Автор с няней из вокального цикла детская

Автор с няней из вокального цикла детская thumbnail

liudmila_leto все записи автора

21 марта 1839 — 28марта 1881

В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.

« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»

Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано – сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.

Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».

Цикл «Детская» – одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики.

«Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, – писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».

В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

«В углу» – вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.

«Жук» – третья пьеса-сценка из цикла «Детская» – загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

Читайте также:  Цикл месячных фото шейки матки

«С куклой» – четвертая пьеса цикла «Детская» – посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.

«На сон грядущий» – пятая сценка цикла «Детская» – подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…

«Кот Матрос» – шестая сценка из цикла «Детская» – образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

«Поехал на палочке» – седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».

автор-Инна Астахова
По книге Г.Хубова «Мусоргский»

Фрагмент передачи “Абсолютный слух”.

Источник

Модест Петрович Мусоргский «Детская»

Мусоргский «Детская»«Детская» – так великий русский композитор Мусоргский назвал вокальный цикл, в котором ярко отобразил эпизоды из жизни юного поколения. Эти лирические страницы творчества Модеста Петровича написаны не для начинающих музыкантов, и они совершенно не предназначены для педагогических целей. Несмотря на то, что повествование в композициях ведётся от лица ребёнка, они все рассчитаны на взрослых исполнителей. В цикле, состоящем из семи вокальных миниатюр, маэстро с большим чувством и искренностью воплотил прекрасные воспоминания из далёкого детства, проведённого в деревне, а так же впечатления от наблюдений за жизнью своих маленьких друзей. В песнях сборника Мусоргский звуками музыки талантливо нарисовал и весёлые, и грустные образы, но все они наполнены большой любовью к детям.

Историю создания «Детской» Мусоргского и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

История создания

Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат, вёл холостяцкую жизнь и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Однако у композитора были приятели и родственники, которые не были обделены семейным счастьем. Встречи с их детьми доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита дяди Моди.

Модест Петрович Мусоргский

Вот такое приятное для композитора общение и натолкнуло его весной 1868 года на мысль о сочинении вокального цикла, посвящённого детям. Идея Мусоргского заключалась не в том, чтобы написать небольшие детские песенки – ему захотелось создать поэтические вокальные миниатюры, которые бы раскрывали внутренний мир ребёнка с его чувствами, радостями и огорчениями. Композитор сразу поставил перед собой задачу, что не только музыку, но и тексты к своим вокальным сценкам он тоже сочинит сам. Долго не раздумывая, Мусоргский приступил к осуществлению своего замысла и первая композиция, открывающая цикл, под названием «С няней» вскоре была написана, 26 апреля 1868 года. Первым делом Модест Петрович решил показать своё новое творение Даргомыжскому, которого именовал «великим учителем музыкальной правды» и чьё авторитетное мнение было для него весьма ценным. Александр Сергеевич, прослушав миниатюру, искренне одобрил начинание молодого композитора и рекомендовал ему обязательно его продолжить.

Через полгода Даргомыжского не стало, а Модест Петрович, как дань памяти великому композитору, первую миниатюру своего цикла посвятил именно ему. Необходимо отметить, что Мусоргский в то время был занят ещё одним важным сочинением: именно в 1868 году он начал работать над оперой «Борис Годунов». В связи с этим про вокальный цикл композитор на некоторое время забыл, а вернулся к нему лишь через два года.  В 1970 году он написал ещё четыре миниатюры: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий», а композиции, завершающие сборник: «Кот Матрос» и «На палочке», были созданы только в 1872 году. Через год вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» в красивом художественном оформлении, к которому приложил руку сам Илья Репин, был напечатан в музыкальном издательстве Василия Бесселя и сразу был признан не только любителями музыки, но и критиками.

