Борис пастернак цикл весна

Борис пастернак цикл весна thumbnail

Стихов во время войны и после неё, про неё написано много. Некоторые из них известны настолько, что звучат повсюду – на радио и телевидении, в школьных постановках. Мы же решили выбрать не слишком известные.

Весна

Все нынешней весной особое,
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.

Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.

Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства.

Везде трава готова вылезти,
И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега.

Все дымкой сказочной подернется,
Подобно завиткам по стенам
В боярской золоченой горнице
И на Василии Блаженном.

Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье.

1944

Стихотворение «Весна» удивительно тем, что написано в 1944 году. То есть первая его редакция, отличная текстово, но уже содержащая все основные образы окончательного варианта, появилась более, чем за год до Победы.

По большому счёту, Пастернак здесь говорит о событиях, которые к моменту написания стихотворения принадлежали ещё далёкому будущему – ведь Пражская операция произошла даже позже официального подписания капитуляции Германии. Освобождение Белграда также состоялось лишь в октябре 1944 года.

На улицах Праги

На улицах Праги

И в то же время эти события уже ясно видятся поэту:

…улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.

Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега, —

И иногда – описываются как случившиеся:

Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.

В то же время здесь мы вновь видим очень характерную для Пастернака метафору победы как весны – победы жизни над смертью. Ранее мы наблюдали её в «Стихотворениях Юрия Живаго», тематически связанных со Страстной седмицей.

В ранней редакции, которая называлась «Цветы» этот мотив был отчасти сильнее. В окончательном варианте текст приобретает некоторую абстрактность: ведь цветы здесь – это не только трава, пробивающаяся из-под снега на улицах Праги, но и завитки росписей на стенах Кремлёвских палат, и цветные купола Покровского собора (видимо, освобождённые к этому времени от маскировочных конструкций).

Причём внезапно осознанная цветность мира здесь – не только объективное состояние природы. Важно, что и лирический герой, для которого первые годы войны ассоциировались с «сухостью в горле» (см. стихотворение «Победитель»), теперь вновь готов воспринимать мир цветным и прекрасным.

Так в стихотворении Бориса Пастернака возникает очень нехарактерное лишённое парадного официоза, скорее интимно-религиозное переживание Победы:

Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо, —

которое разительно отличает это стихотворение от большинства образцов парадной лирики.

Читайте также:

  • Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Победитель
  • Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Ожившая фреска
  • Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Смерть сапёра
  • Великая Отечественная. Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Вторник
  • Великая Отечественная. Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Понедельник

Источник

Борис Пастернак, новое:

Зима приближается. Сызнова
Какой-нибудь угол медвежий
По прихоти неба капризного
Исчезнет в грязи непроезжей.

Домишки в озёрах очутятся.
Над…

Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед…

Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера.

Сухая, тихая погода.
На…

Над банями дымятся трубы
И дыма белые бока
У выхода в платки и шубы
Запахивают облака.

Весь жар души дворы вложили
В сугробы, тропки и следки…

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Я умненький и знаю: то, что сравнивается с детством, не может быть ложью.

Стихотворение входит в подборки:

Борис Пастернак, самые читаемые стихотворения:

  1. Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.

    Цель творчества — самоотдача,
    А не шумиха…

  2. Во всём мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,
    До их причины,
    До оснований…

  3. Лист смородины груб и матерчат.
    В доме хохот и стёкла звенят,
    В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
    И гвоздики кладут в маринад.

    Лес забрасывает,…

  4. Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проёме
    Незадёрнутых гардин.

    Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк…

  5. Любить иных — тяжёлый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.

    Весною слышен шорох снов
    И шелест…

  6. Давай ронять слова,
    Как сад — янтарь и цедру,
    Рассеянно и щедро,
    Едва, едва, едва.

    Не надо толковать,
    Зачем так церемонно
    Мареной и лимоном…

  7. Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.

    Посмотри, как преображена…

  8. Мне далёкое время мерещится,
    Дом на Стороне Петербургской.
    Дочь степной небогатой помещицы,
    Ты — на курсах, ты родом из Курска.

    Ты — мила, у…

  9. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною чёрною горит.

    Достать пролётку. За шесть гривен,…

  10. Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Никколо Амманити - Я не боюсь (обложка)

“Я не боюсь” – это роман, написанный популярным итальянским автором Никколо Амманити в возрасте 35 лет в 2001 году. В России он появился всего спустя…

Источник

Пастернак – поэт модернистского периода, выдающийся представитель Серебряного века. Произведения Бориса Леонидовича порывисты и динамичны, очень эмоциональны. Поэт считал, что человек появляется на свет для того, чтобы открывать окружающий мир для себя, чтобы учиться понимать его по-своему. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом одного из произведений автора, именующегося «Весна». Анализ по плану поможет поскорее вникнуть в суть творчества этого непростого автора.

История создания

Стихотворение «Весна» относится к раннему периоду творчества автора. Оно было написано в 1918 году. Но опубликовалось оно лишь спустя 5 лет, в составе сборника «Темы и вариации», числясь в цикле «Нескучный сад». 

