Анализ стихотворения денисьевского цикла тютчева

Краткое описание документа:
Тема урока: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)» урок анализа поэтического текста.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями любовной лирики Ф.И. Тютчева.
Задачи:
образовательные: учить выделять художественные особенности стихотворений Денисьевского цикла, анализировать стихотворения о любви;
развивающие: развивать навык выразительного чтения, мышление, умение чувствовать, понимать авторский замысел;
воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, к поэзии.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, ПК, раздаточный материал, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева.
Подготовка к уроку:
1) учащиеся должны подготовить сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева»;
2) учащийся готовит чтение наизусть стихотворения «Не говори: меня он как и прежде любит…».
Ход урока
Орг. момент.
Вводная беседа.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с фактами из жизни и творчества Ф.И. Тютчева, с особенностями его пейзажной лирики.
– В чём же особенности биографии Тютчева? (Необычайная одарённость и ранняя карьера чиновника, длительное нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры и т.д.).
У Ф.И. Тютчева не только интересная судьба, но и необычайно красивая поэзия.
– Назовите основные темы лирики Тютчева?
(Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой).
III. Сообщение темы.
Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:
Любима ты, и так, как ты –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось
Ребята, о какой теме мы будем говорить? (о любви)
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Сегодня на уроке мы с вами коснёмся особенностей любовной лирики Тютчева, а также стихотворений, принадлежащих Денисьевскому циклу. Постараемся ощутить ту любовь, которая согревала поэта в жизни, а может быть, приносила ему страдания, тоску.
IV. Изучение нового.
Начать изучение этой трепетной темы мне хотелось бы строками из стихотворения «Предопределение», которые будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье
И… поединок роковой…
(«Предопределение»)
– Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны мной?
В процессе урока попробуем ответить на этот вопрос более точно.
– Откройте свои тетради и запишите тему и эпиграф сегодняшнего урока.
– Любовная лирика отразила личную жизнь Ф.И. Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований, но всё-таки узкобиографического в его стихах меньше всего, хотя литературе почти всегда известны имена вдохновительниц поэта.
Более подробно нам об этом расскажет… (сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева» рассказ сопровождается спрезентацией)
В Денисьевский цикл вошли такие шедевры любовной лирики «Пошли, Господь, свою отраду» (1850), «Я очи знал,- о, эти очи!» (1850-1852), «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1850-1851), «Чему молилась ты с любовью…» (1850-1851), «О, как убийственно мы любим» (1851), «Последняя любовь» (1852-1854) и др.
Цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», о любви к Елене Александровне Денисьевой. Их «беззаконные» в глазах общества отношения продолжались в течение 14 лет. «Последняя любовь» поэта внесла немало сложного и противоречивого в отношения с женой Эрнестиной Федоровной и послужила причиной тягостного для обеих сторон расхождения.
К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить рассказ о любви Ф.И.Тютчева и Е.А.Денисьевой.
1 ученик
Дважды состоял Тютчев в законном браке. Третий брак был незаконным и длился на протяжении четырнадцати лет (1850-1864) до самой смерти Елены Александровны Денисьевой. У Тютчева и Денисьевой было трое детей, записанных под фамилией Тютчева, что неснимало с них незаконнорожденности, и отцовы права не распространялись на них и не давали им никаких привилегий. Ситуация, в которой оказались Денисьева и Тютчев, трагична. Она очутилась в фальшивом положении: мать троих детей, возлюбленная поэта, незаконная жена, «свет» ее не принял и отверг, от нее отрекся родной отец, тетка- инспектриса Смольного института из-за нее вынуждена была оставить институт. Беззаветная любовь к поэту сделала Елену Александровну вспыльчивой, экзальтированной, болезненной. Тютчев оставался в семье, в петербургских салонах, хотя трагически ощущал свою отдаленность от возлюбленной, «свое двойное бытие». Он находился в страшном раздвоении, «в котором жить нам суждено». Поэт сознавал себя виновным и перед женой, и перед Денисьевой за то, что не мог отвечать им с той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему.