Читайте также:  Инициация как цикл проекта

Интересные факты

  • Когда вокальный цикл «Детская» Модеста Петровича Мусоргского вышел из печати, глава издательства Василий Бессель отправил его Ференцу Листу. Великий венгерский маэстро, познакомившись с миниатюрами Мусоргского заявил, что полюбил композитора сочинившего эти произведения и обязательно ему посвятит свою миниатюру.
  • Из семи композиций входящих в сборник шесть отмечены посвящением
  1. «С няней» – великому русскому композитору А. Даргомыжскому.
  2. «В углу» – талантливому художнику В. Гартману, картины которого вдохновили Модеста Петровича на создание «Картинок с выставки».
  3. «Жук» – В. В. Стасову, ставшему идейным вдохновителем «Могучей кучки».
  4. «С куклой» – близким родственникам композитора Анастасии и Георгию Мусоргским.
  5. «На сон грядущий» – крестнику Алексанлру Кюи.
  6. «Поехал на палочке» — Поликсене и Дмитрию Стасовым (родственники В.В. Стасова).
  7. «Кот Матрос» не посвящён никому.
  • Мусоргский предполагал, что вокальный сборник «Детская» будет включать не семь пьес, а гораздо больше, однако успел написать ещё всего лишь две композиции: «Сон ребенка» и «Ссора двух детей».
  • Вокальный цикл «Детская» весьма заинтересовал словацкого композитора и дирижёра Питера Брейнера. В 2012 году вместе Новозеландским симфоническим оркестром он записал оркестровую версию произведения Мусоргского.

Содержание

Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.

«С няней». В первой миниатюре композитор отразил свои детские впечатления от сказок когда-то рассказанных ему няней. Содержание пьесы таково: ребёнок поначалу хотел послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем всё-таки решил, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет гораздо интересней. Музыка композиции очень выразительна, её мелодическая линия, поддерживаемая красочным аккомпанементом, весьма пластична и с обаятельной реалистичностью передаёт речь ребенка.

Мусоргский «С няней»

«В углу». В композиции описывается сценка, в которой старенькая нянюшка ругает мальчика Мишеньку, напроказничавшего и испортившего её вязание. Прогневанная няня ставит проказника в угол и немного успокаивается. Далее начинается оправдательная речь малыша, обиженного как он считает несправедливыми упрёками: ведь во всём виноват котёнок. Однако няня неумолима и тогда Мишенька начинает капризничать: старую няню ругать и дразнить, а себя хвалить. Музыка пьесы весьма выразительно передаёт все интонации и рассерженной няни и обиженного ребёнка.

«Жук». В пьесе малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком. Мальчик строил домик из лучинок и вдруг появился огромный страшный жук. Испугавшийся ребёнок притаился, а жук взлетел и ударил его в височек. Малыш притаился и закрыл глазки, но когда открыл их, то увидел, что жук лежит на спинке и даже усами не шевелит. Что же с ним случилось? Эмоциональная музыка композиции правдиво передаёт взволнованный тон ребёнка, рассказывающего историю, поразившую его воображение.

Мусоргский Детская «Жук»

«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название – «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове. В этой композиции, как и принято в колыбельных, мелодическая линия монотонно-усыпляющая, но здесь она иногда прерывается невыдержанным восклицанием о том, что кукле пора спать.

«На сон грядущий». Девочка перед сном с усердием читает молитву, поначалу старательно упоминая близких и дальних родственников, но когда она доходит до имён своих многочисленных друзей, перечисляет их торопясь, забывая, что молитву нужно читать не спеша.

Мусоргский Детская «На сон грядущий»

«Кот Матрос». В данной композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря. Мелодическая линия пьесы очень выразительна, но на фоне пульсирующего ритма она звучит весьма взволнованно.

«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню. По дороге он встретил своего дружка Васю и пригласил его в гости. Вдруг малыш неожиданно споткнулся и ушиб ногу. На плач приходит мама и успокаивает своё любимое дитя.

Вокальный цикл «Детская» – это поистине уникальное произведение, созданное гениальным художником. Только настоящий мастер мог так тонко прочувствовать трепетность детской души и настолько искренне и поэтично её отобразить. Миниатюрами искренне восхищался знаменитый французский композитор Клод Дебюсси, а выдающийся русский критик В.В. Стасов сравнил их с нитью из жемчугов и бриллиантов.

Видео: слушать «Детскую» Мусоргского 

Читайте также:  Прервать цикл по условию

Источник

The Nursery

Композитор

Год создания

1872

Жанр

Страна

Россия

Вокальный цикл

История создания

Модест Мусоргский (Modest Mussorgsky)

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал
весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с
детьми Стасова, которого в те годы он часто посещал. Не песенки для
детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир
ребенка, его психологию — вот что было в центре внимания
композитора. Сочинять он начал на собственные тексты и не случайно,
закончив тогда же первый номер цикла, «С няней», Мусоргский сделал
знаменательное посвящение «великому учителю музыкальной правды
Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Это было за полгода до смерти
Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора и
посоветовал непременно продолжать работу. Однако Мусоргский,
занятый в то время окончанием «Бориса Годунова», надолго отложил
ее. Лишь в начале 1870 года были написаны еще четыре номера — «В
углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Последние две пьески,
«Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Были
сочинены и еще две — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей». Их
композитор играл друзьям, но не записал, и в окончательном варианте
цикла они отсутствуют.

