Бунин какие произведения входят в цикл темные аллеи

«Настоящая любовь никогда не заканчивается браком», — писал Иван Бунин, чей цикл рассказов «Темные аллеи» до сих пор остается одной из самых популярных книг о любви. К 150-летию со дня рождения нобелевского лауреата Ирина Кочергина, кандидат филологических наук и преподаватель русского языка и литературы московской школы №57, рассказала порталу «Культура.РФ», на какие детали нужно обратить внимание, чтобы раскрыть все тайны знаменитого рассказа «Темные аллеи».

История создания

Бунин какие произведения входят в цикл темные аллеи

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Бунин эмигрировал из Советской России в 1920 году. Он не принял революцию 1917 года, которую считал настоящей трагедией, и новую власть большевиков — и покинул страну.

Рассказ «Темные аллеи» Бунин написал в 1938 году. Впоследствии именно он стал визитной карточкой одноименного цикла, который можно назвать своеобразной лебединой песнью автора.

Над знаменитым циклом рассказов о любви Бунин работал в основном в годы Второй мировой войны во Франции, оккупированной фашистскими войсками. Вместе с женой Верой Николаевной писатель снимал небольшую виллу в южном городке Грасс, у самого подножия Альп. В это время Бунины жили тяжело, бедствовали, часто голодали — но писатель категорически отказывался сотрудничать с французскими издательствами при коллаборационистском режиме Виши.

В ноябре 1943 года Бунин писал своему другу, литератору Борису Зайцеву: «Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи» — во всех последующих дело идет, так сказать, тоже о темных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви». …Что ж всё думать о смерти и дьявольских делах в мире! Боккаччо написал «Декам[ерон]» во время чумы, а я вот «Темные аллеи».

Сам Бунин считал эту книгу своей «самой совершенной по мастерству». Однако далеко не все современники разделяли это мнение. Сборник был опубликован в 1940-х годах и вызвал довольно противоречивую реакцию. Эмиграция «первой волны», в том числе многие литераторы-единомышленники, обвиняли писателя в излишнем смаковании эротических подробностей и даже аморальности. Например, писательница Зинаида Шаховская, которой сам автор подарил книгу с дарственной надписью, отмечала в ней «привкус натурализма». «Да к тому же, — писала она, — русский язык таков, что в делах любви ему больше подходят намеки, многоточия, умолчания». Однако ведущий критик русского зарубежья Георгий Адамович восхищался циклом и писал, что «всякая любовь — великое счастье, «дар богов», даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает».

Зато в СССР, где несколько десятилетий произведения Бунина-эмигранта, «врага советской власти», не издавались, в 1950–60-х годах писателя словно открыли заново. «Темные аллеи» появились в Собрании сочинений Бунина, которое выходило в 1966–1967 годах, и быстро полюбились советскому читателю. Вплоть до наших дней этот сборник остается, по выражению филолога и диссидента Юрия Мальцева, «энциклопедией любви».

Особенности поэтики «Темных аллей»

Как читать «Темные аллеи» 1

Наталья Леонова. Иллюстрация к рассказу Ивана Бунина «Генрих». Москва: Издательство «Пан Пресс», 2007

Как читать «Темные аллеи» 1

Наталья Леонова. Иллюстрация к рассказу Ивана Бунина «Холодная осень». Москва: Издательство «Пан Пресс», 2007

Как читать «Темные аллеи» 1

Наталья Леонова. Иллюстрация к рассказу Ивана Бунина «Речной трактир». Москва: Издательство «Пан Пресс», 2007

Большинство произведений цикла «Темные аллеи» посвящены любви между мужчиной и женщиной — любви с печальным финалом. Им может стать смерть любимого, как в рассказе «Холодная осень», уход в монастырь, как в «Чистом понедельнике», или убийство, как в «Генрихе». Объединяет рассказы и мотив воспоминаний: в них Бунин рисует дорогой его сердцу и навеки утраченный мир дореволюционной России с ее помещичьими усадьбами, снежными зимами, прогулками на санках и обедами в хлебосольных трактирах.

