А блок стихотворение на железной дороге блок включил в цикл родина

В цикле «Родина» Блок поместил стихотворение «На железной дороге» – о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной жизнью. В своем «цветном платке, на косы брошенном» , она связывается в представлении читателя с излюбленным блоковским образом России – женщины, невесты ( строки «плат узорный до бровей» , «призывно машет твой узорный, твой цветной рукав») !

В лирическом произведении описание событий не является самоцелью.

Это лишь средство выразить определенные мысли, чувства и переживания поэта и передать их читателям. А в лирике, как известно, изображение переживаний человека является специфической формой познания действительности.

В стихотворении описан трагический случай – самоубийство молодой женщины.

Можно ли считать героиню стихотворения «На железной дороге» с ее мечтами о счастье каким-то исключением? В стихотворении есть очень емкая, многозначительная фраза: «Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая…» . Она заставляет нас подумать о юности – быстропроходящей, о мечтах – часто несбывшихся… Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер.

Если бы речь шла о женщине, которая вышла именно к этому поезду, побуждаемая необходимостью, мы не смогли бы представить себе образ молодой мечтательницы с ее стремлением к лучшей жизни, с ожиданием чего-то прекрасного.

Кроме того, неоднократные посещения станции, постоянные ожидания, всегда обманутые надежды дают возможность почувствовать безвыходное положение героини. Вследствие этого глубже, эмоциональнее воспринимается мысль о том, что причиной трагической гибели молодой женщины явилась невозможность осуществить свои надежды.

Характер изображения героини в стихотворении «На железной дороге»

обусловлен не только законами жанра лирического произведения, но и личностью поэта, его а индивидуальной творческой манерой. Этот образ – проходящий мимо поезд помогает правдиво, психологически убедительно объяснить трагедию одинокой несчастной женщины. А правдивое изображение душевного мира героя, психологическая мотивировка поступков не менее важны в художественном произведении, чем точное, достоверное описание отдельных бытовых подробностей.

Современников Блока поражало его уменье раскрыть женскую душу и вместе

с тем показать страшную судьбу, на которую обречены многие женщины в России.

Интересные мысли о стихотворении Блока высказывал М. Исаковский.

Разбирая стихотворение одного начинающего поэта, он ссылался на

четверостишие из блоковского стихотворения «На железной дороге» .

У Блока сказано так:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели,

Молчали желтые и синие,

В зеленых плакали и пели.

И когда Вы читаете эти строки Блока, то перед Вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но Вы видите и другой образ – образ более значительный и широкий. Вы видите людей, едущих в поезде (хотя сказано об этом весьма кратко, лишь одним намеком) , и через этих людей Вы как бы видите всю страну. И именно это-то последнее и производит на Вас наибольшее впечатление» ‘.

Источник

Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал «поэмой вочеловечения».

Стихотворение «На железной дороге» было написано в 1910 году. Оно входит в третий том творчества Блока и является частью цикла «Родина». Этот цикл вобрал в себя все самое лучшее. В нем воплотились раздумья Блока о прошлом, настоящем и будущем России.

Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, судеб России, особенностей национального самосознания.

Стихотворение «На железной дороге» находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Оно несет на себе «отпечаток» темы «страшного мира», также разрабатываемого Блоком в третьем томе своих стихов. Кроме того, это стихотворение перекликается с лирикой русских поэтов второй половины 19 века (произведениями Некрасова, например). Но ведущей в нем остается тема Родины.

Известно, что Блок олицетворял Россию в образе женщины. В цикле «Родина» – это, прежде всего, женщина из народа. В стихотворении «На железной дороге» именно такая простая русская женщина и является центральной героиней. Ее описание дается уже в первой строфе, имеющей трагическое звучание:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Сравнение «как живая» вносит в стихотворение настроение тревоги, даже трагизма. Героиня мертва, или поэт хотел сказать что-то другое, прибегая к такому сравнению? Дальнейшее развитие произведения помогает понять авторский замысел.

Перед нами разворачивается судьба крестьянской девушки. Она, красивая и молодая, живет мечтами о лучшей жизни, живет фантазиями и надеждами. Каждый день героиня ходит на железную дорогу смотреть на проносящиеся мимо поезда: «Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом».

Для героини все это – олицетворение другой, красивой, легкой, счастливой жизни:

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Но поезд и его пассажиры безучастно проносятся мимо, в свою жизнь, не обращая внимания на трепещущую девушку. Лишь один раз, упоминает поэт, какой-то гусар обратил внимание на деревенскую красавицу, улыбнулся ей и … пронесся мимо.