2 ученик
Он – поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева – Нести и Леля. О Елене Александровне Денисьевой, последней, пылкой, тайной и мучительной любви Ф. И. Тютчева, поэта и блистательного остроумца – дипломата, которого часто впролголоса – не решались громко, – слишком рассеянно относился Федор Иванович к своему великолепному Дару, – называли “наследником пушкинских традиций” , неизвестно почти ничего.. и известно слишком много!
3 ученик
Она – адресат более пятнадцати его стихотворений, ставших самыми драгоценными шедеврами русской лирики второй половины девятнадцатого столетия. Это – очень много для Женщины, которая беззаветно любила. И – слишком мало для сердца, которое надорвало себя этой Любовью. Вот уже почти двести лет мы читаем строки, посвященные ей, восторгаемся мучительной и жгучей силой чувства к ней Тютчева, вообще – то, человека очень скрытного и презирающего всякую “сентиментальную чепуху”. С Лелей он познакомился в 1850 году, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил свою вторую жену Эрнестину, семью. “Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался…” – пишет о периоде “последней любви” поэта к Е.А.Денисьевой их сын Ф.Ф.Тютчев. В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность и вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. И когда поэт потерял ту, которую так безумно и страстно любил, он потерял все.
Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле (1850-1864), одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Любимая предстает не как “неземное создание”, а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные чувства, но и ошибки, слабости, противоречия, страсть. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием. Стихи этого цикла звучат как исповедь.
Почему урок «о Денисьевском цикле» мы начинаем с рассказа о взаимоотношениях поэта и Елены Александровны?
«Денисьевский цикл» – это результат личных переживаний поэта. Мы не сможем понять стихотворения, не зная истории любви Федора Ивановича и Елены Александровны.
– Дома вы читали стихотворения этого цикла, а теперь узнали о той, которая вдохновила Тютчева на их создание.
Давайте вслушаемся в строки стихотворений Ф.И. Тютчева. Постараемся определить своеобразие стихов Денисьевского цикла.
На доске записаны слова, которые вы можете использовать при определении художественных особенностей стихотворений: исповедальный, страстный, трагедия, стихийная страсть, горечь, угасает, тает, измученная душа, мгновение любовных отношений, психологический драматизм, внутренний монолог, трепетное чувство, блаженство, безысходность, душевное напряжение, умиротворение, успокоение, дисгармония, роковой поединок
Чтение и анализ стихотворений.
1 группа
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…»
– О чем это стихотворение?
– О том, что любовь может быть гибелью, «судьбы ужасным приговором», обрекать любящих на страдания.
– Как бы вы определили звучание стихотворения?
– Оно печально, даже трагично.
– Что делает это произведение трагичным?
– Трагизм ощущается уже в первой строфе, в словах: Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Любимая была радостна и цветуща: «розы ланит», «улыбка уст и блеск очей», «волшебный взор и речи», «смех младенчески живой». Но все было недолговечно, «как северное лето», как «мимолетный гость»: Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей.
– В чем причина такой перемены в героине?
– Ей пришлось отречься во имя любви от всего, что было мило сердцу: Жизнь отреченья, жизнь страданья. Ее осудили люди, хотя вряд ли они имели на это право: Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.
– Что стало с ней?
– Героине удалось сберечь только Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!
– Понимает ли поэт, какую боль он причинил любимой, или он просто гордится победой?
– Он понимает, что такая любовь -«ужасный приговор судьбы», незаслужен- ный позор. Эта любовь – гибель: … в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..
Истязательный самодопрос, истязующий самоотчет. Последняя строфа – словно судорожная вытяжка из своеобразного мучительного диалога между любящим убийцей и его жертвой…
В этом стихотворении “мы” расщепляется на “я” и “ты”; к тому “я”, бывшему, поэт обращается сейчас на “ты”. Получается, что былое тогдашнего “я” начальных дней любви предстает сейчас перед поэтом как чуждое ему “ты” врага и убийцы, на которое он смотрит сейчас с ужасом. Вместе с тем “ты” в обращении к любимой сменилось в стихотворении местоимением “она”: осознавший себя убийцей любимой, поэт словно не решается назвать ее на “ты” и объективирует ее как жертву былого торжествовавшего “я”.