Мотив памяти особенно силен в рассказе «Темные аллеи». В центре повествования — воспоминания о любви, которую испытали герои произведения 30 лет назад. Тогда у 30-летнего барина Николая Алексеевича случился страстный роман с 18-летней крепостной Надеждой. Однако он бросил ее и уехал, а сама Надежда вскоре получила вольную от господ и завела собственную гостиницу на почтовой станции.

В рассказе Бунин использовал характерные приемы модернизма. Так, через цвет, звук и запах писатель вызывает у читателя нужные ассоциации, заставляет остро чувствовать и представлять происходящее. Николай Алексеевич, уже пожилой генерал, путешествуя в тарантасе, видит кругом «черные колеи», «осеннее ненастье», «слякоть», «грязь», «бледное солнце» — классическую картину унылой среднерусской осени, сырой и промозглой. Так Бунин задает эмоциональный настрой рассказа — печальный, «дождливый».

Иван Бунин

Контрастно неприглядному пейзажу Бунин описывает избу Надежды. В ней сухо и опрятно, пахнет щами с «разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом», а основу цветовой гаммы интерьера составляют белизна стен и золото иконы. Весь быт Надежды очень прост, как «суровая» (то есть из грубой ткани) скатерть, который покрыт стол.

В этой уютной атмосфере Николая Алексеевича охватывают воспоминания о любви к Надежде:

«— Ах, как хороша ты была! — сказал он, качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

— Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть».

И в этот момент рассказа подробные бунинские описания приобретают символическое значение. Перед Николаем Алексеевичем встают унылая осенняя дорога, с которой ассоциируется его собственный жизненный путь, и беленая изба — символ другой жизни, жизни с Надеждой, которую он мог бы выбрать 30 лет назад.

«Жену я без памяти любил, — рассказывает Николай Алексеевич бывшей возлюбленной. — А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история».

Так читатель узнает, что судьба героя была нелегкой, и начинает по романтической традиции предполагать, что Николай Алексеевич вот-вот поймет, что упустил свое счастье, когда расстался с Надеждой. Однако в конце рассказа генерал думает: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Так в рассказе Бунина оказывается, что два противоположных мира — утонченный мир барской усадьбы и «суровый» мир крестьянской избы — не может соединить даже любовь.

Можно предположить, что это несходство двух миров — аллегория трагического и непреодолимого разлома революции, который пролег между ними. Однако подобных прямых аналогий лучше не проводить: в бунинском тексте содержится лишь намек на возможность такой трактовки, а не ее подтверждение.

Интертекстуальность рассказа

Как читать «Темные аллеи» 2

Александр Апсит. Иллюстрация к повести Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Москва – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2018

Как читать «Темные аллеи» 2

Мстислав Добужинский. Иллюстрация к повести Николая Карамзина «Бедная Лиза». Изокомбинат «Художник РСФСР», 1989

Как читать «Темные аллеи» 2

Арам Ванециан. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Станционный смотритель». Москва – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2018

Иван Бунин намеренно построил повествование «Темных аллей» не совсем обычно. Рассказ открывает сцена на постоялом дворе почтовой станции. У опытного читателя она мгновенно вызывает прочный ассоциативный ряд: почтовая станция — девушка — любовь — барин, — и в памяти встает сюжет «Станционного смотрителя» Александра Пушкина.

Читайте также:  Цикл продаж это время

Далее в разговоре с Николаем Алексеевичем Надежда признается, что «хотела руки на себя наложить». И в воображении возникает образ брошенной барином крестьянской девушки — прямиком из повести «Бедная Лиза» Николая Карамзина, в которой утверждается, что «и крестьянки любить умеют».

Символично и имя главного героя. Надежда вспоминает, как в молодости называла его Николенькой — а Николенькой Иртеньевым зовут молодого барчука из автобиографической трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: там не раз звучит тема любви, в том числе несчастливой.

