:
– , . – .
, , . , . , -, :
– , , ? – ?
:
– , , – , .
, . , .
:
– , , , – . , . : , .
:
– , , , , . .
– , – , , – : , .
, , : – . . , . :
– , ! , , .
.
, , , , , , . :
– , , , !
:
– -, , , , .
. – , . , . , …
, , , .
. – , – , .
, . : , , . :
– , , , – , ?
, * , . -. , , , . , . , . , , – , … – , , . , , , – – . .
, , , .
. , -. – , – .
, .
– , . – – , :
– ! , ! , , – !
– , . : , , – . , , , . .
, , .
, , , , – . , . , , , , , – – . , – -.
, , , -, -: , , :
– , – ! , . . – .
. , , , – -:
– , ! , : – – . !
, : , – , .
, .
.
« »
– .
, , , , – .
, . – – : , , – , !
: « ! , !»
: «- , , , – !»
-. . , . , – :
– , -, -, , , .
– , , , , , : . , , !
, , . , , , – , , . -, : , , , , .
, . , . , , – , -. :
– , !
, , , . .
, , , , -. , , , . , , -, -: , .
, – .
. , , , , , …
, – -. , , , – . , , . , , , , . – , , , , , – . , .
– , , . , …
– – :
– , , : , !
, . – . – – -, . :
– , , .
, . , , , . . , , -. , :
– , , ! , , , , !
. , – , .
– , :
– – , ! . !
, , – , – . .
– . , – . :
– , , , ?
:
– – . – , -.
, : – .
, . , , , , . -, , :
– – , , , , , !
– -, , , .
– . , . :
– , ! , . , ! – , -, , , : , . – , !
– . , : , , . – – . – . , . -.
– , . , -, – .
,
, . – , . , , , , – – – – -, .
. :
– , . -, !
, , -.
, . -: , :
– , , ! . , – , , – , . – , , , , , , , . , : – , , .
:
– , , . , ? . , , , , , .
-. , :
– -, , – – , , .
-:
– , , , .
:
– -, , , . : , , , , , . , , .
– , , , , – – , -. , , . .
, , , , , .
– :
– , , , – , , , .
, : , – , .
– .
, : , , … « , !»
, :
– – . – . , , . – . -, -, – – , – , , !
: «! , !»
, – .
:
3
3
3
, 3 .
. !
Источник
Русские былины. Былины о русских богатырях
Собрание былин о русских богатырях. Полный список.
Былины об Алеше Поповиче
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
Алеша Попович едет в Киев
Былины о Добрыне Никитиче
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Добрыня Никитич и Алеша Попович
Добрыня и змей
Добрыня и Василий Казимирович
Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
Женитьба Добрыни
Поединок Добрыни с Дунаем
Добрыня и Маринка
Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Исцеление Ильи Муромца
Илья Муромец и Cвятогор
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Илья Муромец и голи кабацкие
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Бой Ильи Муромца с сыном
Три поездки Ильи Муромца
Былины о русских богатырях
Богатыри на Соколе-корабле
Садко
Вавила и скоморохи
Иван – гостиный сын
Вольга и Микула Селянинович
Ставр Годинович
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Буслаев
Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин
Дюк Степанович и Чурило Пленкович
Иван Годинович
Идолище сватает племянницу князя Владимира
Калика-богатырь
Князь Роман и братья Ливики
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Михайло Данилович
Михайло Казаренин
Михайло Потык
Рахта Рагнозерский
Садков корабль стал на море
Святогор и тяга земная
Смерть Василия Буслаева
Соловей Будимирович
Сорок калик
Сухмантий
Хотен Блудович
Царь Саул Леванидович и его сын
Царь Соломан и Василий Окулович
Чурило и Катерина
Чурило Пленкович у князя Владимира
Что такое былина
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления»[1], – вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
Классификация былин
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053-1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» – Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича»[2].
Собирательство былин
На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831-1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.[3] Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.
—————————–
[1] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
[2]Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.
[3]В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.
Читать все русские былины
Перейти в раздел «Русские народные сказки»
Источник