Этот пронзительный диалог между “я” нынешним и “я” тогдашним глубоко драматичен, ибо он ведется как бы через голову любимой и обращен он к ней. А между с тем напряженность самодопроса с пристрастием теперешнего “я” с прошлым”я” становится все сильнее по мере того, как непосредственное “ты” в обращении к любимой все судорожнее сменяется заменой “ты” – на “ее”.
“Она”, “ты”, любимая – неотступно присутствуют при самопытке поэта, все больше растравляя его боль. Именно потому, что “ты” – “она” все врем перед ним, тропы сплошь пронизаны риторическими и восклицательными интонациями.
Обобщающее называние ее боли – в предпоследней строфе. К сказанному добавим еще, что это обобщающее называние “ее” мук и придает особую эмоциональную завершенность повтору…и такое звучание конечного повтора объясняется прежде тем, что предшествующее ему называние наших с тобой, любимая, мук особенно выделяет “ее” муки и представляет особое углубление в ее внутренний мир. Любовь – убийство как определительный мотив стихотворения, предопределяющий указанные слова “убийственно”. Поэт стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую, хочет раскрыть мир чувств, ее личность, проникнуть в духовный мир женщины через сравнение её с природой.
2 группа
Глубочайшим лиризмом отличается стихотворение «Последняя любовь», которое было написано в 1852-1854 г.г.
– Послушайте это стихотворение, постарайтесь ощутить те чувства, которыми оно наполнено.
– Прочитайте ещё раз про себя, чтобы лучше осознать, понять смысл стихотворения.
– Какова тема данного стихотворения?
Это стихотворение о любви, а если быть точнее, то о последней любви на склоне лет.
– Каким чувством проникнуто?
– Какая любовь в этом стихотворении?
В этом стихотворении последняя любовь предстаёт и как блаженство, и как безнадежность; оно звучит как исповедь поэта, как грустный романс, посвящённый позднему, но оттого особенно трепетному чувству.
– Можем ли выделить в этом стихотворении смысловые части?
Это лирическое стихотворение, во всех строфах которого с помощью разных поэтических образов перед читателем предстаёт последняя любовь, наполненная сильными чувствами.
– Каким предстаёт лирический герой?
-влюблённый человек, в зрелом возрасте, прошедший половину жизненного пути, испытывающий нежность
– Какие слова в стихотворении указывают на данную характеристику?
Поэт использует метафоры («Полнеба обхватила тень…», «скудеет в жилах кровь…»), которые помогают почувствовать, что половина жизненного пути уже пройдена, отчего ощущается тоска, грусть, печаль. Но эти чувства не преобладают в стихотворении. Обращаясь к последней любви, лирический герой с лёгкой горечью и одновременно с радостью приветствует её. В первой строфе звучит исповедальное признание лирического героя в нежности чувства и страхе перед утратой («…на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»).
Лирический герой не просто испытывает чувство влюблённости, а действительно горячо, трепетно любит и тем сильнее оттого, что эта любовь последняя.
– Какие поэтические образы, выражения помогают почувствовать эту последнюю любовь? (Что указывает на то, что любовь последняя?)
Метафоры: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…», «прощальный свет», «вечерняя заря» – это своеобразная метафора, которую поэт избирает для передачи этого позднего, но сильного чувства; «заря вечерняя» – источник особого, интенсивного света. И оттого в 1-ой строфе об этом свете говорится трижды, применяя повтор и обращение: «Сияй, сияй, прощальный свет…». Этот мотив подхвачен во 2-ой строфе: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…».