Другой важный для Бунина «литературный» Николай — это поэт и революционер-демократ Николай Огарев. Именно его стихотворение «Обыкновенная повесть» цитирует герой рассказа:

Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели –
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова…

Однако от всех этих и многих других классических произведений русской литературы о несчастной любви «Темные аллеи» отличает одна ключевая деталь — образ главной героини. Надежда совершенно не похожа на «чувствительную» крестьянку или тургеневскую барышню. Она, как говорит кучер Клим, «баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».

Так для чего Бунин помещает в свой рассказ столько отсылок к известным произведениям русской классики, если и его героиня не та же, и история не о том же? Может показаться, что здесь писатель, опережая время, прибегает к популярному постмодернистскому приему литературной игры и предлагает читателю получить удовольствие не только от самого рассказа, но и от процесса «разгадывания» всех аллюзий в тексте.

Однако на самом деле игра с читателем не является целью Бунина. Отсылки создают настроение «Темных аллей» и, заставляя читателя вспомнить уже знакомые истории о драматичной любви, помогают прочувствовать смутные сожаления о скоротечности жизни, о горечи любви, о том, что счастье мимолетно и невозвратно.

Евгений Пономарев, исследователь бунинского творчества, отметил, что интертекст является одним из приемов позднего творчества писателя. В этих отсылках и аллюзиях, перекличках и диалогах звучат вечные вопросы, и потому современные читатели так часто возвращаются к бунинской прозе — чтобы вновь пережить любимые сцены из русской классики и важные мгновения собственной жизни.

Беседовала Екатерина Тарасова

Источник

В бунинский сборник «Темные аллеи» вошли рассказы, созданные в период с 1937 по 1944 годы. Большая часть из них была создана в период Второй мировой войны, в период оккупации юга Франции, где жил писатель, итальянскими, а затем немецкими войсками.

Однако несмотря на тяжелую мировую обстановку, голод и разруху, Бунин избирает для всех рассказов отстраненную от всех этих катаклизмов тему – тему любви. Именно данная тематика, присутствуя в каждом рассказе и являясь концептуальной, объединила все сорок из них в единый цикл.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Сам писатель считал «Темные аллеи» лучшим своим творческим детищем. Что и небезосновательно: четыре десятка рассказов сборника повествуют, казалось бы, об одном ― о любви, однако в абсолютно каждом из них представлен свой неповторимый оттенок этого чувства. В сборнике встречаются и возвышенная «небесная» любовь, и любовь-увлечение, и любовь-страсть, и любовь-безумие, и любовь-похоть. И это неслучайно, ведь в авторском понимании любовь – это бесконечно сложное чувство, «темные аллеи» человеческой жизни.

И все же при всем многообразии оттенков любви, запечатленной в рассказах цикла, в ней имеется одна преобладающая черта. Это сравнение силы любви с непреодолимой силой стихии, вместить которую дано не каждому. Любовь, созданную Буниным на страницах «Темных аллей», вернее всего будет сравнить с грозой – могущественной, но кратковременной стихией, которая, вспыхивая в душе, сотрясает ее до основания, но в скором времени исчезает.

Оттого во всех рассказах сборника любовь обрывается на драматической либо глубокой меланхолической ноте – расставания, смерти, катастрофы, резиньяции. Так, умирает при родах Натали, едва ее любовь достигает своего рассвета («Натали»), офицер пускает себе пулю в лоб, узнав об измене жены («Кавказ»), у русского парижанина, встретившего на склоне лет тепло и ласку, в вагоне метро случается разрыв сердца («В Париже»), подруга романиста, Генрих, погибает от руки своего прежнего любовника на пороге новой жизни («Генрих») и т.д.

На первый взгляд все эти развязки неожиданны, на многих читателей они производят впечатление удара ножом, как будто писатель, не зная, что делать со своими героями, насильственно обрекает их на печальное окончание их любовных историй. Но внутренне такие финалы совершенно оправданы, поскольку в понимании писателя, простым смертным не дано долго жить в атмосфере этого внеземного чувства. Истинное чувство, по Бунину, всегда трагично.