  • Мусоргский — лучшее в интернет-магазине OZON.ru

«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов
произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки,
в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир
ребенка. Не осталось сведений о том, когда цикл был исполнен
впервые. Известно лишь, что его часто пела молодая любительница А.
Н. Пургольд, сестра жены Римского-Корсакова, вместе с ней
принимавшая горячее участие в жизни музыкального кружка,
группировавшегося вокруг Даргомыжского. Вскоре после написания, в
1873 году «Детская» была издана В. Бесселем в нарядном оформлении
Репина и сразу получила признание публики. Бессель тогда же, вместе
с некоторыми другими сочинениями молодых русских композиторов,
послал «Детскую» Листу, который пришел от нее в восторг. Брат
издателя сообщал Мусоргскому, что его сочинение Листа «до такой
степени расшевелило, что он полюбил автора и желает посвятить ему
une «bluette» (безделушку. — Л.М). «Глуп я или нет в музыке, но в
«Детской», кажется, неглуп, потому что понимание детей и взгляд на
них как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных
кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны, — писал
Мусоргский Стасову. — … Я никогда не думал, чтобы Лист, за
небольшими исключениями избирающий колоссальные сюжеты, мог
серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею:
ведь все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком…»

Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения. «В углу» — Виктору
Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и
архитектору, вскоре скончавшемуся в расцвете лет от сердечной
болезни (его посмертная выставка вдохновила композитора на одно из
лучших его творений — цикл «Картинки с выставки»). «Жук» посвящен
идейному вдохновителю композиторского кружка, автору крылатого
названия Могучая кучка Владимиру Васильевичу Стасову. Над пьеской
«С куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» —
племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета. «На сон
грядущий» посвящен Саше Кюи, а последний номер, «Поехал на
палочке», имеющий еще один заголовок — «На даче», — Дмитрию
Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым (брату В. В. Стасова и
его жене). Лишь «Кот Матрос» остался без посвящения.

Музыка

В «Детской» господствует мелодизированный речитатив, передающий
тончайшие оттенки речи. Аккомпанемент скупой, подчеркивающий
особенности мелодической линии, помогающий создать яркий,
выразительный образ.

№1, «С няней», отличается удивительной гибкостью мелодии,
поддержанной гармонически изобретательным аккомпанементом. №2, «В
углу», — сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком.
Бурным, обвиняющим интонациям няни противопоставлены фразы ребенка,
поначалу оправдывающиеся, жалобные, хнычущие, а потом, когда малыш
убеждает самого себя в невиновности, переходящие в агрессивный
вопль. №4, «С куклой», — монотонная колыбельная, которой девочка
укачивает свою куклу. Однообразный напев прерывается нетерпеливым
восклицанием (в подражание няне: «Тяпа, спать надо!»), а затем
снова разворачивается неторопливая колыбельная, замирающая в конце
— кукла уснула. №5, «На сон грядущий», может быть самый яркий, —
вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных,
товарищей по играм. Ее речь все ускоряется в бесконечном
перечислении имен и вдруг спотыкается… Следует растерянное
обращение к няне — как дальше? — и ее ворчливый ответ, после
которого следует медленное завершение молитвы: «Господи, помилуй и
меня грешную!» и быстрый, на одном звуке, вопрос: «Так? нянюшка?»
№6, «Кот Матрос», — захлебывающаяся скороговорка, построенная на
взволнованном пульсирующем ритме, с остроумными
звукоизобра-зительными приемами в аккомпанементе — история про
кота, запустившего лапу в клетку со снегирем. Завершает цикл живая
сценка «Поехал на палочке». Вначале это веселая поездка на
воображаемой лошадке (речитация на одной ноте), разговор с
приятелем, веселые подскоки. Но малыш упал. На его стоны и жалобы
спокойно, умиротворяюще отвечает мать, отвлекает его от боли. И вот
успокоившийся мальчик снова скачет.

Л. Михеева

Записи

Публикации

Источник