Но в этом стихотворении ощущается контраст: рядом со светом уживается тень, охватившая полнеба. Эпитет «вечерний день» тоже очень контрастен: с одной стороны – это вечер(закат жизни), с другой – день (то светлое чувство, возникшее на склоне лет). И снова звучат повторы мольбы: «Помедли, помедли, вечерний день,/ Продлись, продлись, очарованье…»
А в 3-ей строфе вновь мотив нежности, прозвучавший в начальном четверостишии, уверяя, что «в сердце не скудеет нежность».
В стихотворении не просто упоминаются эти знаменательные слова: оно этой нежностью, как и музыкой пронизано, покоряя чуткого читателя.
В финале жизни последняя любовь действительно может согреть любого человека.
– Что последняя любовь несёт в жизнь человека?
– С каким чувством она сопряжена?
Последняя любовь несёт нежность, блаженство, чем старше становится человек, тем трепетнее это чувство, но наряду с этими чувствами, последняя любовь – это ещё и безнадежность. Вновь мы видим противоречивость чувств, переживаний лирического героя.
– Обратите внимание на ритмический рисунок этого стихотворения. В чём его необычность?
Источник
« О, как убийственно мы любим…»
(Денисьевский цикл в поэзии Ф. И. Тютчева)
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И…поединок роковой…
Ведущий:
Елена Александровна Денисьева… Это имя олицетворяет в русской литературе одну из вершин философской лирики замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Вершину, в основании которой всего 14 лет взаимоотношений поэта с любимой женщиной. Их знакомство состоялось в конце 40-х годов в Смольном институте, где учились старшие дочери Тютчева. Елена Александровна была племянницей инспектрисы института. Природа одарила её большим умом, большой впечатлительностью и живостью, глубиною чувств и энергией характера. Взаимное увлечение 47-летнего поэта и 24-летней молодой девушки росло незаметно для обоих, пока не вызвало с её стороны «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную любовь, что она охватила всё существо поэта, и он остался навсегда её пленником».
Чтец:
Пламя рдеет, пламя пышет, Треск за треском, дым за дымом,
Искры брызжут и летят, Трубы голые торчат,
А на них прохладой дышит А в покое нерушимом
Из-за речки тёмный сад. Листья веют и шуршат.
Сумрак тут, там жар и крики, Я, дыханьем их обвеян,
Я брожу как бы во сне, – Страстный говор твой ловлю…
Лишь одно я живо чую: Слава Богу, я с тобою,
Ты со мной и вся во мне. А с тобой мне как в раю.
Чтец:
Я очи знал, – о, эти очи! Дышал он грустный, утомлённый
Как я любил их – знает Бог! В тени ресниц её густой,
От их волшебной, страстной ночи Как наслажденье, утомлённый
Я душу оторвать не мог. И, как страданье, роковой.
В непостижимом этом взоре, И в эти чудные мгновенья
Жизнь обнажающем до дна, Ни разу мне не довелось
Такое слышалося горе, С ним повстречаться без волненья
Такая страсти глубина! И любоваться им без слёз.
Ведущий:
Скрыть свои отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга оказалось невозможным. И поэтому Елене Александровне быстро было отказано в приёмах в тех домах, где она ещё совсем недавно была желанной гостьей, от Денисьевой отрёкся родной отец.
Чтец:
Чему молилась ты с любовью,
Что как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Её спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!
Ведущий:
Денисьевой была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья». Главной же мукой было то, что любимый, ради которого всё было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью. Тютчев не только не порвал со своей семьёй, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею.
Чтец:
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу…им, им одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу ещё болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Чтец:
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:
Ты любишь искренно и пламенно, а я –
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
И, жалкий чародей перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея, сознаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
Ведущий:
Как всё сплелось, как запуталось! Но что он мог ответить самому себе? Чем оправдать свою вину? А Денисьева была вправе желать от него и любви, и признания. Ведь любила она его страстно, беззаветно, порой заботясь о нём больше, чем об их детях.