Объединяет рассказы цикла также и то, что в большинстве из них Бунин использует мотив памяти: воспоминаний об однажды вспыхнувшей страсти, о невозвратном прошлом. Бунин описывает то, что кажется ему самым главным и почти невесомым в воспоминаниях о прошлом: волнение любви, то трепетное напряжение человеческого существа, от которого весь видимый мир вдруг становится ослепительно-звонким и неповторимым. В памяти у героев цикла остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и сохранило чудесную яркость подъема.

Таким образом, рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи», объединяет то, что в каждом из них Бунин с большой изобразительной силой говорит о разнообразии ликов любви и о огромной силе этого чувства.

Источник

, 27 февраля 2015 г.

Ах, как хорош Бунин. Какие замечательные описания природы. Читаешь про дождь и слышишь шум дождя вопреки тому, что на улице зима.

Наверное надо восхититься темой рассказов — любовью. И восхитилась бы, коли бы описываемая любовь была счастливой, а не несчастной. А так как по прочтении хочется плакать и тосковать о несбывшимся, то восхищаться буду только великим писательским мастерством Ивана Алексеевича.

И какие же в сборнике разнообразные и интересные женские образы. Страстные, раскрепощенные, развратные женщины в «Антигоне» и «Музе» по сравнению с которыми женщины Мопассана кажутся институтками. Надломленная, трагически изломанная Руся из одноименного рассказа. Жестокие красавицы в «Красавице» и «Кавказе». И многие другие.

А более всего мне понравился мистический рассказ ««Баллада»».

, 6 июля 2013 г.

У Нила Геймана есть рассказ-зарисовка «Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира». Этот сборник можно было бы назвать в том же духе — скажем, «Тридцать восемь карт из колоды несчастной любви», если бы автор не придумал своего и куда лучшего: «Тёмные аллеи».

Ближе к концу своей жизни классик русской литературы проживал в оккупированной бошами Франции. Было ему и грустно и тоскливо и вероятно вспоминалось о чём-то своём, несбывшемся и не случившемся. Но зато писалось. Результатом стал этот сборник, рассказы из которого я не зря сравнил с картами, ведь они очень похожи друг на друга и в тоже время отличаются так, что одну с другой не спутаешь.

Читайте также:  Суточный цикл работы органов человека

Это в общем-то совсем не моя литература, но как-то неожиданно хорошо пошло. Под дождливую погоду прочёл за несколько часов. Не взялся бы рекомендовать кому-либо книгу о любви, да ещё на Фантлабе, но всё же примите во внимание — исключительно высокий литературный уровень, прекрасный русский язык, сильная психологическая составляющая.

, 19 ноября 2020 г.

Эти рассказы Бунина хорошо читать в подростковом возрасте, когда секс и все что с ним связано интересует и манит и кроме него ничего не видишь.

Тогда и Бунин в роли автора «любовной лирики» интересен и великолепен.

Когда это все читаешь в возрасте 50+, то этот бред графомана и старого эротомана кажется примитивным, убогим и унылым, ибо секс уже так не интересен, как в юности, да и как оказалось бунинский секс это нечто странное и более похожее на случку домашнего скота, а остальное все что написано Буниным в этих рассказах, находится ниже плинтуса. Остается хороший язык и описания природы, здесь да — отлично. Но что касается человеческих отношений, психологии, социальной сферы — это полный шлак.

, 17 мая 2019 г.

Невероятные нежные, тонкие и пронзительные истории. Написано так красиво, что хочется плакать. Каждый рассказ в отдельности — хрупкое совершенство, на которое страшно дышать.

Но вот все вместе они, к сожалению, уже не смотрятся так прекрасно. Слишком похожи друг на друга герои, слишком предсказуем финал. Рассказы сливаются и надоедают, а что может быть хуже этого? Если читать их больше двух-трёх подряд, хочется удавиться. Ни одного долгого счастья. Никакой надежды. Всё тлен.

О любви ли «Тёмные аллеи»? Едва ли. О страсти, о скуке, которая толкает в чужие объятия, о случайных встречах. До чего же несчастны герои! До чего бессмысленно это всё.

, 10 января 2017 г.

Прекрасный язык и очень сильные истории. Пусть и не все, но большая часть; а многие на годы западали в душу.