Данным сборником автор хотел донести до читателя мысль, что всё искусство рождается из природы, что искусство – это такое удивительное явление, отражающее, проясняющее другие столь же потрясающие явления.

«Нескучный сад» — самый обширный цикл в данной книге, в котором автор раскрывает достаточно полно и красочно образ весны. Стихотворение «Весна» — это объяснение своих внутренних переживаний, спроецированных на природу.

Как и многие поэты, Пастернак воспринял Февральскую революцию двояко. С одной стороны, стране требовались изменения, реформы, обозначенные революционерами, а с другой стороны – государство распадалось, что не могло не огорчать автора. Данное стихотворение передаёт настроение поэта: тревожное ожидание необходимых перемен, сплетенное со страхом неизвестного.

«Человек чрезвычайного мужества, очень скромный и очень высокой морали, одинокий защитник духовных ценностей; его образ возвышается над мелкими политическими распрями нашей планеты» (французский писатель Анри Труайя про Пастернака) 

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Весна» написано с явным элегическим уклоном. Лирический герой, созерцающий окружающий пейзаж, находится в раздумьях, его терзают тревога и сомнения, переданные автором с помощью системы образов.

Данное произведение относится к раннему периоду творчества Бориса Леонидовича, когда его стихи носили черты как футуризма, так и символизма.

На момент написания стихотворения «Весна», объединение «Центрифуга», в котором состоял Пастернак, уже распалось, но его стихи, и стихи всех участников этой группировки, сохранили отличительную черту, присущую им. Данному обществу было характерно сочетать старые традиции с новыми направлениями, что позволяло очень точно доносить смысл, основную идею до читателя, передавать самые тихие ноты настроения. 

Читайте также:  Краткое описание троянский цикл мифов

Стихотворение «Весна» написано ямбом, причем первые две строки имеют шестистопную длину, а последующие — пятистопную, что можно расценить как пример вольного стиха. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы, причем рифма в первой строфе бедная.

Композиция

Стихотворение «Весна» имеет две строфы. Его можно разделить на две смысловые части, совпадающие с четверостишиями. 

  1. В 1-й строфе автор передаёт свои поверхностные впечатления, передаёт своё изменившееся, деформировавшееся мироощущение: «где тополь удивлен, где даль пугается, где дом упасть боится…».
  2. Во второй строфе автор пишет о людях, которые тоже стали другими: испуганными, боящимися выражать своё настоящее мнение, не знающие, чего ожидать. 

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Весна» является сам автор, что очень характерно для жанра элегия. Лирический герой стал неожиданно одиноким, потерявшимся, утратившим «почву под ногами». Он правдив, искренен, что является главной чертой лирического героя всех произведений Пастернака. Чувства и восприятия поэта спроецированы на природу, окружающую среду, которая предстаёт перед читателем в тревожном образе. 

  • В первой строфе перед читателем раскрыт образ города, «живого» и пугающего, который до определённых пор был уютным прибежищем автора. Теперь в нём нагоняет тревогу буквально всё: «тополь удивлён», «даль пугается», «дом упасть боится». Сам город не поддерживает случившиеся изменения. Даже воздуху стало мало места из-за повисших над улицами страха и смятения: «Где воздух синь, как узелок с бельем».
  • Стихотворение начинается со слова «весна», которая является символом надежды на будущее, символом обновления. Пастернак ждал этих обновлений и улучшений, но он их боялся, боялся сопутствующих им смут, мятежей, непонятностей. 
  • Поэт употребил «синь», характеризуя воздух, что неслучайно, так как синь – это вечность, постоянство, честность. Этим понятиям стало очень тесно в формирующемся «новом мире», поэтому автор пишет: «Как узелок с бельем у выписавшегося из больницы».
  • Также автор в первой строфе вводит дополнительный образ – образ выздоровевшего, который идёт по знакомым улицам уже совсем другим, обновленным. Выздоровевший — это образ народа, который «выздоровел», освободился, делает новые, ещё не совсем уверенные шаги к иной жизни, к новому строю.
  • Ещё один яркий образ произведения – одиночество. «Вечер пуст», «прерванные рассказ», «оставленный звездой» — не очень жизнерадостные словосочетания, особенно в контексте предыдущей строфы. От данных строк тянет тоской, вяжущей печалью, потерянностью. 
  • Звезда – символ человечества, символ Божественной идеи. У автора она прерывает свой рассказ, то есть всё человечество замерло в неведении, в страхе, всё остановилось. 
  • Глаза, которые, как всем известно, являются зеркалом души, у автора «шумные», «бездонные», они «лишись выраженья», в них только тревога. 

Система образов «испуганный город и одиночество среди тысяч глаз» очень убедительно передаёт чувство смятения, взволнованности и опасения.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Весна» — это изменение. Это изменения в природе, связанные со сменой времени года, это изменения и в жизни, связанные с революцией. 

Проблематикой данного произведения можно считать двоякость чувств, вызванных революцией. С одной стороны, позицию Бориса Леонидовича можно назвать нейтральной, а с другой стороны — нет, так как нейтральный – это практически то же самое, что и безразличный. Но очевидно, что Пастернак не был таковым, он, напротив, ярко выражал свои эмоции, пусть и противоречащие, искренне свои терзания и сомнения доверял читателям. 