Дочь Елена родилась у них в 1851 году, сын Фёдор – в 1860-ом, и второй сын, Николай, – в 1864-ом. Все они носили фамилию отца, но, как незаконнорожденные, не имели права на дворянское звание и были приписаны к мещанскому сословью Петербурга. Потому стихи, посвящённые Денисьевой, проникнуты нежностью, преклонением перед силой её чувства, сознанием собственной недостойности, тяжёлым чувством вины.
Чтец:
Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей».
Пускай моё она созданье –
Но как я беден перед ней…
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Чтец:
Когда, порой, так умилённо,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Перед колыбелью дорогой,
Где спит она – твоё рожденье –
Твой безыменный херувим, –
Пойми ж и ты моё смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей.
Ведущий:
Двусмысленность положения, душевные страдания отразились на состоянии здоровья Елены Денисьевой: она тяжело заболела. Тютчев это видел, и муки его становились невыносимы.
Чтец:
Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Ведущий:
Через несколько месяцев её не стало. Елена Александровна умерла в возрасте 38 лет 4 августа 1864 года. «Не живётся, мой друг, не живётся, – напишет Тютчев Георгиевскому, близкому другу, через два месяца после смерти Денисьевой. – Гноится рана, не заживает. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, в её беспредельной любви ко мне я сознавал себя… Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество».
Чтец:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Всё темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Ведущий:
Для Тютчева наступило время страшного, беспощадного, неумолимо-отчаянного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что в сущности именно он сгубил её тем двусмысленным положением, в которое поставил. Тоска по Леле возрастала всё неудержимей. Кем он был для неё – злодеем, не желающим делать зло, другом – бессильным совершить добро? Леля – его скорбь, утрата, жертва…
Чтец:
Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других…
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.
Вдруг всё замрёт. Слезам и умиленью
Нет доступа, всё пусто и темно,
Минувшее не веет лёгкой тенью,
А под землёй, как труп, лежит оно.
Ах, и над ним в действительности ясной,
Но без любви, без солнечных лучей,
Такой же мир бездушный и бесстрастный,
Не знающий, не помнящий о ней.
И я один, с моей тоской тупою,
Хочу сознать себя и не могу –
Разбитый чёлн, заброшенный волною,
На безымянном диком берегу.
О, господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –
По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе, –
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
Ведущий:
Боль от утраты была нестерпимой. Но Тютчева ждал новый удар. Второго мая 1865 года умерли в один день двое его детей – дочь Лена и сын Николай. Нелепое обстоятельство стало причиной этого страшного исхода. Лена воспитывалась в известном петербургском пансионе, где обучались дети многих высокопоставленных родителей. Однажды к ней обратилась мать одной из сверстниц, спросив, как поживает её матушка, имея в виду Эрнестину Фёдоровну, жену поэта. Услышав, что Лена – дочь Денисьевой, дама воскликнула: «Кто бы мог подумать, что в такой уважаемый пансион принимают бастардов»,- и, строго посмотрев на свою дочь, добавила: «Больше ты не должна дружить с этой девочкой, я тебе запрещаю это».
Лена убежала из пансиона к тётке своей матери, категорически отказываясь вернуться назад. От нервного потрясения она заболела – у неё началась скоротечная чахотка, от которой она умерла 2 мая. Её брат Коля, которому в то время исполнилось полтора года, пережил сестру всего на несколько часов, будто существовавшая между ними связь была столь сильной, что, оборвавшись с одного конца, она лишила возможности жить и другого.
Брат и сестра были похоронены под одной насыпью на Волковом кладбище, рядом с могилой их матери. Теперь они были все вместе, там, где их уже не могла мучить несправедливость людского суда.
Самые мрачные мысли приходили Тютчеву в голову в эти дни. Он думал о своём бессилии, беспомощности, невозможности застраховать от беды и себя, и тех, кого он любил.
Ещё и ещё раз до мельчайших подробностей он вспоминал то, что происходило между ним и Денисьевой.
Чтец:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слёз!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ведущий:
Он пережил её на 9 лет. Его черёд пришёл 15 июля 1875 года. Но остались стихи Тютчева, прекрасный и неувядаемый гимн любви – денисьевский цикл.
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови…
Источник