Пытаюсь объяснить себе скандальность и общественные порицания. И не могу. И дело не в том, что я принадлежу другому времени и другой литературе – даже по тому времени не вижу крамолы. И у Толстого и у Достоевского встречались не менее яркие любовные линии и не менее откровенные эпизоды. Прихожу к выводу, что дело не в качестве, а в количестве. Если у Тургенева и Гончарова одна – максимум две – пары и один – максимум два – эпизода на 500 страниц, обязательно разбавленные политикой, философией и иными конфликтами, то здесь – каждые 5 страниц новые герои и новые истории. И всё об одном. Перебор? Видимо, по тем временам – да.

С другой стороны, почти все эпизоды основаны на ничем не подкреплённой страсти и сиюминутной похоти, в лучшем случае – трагедии расставания. Как итог – все истории заканчиваются трагедиями, разбитыми сердцами и смертями. Ни одна не привела к счастью душа в душу до самой старости. Но разве Пушкин с Лермонтовым баловали нас хэппи-эндами? И разве их герои являлись образцами непорочной нравственности?

Источник

МИНИСТЕРСТВО 
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ

Государственное
учреждение высшего профессионального 
образования

Тобольская государственная социально-педагогическая
академия имени Д.И. Менделеева

филологический факультет

РЕФЕРАТ

по 
истории отечественной литературы
(рубеж XIX- ХХ вв.)

на тему:

ЦИКЛ РАССКАЗОВ 
И.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Исполнитель:

Студент
гр. ФФ-21

Данилов
Р.Н.

Руководитель:

Тобольск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

1 Незабываемое в цикле рассказов И. А.
Бунина Темные аллеи   4

2 Единство цикла рассказов И. А. Бунина
«Темные аллеи»    7

3 Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина
«Темные аллеи»          10

4  Женские образы в цикле рассказов «Темные
аллеи»

 И.А. Бунина                  13 Заключение                          
19

Список использованных источников             21

ВВЕДЕНИЕ

“Темные аллеи” – цикл одних 
из лучших произведений о любви 
не только в русской, но и 
в мировой литературе. Он был 
создан 70-летним писателем в оккупированной 
фашистскими захватчиками Франции. 
Впервые сборник был издан 
в Нью-Йорке в 1943 году, тиражом 
всего в 600 экземпляров. Это 
происходило в самый разгар Второй
Мировой войны. И.А.Бунин отказался сотрудничать
с коллаборационалистами, он просто не
мог принять предложения предателей Франции
и врагов России, хотя отказ мог стоить
ему жизни, писатель голодал, вел жизнь
затворника в приальпийском Грасе, но
работал над последним шедевром в своей
жизни.

Может, именно поэтому так сильна
в рассказах этого цикла память
о России. Все главные герои 
произведений – русские, хотя действие
происходит не только в России. Цикл
“Темные аллеи” – неповторимое песнопение
в честь любви, которая никогда 
не умирает. Писатель-эмигрант еще помнит
о России, о прошедшей юности.
Поэтому “Темные аллеи” – книга 
о русской любви, не даром многие
исследователи называют этот сборник
энциклопедией любви.

Цикл “Темные аллеи” представляет
собой собрание рассказов и новелл,
объединенных одной общей темой,
и тема эта – любовь, самая 
разнообразная, тихая, робкая или страстная,
тайная или явная, но все-таки любовь.

В основе каждого рассказа этого 
цикла чаще всего ложится одно
какое-либо происшествие, одно событие,
поэтому в нем обычно одна сюжетная
линия, произведение сжато до небольшого
по объему, поэтому роль каждого 
отдельного эпизода многократно 
возрастает, увеличивается значимость
каждой отдельной детали.