Вся молодость, лучшие годы героини прошли в бесполезном ожидании. Сердце девушки омертвело, надорвалось в этом бесплодном ожидании счастья. Чем больше проходило времени, тем сильнее «дорожная, железная тоска» овладевала душой героини.

Читайте также:  Интегративный подход к обучению предметам языкового цикла

В последнем четверостишии подведен итог, нарисован неутешительный финал жизни:

… а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – всё больно.

Это стихотворение представляет собой развернутую метафору, потому что судьба лирической героини – это и судьба России, на мой взгляд.

Блок олицетворяет свою Родину с жизнью народа. Это несомненно. Поэтому поэт и сделал центральным образом своего стихотворения простую русскую женщину. Блок переживает, что ее судьба, как и жизнь многих ее подруг, проходят бесплодно, несчастливо, бессмысленно.

Но так же, по мнению Блока, проносится и жизнь современной ему России. Железная дорога, на мой взгляд, – символ многозначный. С одной стороны, это цивилизация, наступающая на народную Русь, и уничтожающая ее самобытность. С другой стороны, – это равнодушные граждане, которым все равно, что будет с их страной и с их народом:

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блёклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

«На железной дороге» Блока имеет сильные переклички со стихотворением Некрасова «Тройка» и, отчасти, «Железная дорога». Оно является типичным для цикла «Родина».

Образ России в этом стихотворном цикле сложен и неоднозначен. Ее прошлое овеяно славой и победами, настоящее смутно, грустно и даже, во многом, трагично, будущее – туманно, но поэт надеется на лучшее.

Источник

Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал “поэмой вочеловечения”.

Стихотворение “На железной дороге” было написано в 1910 году. Оно входит в третий том творчества Блока и является частью цикла “Родина”. Этот цикл вобрал в себя все самое лучшее.

В нем воплотились раздумья Блока о прошлом, настоящем и будущем России.

Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, судеб России,

особенностей национального самосознания.

Стихотворение “На железной дороге” находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Оно несет на себе “отпечаток” темы “страшного мира”, также разрабатываемого Блоком в третьем томе своих стихов. Кроме того, это стихотворение перекликается с лирикой русских поэтов второй половины 19 века (произведениями Некрасова, например).

Но ведущей в нем остается тема Родины.

Известно, что Блок олицетворял Россию в образе женщины. В цикле “Родина” – это, прежде всего, женщина из народа. В стихотворении “На железной дороге” именно такая простая

русская женщина и является центральной героиней. Ее описание дается уже в первой строфе, имеющей трагическое звучание:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Сравнение “как живая” вносит в стихотворение настроение тревоги, даже трагизма. Героиня мертва, или поэт хотел сказать что-то другое, прибегая к такому сравнению? Дальнейшее развитие произведения помогает понять авторский замысел.

Перед нами разворачивается судьба крестьянской девушки. Она, красивая и молодая, живет мечтами о лучшей жизни, живет фантазиями и надеждами. Каждый день героиня ходит на железную дорогу смотреть на проносящиеся мимо поезда: “Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом”.

Для героини все это – олицетворение другой, красивой, легкой, счастливой жизни:

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Но поезд и его пассажиры безучастно проносятся мимо, в свою жизнь, не обращая внимания на трепещущую девушку. Лишь один раз, упоминает поэт, какой-то гусар обратил внимание на деревенскую красавицу, улыбнулся ей и… пронесся мимо.

Вся молодость, лучшие годы героини прошли в бесполезном ожидании. Сердце девушки омертвело, надорвалось в этом бесплодном ожидании счастья. Чем больше проходило времени, тем сильнее “дорожная, железная тоска” овладевала душой героини.

В последнем четверостишии подведен итог, нарисован неутешительный финал жизни:

… а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Это стихотворение представляет собой развернутую метафору, потому что судьба лирической героини – это и судьба России, на мой взгляд.

Блок олицетворяет свою Родину с жизнью народа. Это несомненно. Поэтому поэт и сделал центральным образом своего стихотворения простую русскую женщину.

Блок переживает, что ее судьба, как и жизнь многих ее подруг, проходят бесплодно, несчастливо, бессмысленно.

Но так же, по мнению Блока, проносится и жизнь современной ему России. Железная дорога, на мой взгляд, – символ многозначный. С одной стороны, это цивилизация, наступающая на народную Русь, и уничтожающая ее самобытность. С другой стороны, – это равнодушные граждане, которым все равно, что будет с их страной и с их народом:

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

“На железной дороге” Блока имеет сильные переклички со стихотворением Некрасова “Тройка” и, отчасти, “Железная дорога”. Оно является типичным для цикла “Родина”.