Настроение стихотворения «Весна» очень тревожное и смутное, неустойчивое. В начале автор упоминает о весне, то есть далее должны последовать нежные, романтические размышления поэта, ласкающие воображение читателя, но автор поступает иначе, оставаясь честным с собой и читателем. Автор сам бы с удовольствием «окунулся» в молодую весну, но обстоятельства диктуют другие действия, противоречащие «весеннему» настроению.

Основная идея

Смысл произведения «Весна» — это единение человека и природы. Природа является отражением человеческих переживаний: если человек весел, то и природа будет смеяться птичьими голосами, если душу разрывает грусть, то и природа прольёт слёзы холодным дождём, если человек в смятении, то и природа будет бушевать, и «тополь будет удивлен», и «вечер пуст». 

Борис Леонидович считал, что каждый человек учиться понимать окружающий мир, пространство по-своему. Поэт раскрыл нам своё понимание, указал на увиденную им связь между человеком и природой.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении Пастернака «Весна» многогранны и красивы:

  1. Эпитеты: «прерванный рассказ, оставленный звездой».
  2. Сравнения: «воздух, как узелок с бельем», «вечер, как прерванный рассказ».
  3. Метафора: «воздух синь», «вечер пуст», «шумные глаза», «бездонные, лишенные выраженья глаза».
  4. Олицетворение: «тополь удивлен», «даль пугается», «дом упасть боится».
  5. Синекдоха: «к недоуменью тысяч шумных глаз».
  6. Гипербола «тысяч глаз».
  7. Многосоюзие: «где даль пугается, где дом упасть боится, где воздух синь…где вечер пуст».
Читайте также:  Мусоргский цикл картинки с выставки баба яга

Автор: Кристина Асаулова

Источник

Стихотворение «Весна» Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике «Темы и вариации». Оно входит в цикл «Нескучный сад», где образ весны представлен достаточно объемно. Это самая большая часть книги. Ее основная тема – единство внутреннего мира человека и окружающего пространства.

Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых Пастернаку удалось ярко передать оригинальный взгляд на весеннее пробуждение природы. Он не изображает традиционное пение птиц, таяние снега, капель и яркие солнечные лучи. Пастернак видит и чувствует явления природы в единении с душой человека, его эмоциями. Он заставляет читателя взглянуть на окружающий мир глазами лирического героя, через его восприятие действительности: «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…». Воображение сразу рисует картину: человек вошел в дом с улицы, где началась весна. Только-только случилось это чудо, потому и тополь удивлен. А герой просто ошеломлен неожиданным приходом самого романтичного времени года.

В ощущениях Пастернака зима – это затянувшийся, надоевший недуг, а приход весны сродни выздоровлению. И вот мир «выписался из больницы». Он немного растерян, слегка испуган этой внезапной переменной, даже опьянен глотком синего воздуха свободы после длительного пребывания в душных больничных стенах. Поэтому «даль пугается», а дом боится упасть.

Люди и природа ждут чего-то нового, неизведанного, продолжения прерванного рассказа. Мир замер в предчувствии изменений, поэтому «вечер пуст». Он застыл в пока еще холодной неопределенности, но мы понимаем, что вскоре сумрак наполнится теплом и ароматом весны.

Какие ассоциации возникают при прочтении последних строк стихотворения? Темный зрительный зал, заполненный тысячами «шумных глаз», которые со сцены кажутся бездонными и лишенными выражения. Они ждут от «звезды» продолжения рассказа, нового сюжета пьесы под названием «жизнь». Или это толпы людей, которых встречает герой? Они кажутся ему сплошной безликой массой, блуждающей по городу. А может быть, это окна шумных домов, которые глядят в недоумении на вечернюю звезду?

Стихотворение «Весна» многоплановое, неоднозначное, но музыкальное и живописное произведение. В нем заключено множество чувств и ассоциаций. Бытовые подробности отражают переживания лирического героя. Метафоры создают целостную картину предметов и явлений, наделенных человеческими качествами, дышащих вместе с автором пьянящим воздухом весны.

Поэт мастерски использует ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Перекрестная рифмовка АВАВ явно присутствует во второй строфе: рассказ – продолженья – глаз – выраженья. В первой части стиха рифмы бедные, но воспринимаются на слуг легко: удивлен – боится – бельем – больницы.

В стихотворении нет красивых описаний весенней природы, но от этого ощущение гармонии и красоты окружающего мира не исчезает, а проявляется под новым, совершенно необычным углом зрения – в обыденности, повседневности.

Любопытно, что в произведениях сборника «Темы и вариации» отразились довольно мрачные настроения автора, вызванные как тяжелым бытом того времени, так и личной драмой – замужеством женщины, которую Пастернак любил.

Несмотря на это, все стихотворение пронизано светом и воздухом, надеждой и ожиданием счастья. Вопреки всем сложностям и проблемам, жизненным неурядицам и погодным бурям, на улицы города придет весна. Все возродится.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

По произведению: «Весна я с улицы где тополь удивлен…»

По писателю: Пастернак Борис

Источник