1 НЕЗАБЫВАЕМОЕ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И.А.БУНИНА
«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Самым совершенным своим созданием 
Бунин считал книгу «Темные аллеи»
— цикл рассказов о любви. Книга 
была написана во время второй мировой 
войны, когда семья Буниных оказалась 
в крайне бедственном положении
(конфликты с властями, практическое
отсутствие еды, холод и др.). Писатель
совершил в этой книге беспрецедентную 
по художественной смелости попытку: он
тридцать восемь раз (таково количество
рассказов в книге) написал «об 
одном и том же». Однако результат 
этого удивительного постоянства 
поразителен: чуткий читатель всякий раз 
переживает воссоздаваемую картину (казалось
бы, заведомо известную ему) как абсолютно 
новую, а острота сообщаемых ему 
«подробностей чувства» не только не
притупляется, но, кажется, лишь усиливается.

Писательская судьба Ивана Алексеевича 
Бунина — судьба удивительная. При 
жизни он не был столь славен,
как Горький, о нем не спорили,
как о Л. Андрееве, не вызывал он
столь разноречивых — где шумно-восторженных,
а где безоговорочно осуждающих
— оценок, как символисты. В литературных
и читательских кругах с необычным 
единодушием он был признан Мастером.

Вторая мировая война застала 
Бунина в Париже. Бедность, равнодушие
издательств тягостно переносились
Иваном Алексеевичем. Вот как он
сам говорит об этом: «Живу, конечно,
очень и очень плохо — одиночество, голод,
холод и страшная бедность… Единственное,
что спасает, — это работа.» Создание
цикла рассказов Темные аллеи было для
Бунина в военные годы родником душевного
подъема. Сам автор считал произведения
сборника, написанные в 1937— 1944 гг., своим
высшим достижением. 
Цикл рассказов Темные аллеи критика определила
как энциклопедию любви или, еще точнее,
— энциклопедию любовных драм. Любовь
здесь изображается как самое прекрасное,
самое высокое чувство. В каждом из рассказов
(Темные аллеи, Руся, Антигона, Таня, В Париже,
Галя Ганская, Натали, Чистый понедельник;
сюда же можно отнести написанный до Темных
аллей рассказ Солнечный удар) показан
момент высочайшего торжества любви. Все
рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний
о молодости и родине. Все они вымышлены,
что не раз подчеркивал сам автор. Однако
они все, в том числе ретроспективная их
форма, вызваны состоянием души автора.

«Какое удивительное время — молодость!
Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить
ее лишь тогда, когда все осталось позади»,
— утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты
возвращения к самому яркому, сильному
переживанию и воспроизведены в цикле.

Бунин пишет о незабвенном, что 
оставило глубокий след в человеческой
душе. Нередко запечатлен самый момент
воспоминания, грустного прикосновения
к давно отшумев шей радости. Ее дает любовь,
а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная
память, заставляющая с годами по-иному
воспринимать многое из того, что осталось
позади. Однако убеждение Бунина в чистоте,
незамутненности, здоровой естественности
любви осталось неизменным. Правда, порой
в бунинском изображении любви преобладал
земной, чувственный характер, но это никогда
не случалось за счет снижения главной,
духовной значимости любви. Только в таком,
своем качестве она составляет самые лучшие
мгновения жизни. «Любовь — высший судья
в человеческих отношениях», — утверждает
Бунин.

Читайте также:  Цикл два раза в месяц диагноз

О книге Темные аллеи автор написал 
в апреле 1947 г.: Она говорит о 
трагичном и о многом нежном и 
прекрасном, — думаю, что это самое 
лучшее и самое прекрасное, что 
я написал в жизни.

У Бунина надо учиться, как проникновенно,
на самой высокой эмоциональной 
волне выражать самое необыкновенное
и прекрасное чувство человека. Бунин 
не интригует сложным сюжетом, он
пробуждает чувства лирическим монологом,
исповедью. То, о чем он тоскует, давно 
стало историей, а то, как он умеет выразить
чувство, — это наше нетленное духовное
богатство. Эта грань духовного — незыблемость
и вечность России.