Образ России в этом стихотворном цикле сложен и неоднозначен. Ее прошлое овеяно славой и победами, настоящее смутно, грустно и даже, во многом, трагично, будущее – туманно, но поэт надеется на лучшее.

Читайте также:  Сбои в менструационного цикла причины в 40 лет лечение

Loading…

Источник

В стихотворении А. Блока «На железной дороге» символически изображена трудная судьба русской женщины из провинции. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге», который поможет подготовиться к уроку литературы в 11 классе.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.

История создания – написано в июне 1910 под впечатлением от романа Л. Толстого “Воскресение”, вошло в цикл «Родина».

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой унылой, безрадостной жизни или несчастной любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять строф.

Жанр – сюжетное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «в платке, на косы брошенном», «три ярких глаза набегающих», «молчали жёлтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Эпитеты – «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блёклые», «рука небрежная».

История создания

Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 г. Тогда он был впечатлён романом Л.Н. Толстого «Воскресение», поэтому основой сюжета стихотворения стала смерть женщины, измученной любовью и беспросветной жизнью. Нельзя считать произведение «На железной дороге» подражанием Толстому или Некрасову (“Тройка”), ведь А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшей.

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в литературе.

Тема

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви и безрадостной жизни. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мёртвая молодая женщина. О её смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Сначала А. Блок даёт портрет женщины, которая лежит «во рву некошенном». Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забрать труп. О причинах можно только догадываться. Героине даже глаза никто не закрыл, поэтому кажется, что она живая. Смерть не смогла стереть с неё молодость и красоту.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, находящуюся за лесом. Здесь она с волнением ожидала чего-то. Её глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На неё засматривались гусары, но красавица, погружённая в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних строфах автор приоткрывает тайну страданий героини. Её юность умчалась, мечты оказались пустыми, а сердце разрывает тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колёса.

В завершении рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходите к ней с вопросами». Он понимает, что она растоптана не только своей тоскливой жизнью, но и равнодушием тех, кто сейчас смотрит на неё погибшую.

Автор говорит, что нельзя играть человеческими чувствами, а также быть равнодушными к чужой беде.

Композиция

Стихотворение являет собой рассказ лирического героя о предполагаемой судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о возможной судьбе героини (ретроспектива).

Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мёртвой, а в середине стихотворения – описание типичной (или возможной) судьбы молодой и красивой женщины из провинции. Текст разделён на девять строф по четыре строки.

Жанр

Жанр произведения – сюжетное лирическое стихотворение, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Сюжет стихотворения – это предполагаемые эпизоды жизни погибшей женщины. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ погибшей женщины, усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя. В тексте преобладают эпитеты: «цветной платок», «походка чинная», «ближний лес», «платформа длинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блёклые», «рука небрежная. Метафор меньше, но они помогают расставить идейные акценты: «в платке, на косы брошенном », «три ярких глаза набегающих», «молчали жёлтые и синие», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто».

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • Lilnait Student

    8/8

  • Алексей Алексеев

    7/8

  • Анастасия Артёмова

    8/8

Читайте также:  Второй цикл базальная температура не поднимается

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 32.

Источник

Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдет о России. Кто она, Россия. Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая.

Она раздавлена любовью, грязью иль колесами все больно. Неужели это некогда великая Россия. Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, “шла походкой чинною”. В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. “Бесполезная

юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадежностью положения.

Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают ее и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта “под насыпью”. Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колесами. Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.

Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена,

а в другом мире, она живет полноценной жизнью, со всеми ее волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, “чинного шествия” России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.

Реалистичность основная черта этого стихотворения.

Как известно, Блок поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать свое толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.

Каждый день проносятся все те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов, и, кажется, не замечают Ее. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, все равно через секунду будут уже далеко.

Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днем ждать, “быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон”, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина.

Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.

По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, “Россия воспрянет ото сна”

В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и “яркие глаза” (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам). Синий цвет неба, возвышенный вагоны для богатых, желтый яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни средний класс, а зеленый цвет травы, близости к земле вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид изза стекол вагонов.

Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.

Снаружи растут лесные деревья, за лесом длинная платформа, на ней навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, повидимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа.

Блок намеренно не дает “цветовых” определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, комуто сопутствует удача, ктото терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении.

Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.

В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков “с” (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.

Стихотворение “На железной дороге” нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноименном стихотворении. Своеобразное “пессимистическое” кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждет страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.

Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.

Loading…

Источник