2 ЕДИНСТВО ЦИКЛА РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА
«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Книгу «Темные аллеи» принято называть
«энциклопедией любви». Бунин в этом
цикле рассказов пытался показать
отношения двоих во всем многообразии
проявлений. Это была та тема, которой 
Бунин отдавал все свои творческие
силы. Книга столь же многогранна,
как сама любовь. Название «Темные 
аллеи» взято Буниным из стихотворения
Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь
в нем идет о первой любви, не завершившейся
соединением двух жизней. Образ «темных
аллей» пришел оттуда, но в книге нет рассказа
с таким названием, как можно было ожидать.
Это всего лишь некий символ, общее настроение
всех рассказов. Бунин считал, что истинное,
высокое чувство не только никогда не
имеет удачного завершения, но обладает
свойством даже избегать брака. Писатель
неоднократно повторял это. Он также вполне
серьезно цитировал слова Байрона: «Часто
бывает легче умереть за женщину, чем жить
с ней».

Любовь — это накал чувств,
страстей. Человек же, увы, не может 
постоянно находиться на взлете. Он
непременно начнет падать именно тогда,
когда достиг наивысшей точки в чем
бы то ни было. Ведь выше самой высокой
вершины не подняться! В «Темных аллеях»
мы не находим описания непреодолимого
влечения двух людей, которое закончилось
бы свадьбой и счастливой семейной жизнью.
Даже если герои решили связать свои судьбы,
в последний момент происходит катастрофа,
нечто непредвиденное, что разрушает обе
жизни. Часто такая катастрофа — смерть.
Кажется, Бунину легче представить себе
гибель героя или героини в самом начале
жизненного пути, чем их совместное существование
в течение долгих лет. Жить до старости
и умереть в один день — для Бунина это
вовсе не идеал счастья, скорее напротив.
Таким образом, Бунин как бы останавливает
время на высшем взлете чувств. Любовь
достигает своей кульминации, но она не
знает падения. Никогда мы не встретим
рассказа, в котором повествовалось бы
о постепенном угасании страсти. Она обрывается
в тот момент, когда обыденность еще не
успела губительным образом повлиять
на чувства.

Однако подобные роковые исходы
нисколько не исключают убедительности
и правдоподобия рассказов. Утверждали,
что Бунин говорил о случаях 
из собственной жизни. Но он не соглашался
с этим — ситуации полностью вымышлены.
Характеры же героинь он нередко 
писал с реальных женщин. Книга 
«Темные аллеи» — это целая 
галерея женских портретов.

Здесь встречаются и рано повзрослевшие 
девочки, и уверенные в себе молодые 
женщины, и почтенные дамы, и проститутки,
и натурщицы, и крестьянки. Каждый
портрет, выписанный короткими штрихами,
удивительно реален. Остается только
удивляться таланту автора, который 
умел в нескольких словах представить
там столь разных женщин. Главное — все
характеры удивительно русские и действие
практически всегда происходит в России.
Женские образы играют в рассказах главную
роль, мужские — вспомогательны, второстепенны.

Больше уделяется внимания мужским 
эмоциям, их реакции на различные 
ситуации, их чувствам. Сами же герои 
рассказов отступают на задний план,
в туман. Рассказы поражают также огромным
разнообразием оттенков любви: простодушная,
но нерушимая привязанность крестьянской
девушки к барину, соблазнившему ее («Таня»);
скоротечные дачные увлечения («Зойка
и Валерия»); краткий однодневный роман
(«Антигона», «Визитные карточки»); страсть,
доводящая до самоубийства («Галя Ганская»);
простодушная исповедь малолетней проститутки
(«Мадрид»). Словом, любовь во всевозможных
проявлениях. Она является в каком угодно
облике: может быть поэтическим, возвышенным
чувством, мигом просветления или, наоборот,
непреодолимым физическим влечением без
духовной близости. Но какой бы она ни
была, для Бунина это лишь краткий миг,
зарница в судьбе.

Героиня рассказа «Холодная осень»,
потерявшая жениха, любит его на
протяжении тридцати лет и считает,
что в ее жизни только и был тот осенний
вечер, а все остальное — «ненужный сон».

Во многих рассказах цикла Бунин описывает
женское тело. Это для него нечто святое,
воплощение истинной Красоты. Никогда
эти описания не опускаются до грубого
натурализма. Писатель умеет найти слова,
чтобы описать интимнейшие человеческие
отношения без всякой пошлости.

Без сомнения, это дается лишь ценой 
великих творческих мук, зато читается
легко, на одном дыхании. И. А. Бунин 
в цикле рассказов «Темные 
аллеи» сумел отобразить множество 
граней человеческих отношений, создал
целую плеяду женских образов. И 
объединяет все это разнообразие
то чувство, которому Бунин посвятил
большую часть творчества Любовь.

3 ТЕМА ЛЮБВИ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ

«Темные аллеи» считаю, может быть,
самой лучшей моей книгой в смысле
сжатости, живости и вообще литературного 
мастерства. 
И. А. Бунин 

В цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина,
который вышел в Нью-Йорке в 1943 году, входило
одиннадцать рассказов. Полностью сборник
был опубликован в 1946 году — он насчитывал
тридцать восемь рассказов. Тема любви
всегда была на первом плане в творчестве
писателя. В эмиграции ей посвящены почти
все его произведения. Но в «Темных аллеях»
это чувство имеет совершенно другую трактовку,
нежели в предыдущих произведениях Бунина.
Писатель задается целью показать не только
радость любви, но и ее «темные аллеи».
Любовь — это лишь краткое мгновение,
«великое счастье, даже если она. не разделена».
Но что остается после этого мгновения?
— задается вопросом автор.

Этот цикл рассказов — целая 
энциклопедия любви. Все истории 
персонажей драматичны и далеки от
идеализированного любовного чувства.
Писатель говорит о том, что в 
любви много и жестокого. Открывается 
книга рассказом, который дал 
название всему циклу — «Темные 
аллеи». Через тридцать лет по воле
судьбы, случайно встречаются Надежда 
и Николай Алексеевич. Она — 
хозяйка постоялой горницы, он — 
барин из Петербурга. Много лет 
назад они были молоды и любили
друг друга. Но что теперь? Надежде 
сорок восемь лет, Николаю Алексеевичу 
— под шестьдесят. Он даже не узнал 
ее сначала, а она узнала сразу. Дальнейшие
вопросы барина показывают, что он
даже не пытался узнать, что стало 
с девушкой после того, как бросил
ее. Надежда же, чуть не наложив на
себя руки от обиды, получила от хозяев
вольную, но не вышла замуж, на всю 
жизнь сохранив любовь к Николаю, и поэтому
не простила его. Он же считает, что «все
проходит, все забывается» — и любовь,
и молодость. Надежда возражает: молодость
проходит у всех, а любовь — нет.

Время по-своему отомстило Николаю 
Алексеевичу: никогда он не был счастлив.
Любил жену сильно — она его 
бросила, обожаемый сын вырос 
негодяем и наглецом. Жизнь превратилась
в «обыкновенную пошлую историю». Уезжая,
Николай Алексеевич думает о том, что Надежда
дала ему лучшие минуты жизни, «истинно
волшебные». Перед ним встает вопрос: что
было бы дальше, если бы он не бросил ее,
а женился? Это кажется ему абсурдом: содержательницу
постоялой горницы он не может представить
в роли хозяйки своего петербургского
дома, матери его детей. Для него мгновения
любви остались далеко в прошлом, как чудесное
романтическое воспоминание, не больше.
Надежда же живет своей несчастной любовью
до сих пор. Ей она принесла больше страданий,
чем романтических воспоминаний. В каждом
из рассказов Бунин говорит не о платонической,
а о чувственной любви, поэтому неизменно
из нее вырастает любовная драма. 

В каждом из них показана кульминация 
любовного чувства, которое при 
взгляде из прошлого невольно окружена
романтическим ореолом. Это чувство 
не может быть вечным. Достигая высшего 
своего накала, она приносит или 
расставание, или смерть, потому что 
лучше, чем в это мгновение, уже 
не будет. В каждом рассказе, как 
и в «Темных аллеях», сталкиваются
два утверждения: «любовь вечна»
и «любовь проходит». В рассказах 
Бунина — взгляд на это чувство,
спустя годы, воспоминания о том, что 
не забывается никогда. Она трагична
уже потому, что ее нельзя вернуть 
ни через несколько минут, ни спустя
годы. 

Источник